и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя.

Прочие

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя

Не знает числа единство, и равенство не допускает ступени, как написано: И не восходи по ступеням к жертвеннику Моему.

Изъяснения Псалмов

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Жертвенник, Алтарь

Жертвенник, Алтарь
 (Быт.8:20) – строение, исключительно предназначенное для принесения Богу жертв. Хотя жертвоприношения существовали и до потопа, но слово жертвенник в первый раз употреблено в Библии по выходе Ноя из ковчега.

Сооружение жертвенников в связи с призыванием имени Божия часто встречается во времена Церкви Патриархальной на местах Богоявлений (Быт.12:7,13:18,26:25 и др.).

Жертвенники имели различную форму и в первое время устроялись очень просто и несложно. По всей вероятности, они состояли в то время из квадратной кучи камней или из простой земляной насыпи. Жертвенник, на котором Иаков принес Богу жертву в Вефиле, возливши на оный елей, был простой камень, служивший ему изголовьем во время ночи (Быт.28:18).

Жертвенник, устроенный Моисеем по повелению Божию, был сделан просто из земли. Если его делали из камней, то не из тесаных. Ибо как скоро наложишь на них тесло твое, сказал Бог Моисею, то осквернишь их (Исх.20:25). Ступеней при жертвеннике не полагалось, и подъем к нему производился по наклонной плоскости, заменявшей лестницу (Исх.20:26).

Жертвенники имели обыкновенно так называемые роги (Исх.27:2), к которым обыкновенно привязывалась жертва (Пс.117:27). Жертвенники сооружались в воспоминание наиболее замечательных событий, как, напр., поражения амаликитян (Исх.17:15). Для принесения жертвы языческим лжебогам жертвенники часто устроялись в рощах и на высотах, в которых в различные времена происходили гнусные сцены разврата и идолопоклонства. По повелению Божию Моисей устроил два жертвенника, один для всесожжений, другой для фимиама.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

И не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя.
Ст. 26 Одежда Израильтян (как ныне у духовного сословия Калмыков и других кочевых племен великой Азии), вероятно, состояла только из верхней одежды, в виде широкого плаща или бурнуса.

Священная летопись. Том второй

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Исх.20:22-26

Поскольку заповедь сия стоит в тесной связи с запрещением идолопоклонства; то конечно она имеет и одинаковую цель с сим запрещением. Язычники устраивали обыкновенно жертвенники своим богам из мрамора, или из дорогих металлов, и высекали на них различные изображения и суеверные символы, выражавшие характер или значение богов. Господь хотел отклонить от этого Евреев, весьма склонных к идолопоклонству. Раввин Моисей говорит, что из священных осколков каменных, отсечённых от жертвенника, Евреи могли делать различные суеверные употребления. Притом же, по объяснению некоторых толкователей, Господь не хотел, до построения себе храма в одном определённом месте, устроять себе крепких и великолепных жертвенников, дабы они, надолго сохраняясь вследствие своей прочности, не отвлекали впоследствии Израильтян от единого, религиозного центра, и чтобы, по занятии Евреями земли обетованной, жители соседних стран на сих жертвенниках не стали совершать жертв демонских (Блаженный Феодорит Кирский).

И не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нём нагота твоя. Против чего направлено запрещение Божие всходить к его жертвеннику по ступеням? Тоже против нечистых и гнусных обычаев языческих, соблюдавшихся при некоторых идольских жертвах. Так на мерзких требищах Приапа жрецы сего идола обнажались перед народом. Моавитское служение Веельфегору было такого же характера. Иегова же Бог Израильский заповедует своим священникам самую строгую целомудренность и скромность, которая легко могла нарушиться при восхождении по высоким ступеням жертвенника; ибо под льняной туникой священников были только надраги, скрывавшие наготу их от чресл до колен (Исх.28:42). Посему к жертвеннику должна была вести просто наклонная плоскость, а не ступени.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-26 И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам; не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе: сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя; если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их; и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя

С данного стиха начинается изложение законов, возвещенных на Синае одному Моисею и им переданных впоследствии всему народу. К этим законам и относятся слова Втор 5:5. Первым из таких постановлений является постановление о месте совершения богослужения – жертвеннике. Так как жертвенник назначается для Бога (ст. 24-25), то он должен быть сооружен в духе истинного богопочитания, не должен носить и следов язычества. И прежде всего на нем или при нем не могут находиться статуи, – золотые и серебренные идолы, несогласные с верой в единого истинного Бога. Ввиду этого и повторяется вторая заповедь, с указанием основания для запрещения делать кумира: невидимость Бога – «говорил с неба» (Втор 4:36; Неем 9:13).

Так как далее евреи подражая язычникам, могли делать на камнях жертвенника изображения и кланяться им (Лев 26:1), то во избежание этого закон требует, чтобы жертвенник был сделан из земли, а если из камней, то непременно из не тесанных (Втор 27:5 и д.; Нав 8:31; 1Мак 4:47), так как на них труднее вырезать то или другое изображение. В виду временного отсутствия одного определенного места для совершения богослужения (Втор 12:5, 11, 21; 14:23; 16:6, 11) жертвенник может быть сооружаем там, где «Господь положит память имени Своего» (24), т. е. там, где Он проявит Свое присутствие (3Цар 9:3, – по поселении евреев в Ханаане получил полную силу закон Второзакония об единстве места богослужения, цит. мм.). Только тогда будет угодна Богу приносимая на жертвеннике жертва. И, наконец, как жертва покрывает грехи человека, так должна быть скрываема и нагота, напоминающая о грехе: при жертвеннике не должно быть ступеней, восхождение по которым способствует открытию наготы.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible