Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования:
- Лопухин А.П.
- Прп. Никодим Святогорец
- Свт. Афанасий Великий
- Свт. Григорий Нисский
- Свт. Николай Сербский
- Свт. Филарет (Дроздов)
- Фульгенций Руспийский
Лопухин А.П.
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
См. Толкование на Исх. 20:2
Прп. Никодим Святогорец
да не будут тебе бози инии разве Мене
См. Толкование на Исх. 20:2
Свт. Афанасий Великий
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
Отвлекая людей от идольской прелести и от неразумнаго представления о богах, Писание говорит: «да не будут тебе бози инии разве Мене». Воспрещает людям иметь иных богов, не потому, что иные – действительно боги, но чтобы, отвратившись от истиннаго Бога, не начали обоготворять несуществующее; а таковы наименованные богами у стихотворцев и историков, о которых доказано, что это – не боги. И самый образ выражения показывает, что они – не боги; сказано: «да не будут тебе бози инии»; чем означается будущее время; а что произойдет в будущее время, того, когда говорится о сем, нет еще.
Слово на язычников.
Свт. Григорий Нисский
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
См. Толкование на Исх. 20:2
Свт. Николай Сербский
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
Да не будет других богов, кроме Меня, заповедует Господь. Да зачем тебе другие боги, если есть Господь Бог Саваоф? Как только у тебя будет два бога, знай: один из них - диавол. А ты не можешь служить сразу и Богу, и диаволу, как не может один вол одновременно вспахать две нивы, как не может одна свеча осветить одновременно два дома. Волу не нужны двое хозяев, ибо они растерзают его; и лесам не нужно два солнца, ибо сгорят они; и муравью не нужны две капли воды, ибо он в них утонет; и ребенку не нужны две матери, ибо останется «дитя без глазу». И тебе не нужны два бога, ибо станешь не богаче, но беднее. Так оставайся наедине со своим единственным Господом Саваофом, в Котором вся сила, вся мудрость и вся доброта, нераздельная, неисчерпаемая, бесконечная. Его, Единого, почитай, Ему клади поклоны, только Его бойся.
Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.
Свт. Филарет (Дроздов)
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
Да не будут тебе бози инии, разве Мене. Что сие значит, как не то, что Бог, постановив между Собою и человеком союз любви, желает укрепить его и возвысить до такого совершенства, чтобы любовь сия исключала всякую другую любовь, которая с нею не согласна, и ей не подчинена, или, что тоже, открывает Свою ревность, и ревность нам заповедует? И так вот заповедь ревности. Изъяснение сие не вымышлено, а дано Самим Творцем закона, в продолжении десятословия: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20:5).
Из сего не трудно усмотреть, как то, что обязанность быть ревностным по Боге и по вере в Него лежит на каждом человеке, так и то, что обязанность сия простирается на все времена и случаи: поелику заповедь ревности неразрывно связана Высочайшим Законоположником с заповедию любви к Богу, которая никогда никакому исключению подвержена быть не может.
Слово в день святителя Николая (1822 г.).
Что предписывается словами да не будет у тебя других богов пред лицем Моим?
Словами да не будет у тебя других богов пред лицем Моим, предписывается обращаться и стремиться к единому истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитать Его.
Почему человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди?
Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного.
В Священном Писании так говорится о человекоугодии:
Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1:10).
Священное Писание говорит и о человеконадеянии:
Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа (Иер. 17:5).
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О первой заповеди
Фульгенций Руспийский
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
См. Толкование на Исх. 20:2