Скрыть

Толкования:

Лопухин А.П.

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

См. Толкование на Исх. 20:2

Прп. Никодим Святогорец

да не будут тебе бози инии разве Мене

См. Толкование на Исх. 20:2

Свт. Афанасий Великий

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Отвлекая людей от идольской прелести и от неразумнаго представления о богах, Писание говорит: «да не будут тебе бози инии разве Мене». Воспрещает людям иметь иных богов, не потому, что иные – действительно боги, но чтобы, отвратившись от истиннаго Бога, не начали обоготворять несуществующее; а таковы наименованные богами у стихотворцев и историков, о которых доказано, что это – не боги. И самый образ выражения показывает, что они – не боги; сказано: «да не будут тебе бози инии»; чем означается будущее время; а что произойдет в будущее время, того, когда говорится о сем, нет еще.

Слово на язычников.

Свт. Григорий Нисский

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

См. Толкование на Исх. 20:2

Свт. Николай Сербский

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Да не будет других богов, кроме Меня, заповедует Господь. Да зачем тебе другие боги, если есть Господь Бог Саваоф? Как только у тебя будет два бога, знай: один из них - диавол. А ты не можешь служить сразу и Богу, и диаволу, как не может один вол одновременно вспахать две нивы, как не может одна свеча осветить одновременно два дома. Волу не нужны двое хозяев, ибо они растерзают его; и лесам не нужно два солнца, ибо сгорят они; и муравью не нужны две капли воды, ибо он в них утонет; и ребенку не нужны две матери, ибо останется «дитя без глазу». И тебе не нужны два бога, ибо станешь не богаче, но беднее. Так оставайся наедине со своим единственным Господом Саваофом, в Котором вся сила, вся мудрость и вся доброта, нераздельная, неисчерпаемая, бесконечная. Его, Единого, почитай, Ему клади поклоны, только Его бойся.

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Свт. Филарет (Дроздов)

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Да не будут тебе бози инии, разве Мене. Что сие значит, как не то, что Бог, постановив между Собою и человеком союз любви, желает укрепить его и возвысить до такого совершенства, чтобы любовь сия исключала всякую другую любовь, которая с нею не согласна, и ей не подчинена, или, что тоже, открывает Свою ревность, и ревность нам заповедует? И так вот заповедь ревности. Изъяснение сие не вымышлено, а дано Самим Творцем закона, в продолжении десятословия: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20:5).

Из сего не трудно усмотреть, как то, что обязанность быть ревностным по Боге и по вере в Него лежит на каждом человеке, так и то, что обязанность сия простирается на все времена и случаи: поелику заповедь ревности неразрывно связана Высочайшим Законоположником с заповедию любви к Богу, которая никогда никакому исключению подвержена быть не может.

Слово в день святителя Николая (1822 г.).


Что предписывается словами да не будет у тебя других богов пред лицем Моим?

Словами да не будет у тебя других богов пред лицем Моим, предписывается обращаться и стремиться к единому истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитать Его.

Почему человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди?

Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного.

В Священном Писании так говорится о человекоугодии:

Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1:10).

Священное Писание говорит и о человеконадеянии:

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа (Иер. 17:5).

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О первой заповеди

Фульгенций Руспийский

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

См. Толкование на Исх. 20:2

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible