да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Отвлекая людей от идольской прелести и от неразумнаго представления о богах, Писание говорит: «да не будут тебе бози инии разве Мене». Воспрещает людям иметь иных богов, не потому, что иные – действительно боги, но чтобы, отвратившись от истиннаго Бога, не начали обоготворять несуществующее; а таковы наименованные богами у стихотворцев и историков, о которых доказано, что это – не боги. И самый образ выражения показывает, что они – не боги; сказано: «да не будут тебе бози инии»; чем означается будущее время; а что произойдет в будущее время, того, когда говорится о сем, нет еще.

Слово на язычников

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 2-3 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Другой бог мыслится как противоположность нашему собственному Богу. Итак, Кто наш собственный Бог? Ясно, что истинный Бог. Кто же этот «другой, чуждый»? Во всяком случае, это тот, кто чужд естеству истинного Бога. Итак, если наш собственный Бог есть истинный Бог, то если Единородный Бог не будет естества истинного Бога, как говорят еретики, то Он есть «чуждый» и не наш.

К Симплицию о вере

Феодорит Кирский, блж. (†457)

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

[Да не будут тебе бози инии разве Мене.]

Вопрос 37. Как разуметь сказанное: «да не будут тебе бози разве Мене»?


Исповедующие единую сущность Троицы сохраняют закон сего Божественного изречения, потому что не согласны боготворить что-либо иное, кроме Божественного естества, а зараженные Ариевым и Евномиевым недугом явно преступают Божественный закон, когда Сына и исповедуют Богом, и называют сотворенным и чуждым Божественной сущности. Бог говорит: «да не будут тебе бози инии, разве Мене»; а они вводят иного бога.

Толкование на книгу Исход

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 2-3 Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, от дому работы: да не будут тебе бози инии разве Мене

Против этой заповеди согрешают безбожники, многобожники, те, кто отвергает промысл Божий, веря в судьбу и рок; все волшебники, гадатели, суеверы и все, кто ходит к ним; еретики, кто не по православному верует в Троичного Бога. И, просто сказать, все те, кто более уповает на человека или на самих себя, а также на природные и приобретенные блага, чем на Бога.

Руководство к исповеди

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Да не будут тебе бози инии, разве Мене. Что сие значит, как не то, что Бог, постановив между Собою и человеком союз любви, желает укрепить его и возвысить до такого совершенства, чтобы любовь сия исключала всякую другую любовь, которая с нею не согласна, и ей не подчинена, или, что тоже, открывает Свою ревность, и ревность нам заповедует? И так вот заповедь ревности. Изъяснение сие не вымышлено, а дано Самим Творцем закона, в продолжении десятословия: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20:5).

Из сего не трудно усмотреть, как то, что обязанность быть ревностным по Боге и по вере в Него лежит на каждом человеке, так и то, что обязанность сия простирается на все времена и случаи: поелику заповедь ревности неразрывно связана Высочайшим Законоположником с заповедию любви к Богу, которая никогда никакому исключению подвержена быть не может.

Слово в день святителя Николая. 1822 год


Что предписывается словами да не будет у тебя других богов пред лицем Моим?

Словами да не будет у тебя других богов пред лицем Моим, предписывается обращаться и стремиться к единому истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитать Его.

Почему человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди?

Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного.

В Священном Писании так говорится о человекоугодии:

Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1:10).

Священное Писание говорит и о человеконадеянии:

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа (Иер. 17:5).

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О первой заповеди

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Церкви Небесной


Сектанты говорят: Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи: Мф.4:10; ср. Исх.20:3-5.

Православный ответ: Царь не возбраняет получать почести своим подчиненным, но только бы не стремились занять место царя: мы угодниками Царя Небеснаго не отменяем, а что славим угодников, то это им даровал Сам Спаситель – Ин.17:22.

Оружие правды

Николай Сербский, свт. (†1956)

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Да не будет других богов, кроме Меня, заповедует Господь. Да зачем тебе другие боги, если есть Господь Бог Саваоф? Как только у тебя будет два бога, знай: один из них - диавол. А ты не можешь служить сразу и Богу, и диаволу, как не может один вол одновременно вспахать две нивы, как не может одна свеча осветить одновременно два дома. Волу не нужны двое хозяев, ибо они растерзают его; и лесам не нужно два солнца, ибо сгорят они; и муравью не нужны две капли воды, ибо он в них утонет; и ребенку не нужны две матери, ибо останется «дитя без глазу». И тебе не нужны два бога, ибо станешь не богаче, но беднее. Так оставайся наедине со своим единственным Господом Саваофом, в Котором вся сила, вся мудрость и вся доброта, нераздельная, неисчерпаемая, бесконечная. Его, Единого, почитай, Ему клади поклоны, только Его бойся.

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

Ст. 2-3 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Первая заповедь Декалога открыто провозглашает почитание и служение Единому Богу, а также строго запрещает верующим поклонение и служение всякому творению. Ведь там говорится: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Если считать, что это говорится одновременно Отцом и Сыном, то должно верить, что Отец и Сын – это один Господь Бог. Но если считать, что или Отец без Сына, или Сын без Отца сказал это, то необходимо отрицать или Господа Бога Отца, или Сына. Ведь об этом Он сказал: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

Послания

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Поскольку Сам Христос был и Камнем утверждения верующим, и Камнем претыкания неверующим и соблазнившимся, то и Писание Его Священное для верных было камнем утверждения и созидания духовного, неверующим же или неправоверным камнем претыкания и соблазна, о чем вначале и говорилось. Поэтому предстоит рассмотреть опасность преткнуться об этот КАМЕНЬ и послушать претыкающихся, и дай Боже их исправить.  

В Книге Исхода, в главе 20, Сам Господь Бог говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле вверху, и что на земле внизу. И что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20:4-5).

В Книге Второзакония, в главе 5, Господь Бог также говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения (Втор. 5-8) Противники претыкаются об этот камень Священного Писания и говорят, что отнюдь не подобает создавать образы по заповеди Господней.

Прежде всего, не коварство ли это диавольское приводить Святое Писание не полностью, а только часть текста, обманывая слушающих?

Следует знать, что нет лучшего толкователя Священного Писания, чем само Священное Писание, которое часто предшествующие слова толкует последующими или, наоборот, последующие толкует предшествующими, что явно видно и в данном случае. Полностью текст Святого Писания выглядит следующим образом: Я Господь, Бог твой. Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20:2-5).

Далее трижды заповедает Господь Бог:

ВО-ПЕРВЫХ, не делать кумира, или идола.

ВО-ВТОРЫХ, не делать никакого подобия и образа.

В-ТРЕТЬИХ, не поклоняться и не служить ему.

Все эти три заповеди толкует предшествующий текст. В предшествующем тексте говорится: Я Господь, Бог твой (...) да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20:2-3). В последующем тексте говорится: Не делай себе кумира, (...)не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20:4-5).

Видите, о каких подобиях и образах, и о каком поклонении и служении говорит Господь Бог? О таких подобиях и образах, которые замещают богов и почитаются как боги. Поэтому говорится и о поклонении, и о служении, что их должно совершать самому Богу, что называется по-гречески Латрия. 

Скажите же нам, противники, по совести, если имеете ее: преступаем ли мы эту заповедь Божию, почитая святые иконы? 

Прежде всего, дам три ответа:

ВО-ПЕРВЫХ: Господь Бог заповедает не делать кумира. Мы же, созидая и почитая образ Христа, кумир ли созидаем и почитаем? Но да будет вам известно, что кумир, или идол, по слову Павла, есть ничто по содержанию образа, поскольку является образом бога, который Богом не является. Икона же Христова образует Христа, который есть истинный БОГ. Поэтому Он не есть ничто, Он не кумир, или идол.

ВО-ВТОРЫХ: Господь Бог заповедает не делать подобия и образа, но какого образа и подобия? Об этом говорится в предшествующем тексте Писания, которое заповедает не делать такого подобия и образа, который бы признавался вместо Бога и почитался как Бог.

Но мы святые иконы и саму икону Христа не считаем заменой Богу и не почитаем святые иконы как богов, а, напротив, вместе со Вторым Святым Вселенским Никейским Собором говорим: «Боготворящим святые иконы – анафема».

В-ТРЕТЬИХ: Господь Бог заповедает не поклоняться образам и подобиям и не служить им, но каким образам и подобиям? Тем, что образуют ложного бога, подобно тому как отпадшие Иудеи почитали Дагона, Веелфегора, Молоха, Ваала, Вила и прочих, Еллины же Иовиша, Марса, Сатурна, Нептуна, Венеру, Юнону, Аристея, Бакха и бесконечное число прочих, а не образы Христа, Пречистой Его Матери и Его святых угодников. И само поклонение может быть очень разным: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд (1Кор. 15:41), по слову Павла. Так, существуют и различные образы поклонения, что поймете в дальнейшем. Сейчас же вкратце отмечу: поклон бывает двояким.

ПЕРВЫЙ Богу.

ВТОРОЙ ради Бога.

ПЕРВЫЙ поклон полагается совершать Самому Единому Богу, и он называется Латрия.

ВТОРОЙ поклон ради Бога бывает твари, по различию и рассмотрению.

Мы же, поклоняясь иконам святых, не воздаем тем самым поклон Латрии. Не будет так, и берут грех на свою душу противники, когда порицают нас как иконолатров. Знайте же, что Латрия полагается только Самому Единому Богу. Но мы не поклоняемся иконе, как Богу, но ради Бога. Так, например, почитая царя, почитаем и посланника его, и скипетр его, и диадему, и порфиру его, но не равным почитанием, что должно быть понятно каждому. Иконопочитание очищает нас от порока, от преступления заповеди Божией.

Заповедь Божия состоит в том, чтобы не делать кумира, ни подобия, ни образа, и, если рассуждать здраво, каждый может понять, что эти слова Божии запрещают создавать всякое подобие вместо Бога, каким было, например, тельцетворение, о котором говорит Псаломщик: И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола. Изменили Господу славы и поклонились тельцу, поедающему траву (Пс. 105:19-20). И таким было создание двух золотых тельцов, которых сделал Иеровоам, царь Иулиев, говоря: Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (3Цар. 12:28). И таким было их идолотворение, как в Книге Пророка Иеремии, где сказано о том, как Израильтяне осрамили себя, говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер. 2:27).

Бог повелел создать образы, скинию, ковчег, херувимы, и прочее. Видите, что сказано: сделай их по тому образцу, который показан тебе на горе (Исх. 25, 40). Из всего этого следует понять, что Святое Писание требует толкования, как и Слова Самого Христа принимаются с толкованием. Например: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10:33), – говорит Христос. Но почему не отрекся Христос от Петра, отрекшегося от Него перед людьми? Потому, что Петр покаялся в своем отречении. Разве слова Христа могут быть ложью? Приведенные выше Слова Христа следует принимать с таким истолкованием: кто отречется от Меня пред людьми и в этом не покается, отрекусь от него и Я пред Отцом Моим Небесным. Так и Слова Христа, что все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26:52), если захотите понять буквально, то обидите всех воинов. Но подобает его толковать так, что все, взявшие меч неправедно, чтобы убить ближнего, и погибнут от неправедного меча, а не взявшие меч погибнут по-другому. Итак, слово Святого Писания бывает приправлено солью (Кол. 4:6). Поэтому и заповедь Божия не делать всякого изображения требует соли верного истолкования.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Идол, Кумир

Идол, Кумир
 (Исх.20:3,4; Втор.4:16; Рим.2:221Кор.8:4; 1Ин.5:21) – есть изображение какой-либо твари небесной, или земной, или в водах живущей, которой вместо Бога поклоняются и служат. Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам, как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. Названия идолов в еврейском языке различны и наиболее употребительные суть следующие:

Елилам, или суетность, ничтожество. Идолы назывались так, потому что истинные чтители Бога смотрели на них как на вещь, не имеющую никакого значения. Елил (Ис.57:5) – ложные боги.

Гиллулим (Лев.26:30 и др.) – обрубки, истуканы, пни.

Гевел или Авен (Втор.32:21 и др.) – тщета, пустота.

Хамманим (2Пар.34:7) – быть может, изображение Ваал-Хамона, бога солнца.

Мифлецеф (3Цар.15:13) – предмет страха, ужаса, страшилище.

Шиккутц (2Пар.15:7) – мерзость языческая. Семел (2Пар.33:7,15) – образ, символ, подобие.

Терафим (Зах.10:11) – изображения домашних богов, подобных пенатам у римлян. Их почитали виновниками домашнего счастья и вопрошали, как оракулов (Суд.17:5, Иез.21:21 и др.).

Кроме сих имеются еще и другие различные названия идолов на еврейском языке. Главнейшими идолами или лжебогами в древности, как то видно из Свящ. Писания, были следующие: Адрамелех и Анамелех – боги сепарвимские (4Цар.17:31). Ашима – божество емафян (4Цар.17:30). Астарта – божество сидонское (Суд.2:133Цар.11:33). Ваал (Суд.2:11-13). Дагон – бог филистимский (Суд.16:23). Веельзевул (бог мух) – божество аккаронское (4Цар.1:2). Хамос – бог моавитский (3Цар.11:33). Диана, или Артемида, чтимая особенно в Эфесе (Деян.19:24-27). Молох, или Милхом, лжебог или мерзость – божество аммонитское (Деян.18:21;3Цар.11:33). Юпитер и Меркурий, иначе Зевес и Ермий (Деян.14:12). Нево (пал Ваал, низвергся Нево) (Ис.46:1). Богиня неба (Иер.46:17,25). Ремфан – идол в виде звезды, как полагают, планеты Сатурна (Деян.7:43). Римон (4Цар.5:18). Фаммуз (Иез.8:14) – божество сирофиникийское, и многие другие.

Древние поклонялись обоготворенным людям, солнцу, луне и звездам, огню и воде, небу и земле, свету и тьме, животным и растениям. Плиний говорит, что в Египте боготворили даже лук и чеснок. Некоторым божествам поклонялись во многих местах и городах, тогда как другие были местными божествами.

Формы идолов были весьма различны – одни из них были человеческого вида, как, напр., Астарта, другие изображали собой четвероногих животных, птиц, пресмыкающихся и т. п. Колоссальные изображения идолов пользовались популярностью в Индии и Ассирии, как и доселе еще весьма популярны в Индии. Часто идол олицетворялся в виде бесформенного обрубка, пня или камня. На материал, из которого делались идолы, часто указывается в Библии. Золото, серебро, медь, дерево, камень, глина – все это употреблялось на выделку идолов.

Вследствие распространения идолопоклонства изделие идолов в некоторых странах считалось делом очень важным и прибыльным, хотя ничтожество и безумие оного прекрасно описывается во многих местах Свящ. Писания, как, напр., Ис.40:19,20,41:6,17,44:9-20. Поклонение идолам было весьма распространенным делом в древнем мире. Свящ. Писание укоряет даже Фарру, отца Авраама и Нахора, в служении иным богам (Нав.24:2). Из обстоятельств жизни Лавана и Рахили также видно, что идолопоклонство существовало некоторым образом также между родственниками Иакова (Быт.31:19,30,32-35).

Значительное число образцов и изображений этих идолов сохранялось до наших времен. Некоторые из них можно видеть в Английском и других музеях, а другие начертаны на памятниках древних народов. Многие из первенствующих христиан полагали, что в идолы вселялись диаволы и злые духи, – мнение, вероятно основанное на словах ап. Павла (1Кор.10:20). Фактически известно, что поклонение злым духам в древности было довольно распространено, что, конечно, и доселе еще отчасти можно видеть в различных частях света.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Ст. 3 «Перед лицем Моим», т. е. не только чтить Иегову должен Израиль, но и не соединять с этим богопочитанием какого-либо другого обожания. Надо при этом заметить, что в первой заповеди запрещается политеизм и пантеизм, между тем как от них отделяется идолопоклонство, которое составляет предмет второй заповеди. Поэтому, всякое обожание сил природы, материи, небесных явлений, или элементов, даже при отсутствии всяких изображений их, есть нарушение первой заповеди, и возмущение противу Творца мира, Иеговы.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Я Господь, Бог откровения, завета, проявивший Себя истинным Богом в целом ряде казней, и факт изведения народа из Египта (Втор 4:32–35) должен быть твоим «Всевышним» – предметом твоего почитания. «Господь есть Бог, нет другого, кроме Его» (Втор 4:4, 35; 6:4). Поэтому с верою в Него несовместимо почитание других богов, – оно исключается ею; «да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», при Мне, вместе со Мною (Втор 5:7; 4Цар 17:35).

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Первая заповедь: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20:3). Если какие-то другие боги будут присутствовать в нашей жизни, то это будет пред лицем Божиим, Бог это увидит. А наш Бог ревнив, и Он ревниво взыскивает с каждого человека за подобные проступки – поклонение ложным богам.

Беседы на Книгу Бытия

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Исх.20:1-17

Что определяют заповеди десятословия? 

Они определяют отношение человека к Богу и к ближним (Исх.20:1-17 сн. Мф.22:37-40). В первых четырех заповедях требуется от верующего человека всецелая безраздельная любовь к единому Богу, исключающая всякое обожание твари (в первой заповеди, – Исх.20:2-3) и всякое идолопоклонство и cyeверие (во второй заповеди, Исх.20:4-6) и обусловливающая благоговейное отношение человека к Богу в самом призывании Его святого имени (в третьей заповеди, Исх.20:7) и в богослужении (четв, запов, Исх.20:8-11). В остальных шести заповедях требуется во имя Бога любовь к ближнему, как к самому себе (см. Мф.22:39 и Лев.19:18). Заповеди требуют выражения этой любви: прежде всего к родителям, в почтении к ним и пропитании (ср. Мф.15:4-6) их в старости (пятая заповедь, Исх.20:12); потом ко всем людям чрез неприкосновенность и охранение жизни ближнего (шестая заповедь, Исх.20:13), чрез целомудренные половые отношения (седьмая заповедь, Исх.20:14), чрез неприкосновенность и охранениe собственности ближнего (осьмая заповедь, Исх.20:15), чрез неприкосновенность и охранение чести ближнего (девятая заповедь, Исх.20:16) и наконец чрез выражение этой любви даже в нежелании каким бы то ни было образом повредить ближнему и в отрешении от, всякой зависти (десятая заповедь, Исх.20:17). Эти заповеди, изреченные в слух всего народа самим Господом, имели значение необходимых условий завета, того союза, в который вступали Евреи с Богом. Это были заповеди завета, «слова завета» (Исх.34:28); посему и две каменные доски, на которых были начертаны заповеди десятословия, называются у Моисея «скрижалями завета» (Втор.9:9, Втор.9:11, Втор.9:15).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Исх.20:3-17

Как надобно смотреть на десятословие? Оно есть сокращение закона о любви к Богу и ближнему, и потому обязательно и для новозаветных сынов благодати. Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности по отношению к Богу, а вторые шесть – по отношению к ближнему, в сих последних скрывается и заповедь по отношению к самому себе.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Руководство для сельских пастырей

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Что повелевает Господь Бог этими последними словами первой заповеди?

Он заповедует в этих словах, что кроме Него, единого истинного Бога, нет и не может быть других каких-нибудь богов, каким поклонялись неверные язычники, что Он один Господь Бог над всем светом, один Царь небесный и Владыка всяческих, и что, поэтому, Его одного нужно именовать Богом и воздавать Ему божеское почитание. Как же мы можем почитать Бога? Этому учит нас один из верховных учеников Иисуса Христа — св. апостол Павел. Прославите Бога, — говорит Он, — в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор.6:20), т. е., славьте Бога и телом и душой, потому что и то и другое — Божие творение. Итак, мы можем и должны почитать Бога, во-первых, душею, т. е. внутренне, и, во вторых, телом, т. е. внешне или наружно.

Когда же именно мы почитаем Бога внутренне, или в душе? Тогда, когда по-христиански веруем, надеемся и любим. Что же значит веровать по-христиански? Веровать или верить вообще значит принимать на́слово, на веру, заочно то, что мы сами своими глазами не видели и своим слухом не слышали, но что на самом деле есть на свете, и что, кроме нас, другим людям случалось видеть или слышать. Ещё мы почитаем Бога внутренно тогда, когда по-христиански надеемся. Что же значит по-христиански надеяться? Значит всегда, везде и во всём полагаться на Бога, во всех добрых делах и во всех честных трудах ожидать от Него помощи и содействия, значит всегда помышлять и говорить так: «сами по себе мы, как люди слабые, ничего не можем сделать, если Бог не поможет нам».

Наконец мы почитаем Бога внутренне, или духовно, когда по-христиански любим. Что же значит по-христиански любить? Любить по-христиански значит, во-первых, любить Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа больше всего на свете, любить Его, как говорит сам же Христос, всем сердцем, всею душею и всею мыслию (Мф.22:37), — любить так, как любили Его св. апостолы. Во вторых, любить по-христиански значит любить своих ближних как самих себя. «Возлюби ближнего твоего», — сказал сам Христос, — «как самого себя» (Мф.22:39). Мы должны любить всех людей, потому что все люди — наши братья, дети одного с нами Отца небесного.

Мы узнали, как и чем можно почитать Бога внутренне, т. е. в душе. Но внутреннее Богопочтение должно обнаруживаться и вне, т. е. в телесных наших действиях, в нашей жизни, в нашем поведении. Да оно и не может не обнаруживаться. Если мы твёрдо веруем в Бога, твёрдо надеемся на Него и горячо любим Его, то не может быть, чтобы мы не показывали своей веры, надежды и любви в своих поступках, т. е., не может быть, чтобы не почитали Бога внешне, телесно. Какие же это наружные дела и поступки, которыми мы можем почитать Бога?

Эти дела и поступки вот какие: Во-первых, мы почитаем Господа Бога внешне, или телесно, тогда, когда крепко и неизменно до конца своей жизни, словом и делом, исповедуем св. православную веру христианскую и не изменяем её уставам ни за какие блага в мире, помня следующие слова Спасителя: «кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим, который на небесах, а кто отвергнется Меня пред людьми, того отвергнусь и Я пред Отцем Моим, который на небесах» (Мф.10:32,33). Во-вторых, когда мы и в доме, и в дороге, и в поле, и везде молимся Господу Богу, творя святое крестное знамение, возводя очи и руки к милосердому Богу и преклоняя колена на землю. Так молились все св. угодники Божии (Исх.15:1; 1Цар.2:1; Пс.18:1). Так молился за нас своему Отцу небесному и сам Спаситель наш Иисус Христос (Мф.12:34,26:39; Лк.22:41; Ин.17:1), так должны молиться Богу и все православные Христиане. В-третьих, мы почитаем Бога телесно особенно тогда, когда собираемся целым миром в храм Божий на церковную службу и здесь все сообща молимся. Нигде так приятны Господу Богу не бывают молитвы, и ни в каком месте так скоро они не доходят до престола Божия, как в св. церкви. 

Руководство для сельских пастырей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible