Скрыть
не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-6, 13-14, 16-17, 22-26 На горе дает Бог заповеди, и говорит: Аз есмь Господь, отдаяй грехи отец на чада до третияго и до четвертаго рода ненавидящим Мене. Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим. И творяй милость в тысящах родов любящим Мя, и хранящим повеления Моя; как и ныне сотворил тебе и народу твоему ради отцов ваших Авраама и Исаака. Все же заповеди, данные Евреям, состоят в сем одном законе: что ненавистно тебе самому, того не делай другому. Не убий, чтобы другой тебя не убил. Не прелюбы сотвори с женою ближнего твоего, чтобы тебе не воздано было тем же в твоей жене. Не укради того, что не твое, чтобы другой не украл твоего. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна, чтобы другой на тебя не свидетельствовал ложно. Не пожелай всего, елика суть ближняго твоего, чтобы другой не пожелал всего, что есть в доме твоем. Смотри же, как прекрасно сказал Господь наш, что в сию обою заповедию висит все пятокнижие (Мф.22:40), то есть, закон естественный, изложенный в пятокнижии и у Пророков. Но к сим заповедям присовокуплены были другие законы по различным встретившимся обстоятельствам. Олтарь из земли сотвориши. Не возлагайте железа на камни, да не осквернятся. Сие согласно с сказанным: видесте яко с небесе глаголах к вам. Не сотвористе предо Мною богов златых, или каких бы то ни было. Да не взыдеши по степенем ко олтарю Моему. Вообще же, запрещает употреблять тесаные камни, чтобы, обделывая камни для ступеней алтаря, самого алтаря не сделали себе богом.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Иероним Стридонский, блж. (†420)

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня

Наши помыслы и решения нашего ума Бог карает не сразу, но взыскивает в потомстве, то есть в дурных делах и в коснении греховном.

Послания

Феодорит Кирский, блж. (†457)

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

Вопрос 39. Что значит сказанное: «Бог есть ревнитель»?


Закон представляет собою мужа, а народ – жену. И сему научил нас Владыка Бог, говоря устами Исаии: «кая книга отпущения матере вашея?» (Ис.50:1). И устами Иеремии: «якоже отвергается жена сожителя своего, тако отвержеся от Мене дом Израилев и дом Иудин, глаголет Господь» (Иер.3:20), и еще: «аще отпустит муж жену свою, и отшедши будет мужу иному, еда возвращающися возвратится к нему паки? еда непорочна будет и не осквернится жена та? Ты же соблудила еси с пастырьми многими, и возвращалася еси ко Мне, глаголет Господь» (Иер.3:1). Да и апостол говорит: «яко закон обладает над человеком, в елико время живет. Ибо мужатая жена живу мужу привязана есть законом; аще ли же умрет муж, разрешится от закона мужескаго. Темже не быти ей прелюбодейце, бывшей мужу иному. Так и вы умросте закону телом Христовым, во еже быти иному, Воставшему из мертвых» (Рим.7:1-4). Посему Бог называет Себя ревнителем, употребляя человеческие именования, но вместе устрашая и побуждая израильтян быть целомудренными. Как муж, у которого жена беспечна, увещевая ее, говорит: Я ревнив, не могу видеть, что разговариваешь ты с другим мужем, – так и Владыка Бог, желая спасти их от суеверия, наименовал Себя не только ревнителем, но и «огнем потребляющим» (Втор.4:24). А что такая ревность происходит от сильной любви, сие дал видеть Сам Бог, сказав чрез Иезекииля: «за сие отымется рвение Мое от тебе» (Иез.16:42), – т.е. пока любил Я, был ревнив; отринув же тебя, угасил и ревность. Это же выразил Он и чрез другого пророка: «не присещу на дщери ваша, егда соблудят, и на невесты ваша, егда возлюбодеют» (Ос.4:14). Посему ревностью изъявляется любовь.

Толкование на книгу Исход


не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

Вопрос 40. Соблюдается ли справедливость, когда дети наказываются за отцов?


У Владыки Бога угрозы больше наказаний. И это нетрудно дознать из Божественного Писания. Сказано: «всякий необрезанный мужеский пол, иже не обрежется в день осмый, погубится» (Быт.17:14). Но найдем, что обрезанные погибли многоразлично в пустыне, а оставшиеся необрезанными сподобились обетований, данных предкам, потому что Иисус обрезал их в Галгалах. Так, Бог угрожал конечною гибелью имеющим в домах квасное (Исх.12:15), но не предавал их наказанию согласно с угрозою. Посему и здесь, как чадолюбивых и заботящихся о чадолюбии, устрашает угрозами и говорит: «отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене» (Исх.20:5). А что неблагочестиво останавливать внимание на одной букве, сему учит Сам Бог, постановляя законом противное. Ибо говорит: «да не умрут и сынове за отцы; и отцы за сыны; кийждо за свой грех да умрет» (Втор.24:16). И чрез пророка Иезекииля говорит: «что вам притча сия глаголющим: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша? Живу Аз, глаголет Господь, аще будет притча сия. Позобавшаго пародки зубы оскоминны будут, яко вся души Моя суть» (Иез.18:2-4). Тот же смысл имеют и последующие слова. Думаю же, что угроза показывает паче Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено «ненавидящим Мене», т.е. долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к сынам. Но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание. Благочестие же предков надолго послужит во спасение роду. Ибо говорит: «и творяй милость в тысящах и в тьмах любящим Мя и хранящим повеления Моя» (Исх.20:6). Но можно найти и в истории действительное исполнение Божественных словес. Ибо сказано, что в пятом роде вышли сыны Израилевы из Египта, но за послуживших в Египте богам египетским не понесли наказания ни отцы, ни деды их, наказаны же только сами поревновавшие египетскому нечестию, потому что после такого благодеяния и бесчисленных чудес не отринули нечестия. А сыны их, возлюбившие Спасителя Бога, прияли праотеческое обетование. И видим нелживость бывшего патриархам обетования. Ибо чрез Авраамово семя улучили благословение и язычники. Итак, пoелику знал, что израильтяне поклонятся тельцу, то наперед угрожает им наказанием.

Толкование на книгу Исход

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 4-5 Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им

Против этой заповеди погрешают те, кто совершает непосредственное идолослужение, кланяясь твари вместо Творца, как нечестивые идолопоклонники, или опосредованно – в стремлении к веществу и мирским вещам, как корыстолюбцы, о которых сказал божественный Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол 3, 5), - и к тому же пресыщающие чрево, о которых он сказал: «Их бог – чрево» (Фил 3, 19). И просто, все, кто имеют лицемерное, а не истинное благочестие. И все те, кто ограничивают благочестие внешними предметами и небрегут о важнейшем в законе – суде, милости и вере (Мф 23, 23).

Руководство к исповеди

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня

Чему запрещает поклоняться вторая заповедь?

Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым Божествам или как изображениям ложных богов.

Как называется грех против второй заповеди?

Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.

Какие ещё грехи нарушают вторую заповедь?

Кроме грубого идолопоклонства, есть более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: корыстолюбие, или любостяжание (стремление к материальным благам); чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство; гордость, к которой относится также тщеславие.

Почему корыстолюбие противоречит второй заповеди?

Корыстолюбие относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что любостяжание… есть идолослужение (Кол. 3:5). Потому что корыстолюбивый человек больше служит богатству, чем Богу.

Что противоположно корыстолюбию?

Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым учит нелюбостяжанию и щедрости.

Почему чревоугодие противоречит второй заповеди?

Чревоугодие относится к идолопоклонству, потому что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие; поэтому, говорит апостол, их Бог — чрево (Фил. 3:19), или, иначе сказать, чрево есть их идол.

Что противоположно чревоугодию?

Вторая заповедь, запрещая чревоугодие, учит воздержанию и посту.

Почему гордость и тщеславие противоречат второй заповеди?

Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него есть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие чтили этого идола. Гордость и тщеславие наглядным образом проявились в Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел всем поклоняться ему (см. Дан. 3:1-6).

Какой порок близок к идолопоклонству?

Порок, близкий к идолопоклонству, — лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, например, пост и строгое соблюдение обрядов использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (Мф. 6:5-7).

Что противоположно гордости, тщеславию и лицемерию?

Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым учит смирению и деланию добра втайне.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О второй заповеди

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель. Не дам славы Моей иному (Ис. 42,8). Эти слова Господа славы исполняются каждый раз, когда я славу дел Бога моего, во мне производимых Святыми Дарами, уступлю в сердце другому кому или чему, а не приношу от всего сердца Ему. Он мгновенно возревнует тогда о славе Своих Таинств, всегда чудных, животворящих, и праведным судом Своим наказывает душу мою Отеческим жезлом Своим! О, душа моя ясно слышит тогда слова Господа своего: не дам славы Моей иному (Ис. 42,8). За то, что ты не восписуешь Мне подобающей Мне славы, столь очевидной для тебя самого в Тайнах Моих, Я бию внутренняя твоя жезлом правды Моей и этим даю тебе знать и сердечно веровать, что славы Моея иному кому-либо Я никогда не отдам. Я очищаю грехи твои и паче снега убеляю душу твою Кровию Моею; Я миром и радостию посещаю душу твою; Я грею и нежу тебя, как мать младенца; Я вселяю в тебя Мою кротость, смирение; Я изливаю любовь в сердце твое; Я всего тебя преобразую, претворяю (на удивление тебе самому) в нового человека, – и кому же другому Я отдам славу дел Моих? Нет: Я – вечно неизменяем; Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (Чис. 23,19); Я не был бы Бог, если бы уступал славу Свою, дела Свои другому.

Дневник. Том III. 1859–1860

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: Исх.20:4-5: Кумиры запрещены – значит, и иконы запрещены.

Православный ответ: Здесь запрещены идолы, которыми люди заменяют истинного Бога. А истинные изображения напоминают и прославляют истинного Бога. Они не запрещены: Исх.25:8-10,17-21;26:1,31 и др.

Оружие правды

Флавий Патерий (†Vв.)

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня

Что же означает сказанное через Моисея Господу: «Наказывающий вину отцов в детях и внуках»? Обоими этими высказываниями, хотя их смысл разный, дух слушателя наставляется к тому, чтобы понемногу отыскивать путь рассуждения. Поскольку от родителей нами наследуется первородный грех, то если не освобождаемся благодатью крещения, то несем и грехи родителей, ибо очевидно, что до тех пор мы с ними – одно. Стало быть, Бог будет взыскивать вину отцов с сыновей, ибо по вине родителей из-за первородного греха порче подвергается душа потомков. И с другой стороны, Бог не взыскивает вину отцов с сыновей, ибо, когда мы чрез крещение освобождаемся от первородного греха, мы уже отвечаем не за грехи родителей, а за те, которые сами совершаем. Но можно понять это и иначе, ибо тот, кто подражает греху порочного родителя, становится виновником и в его грехе. А кто не подражает греху родителя, никоим образом его грехом не отягощается. Отчего получается, что порочный сын порочного родителя отвечает не только за свои грехи, которые совершил, но также и за отцовские, поскольку он не боится присовокуплять собственное зло к отцовским порокам, которыми, как он знает, Бог разгневан. И справедливо, когда тот, кто пред строгим Судией не боится следовать пути порочного родителя, вынужден уже в этой жизни искупать вину порочного родителя. Почему и сказано: Душа отца … моя, и душа согрешающая, та умрет (Иез 18:4), ибо нередко сыновья по плоти гибнут также и от отцовского греха. А если первородный грех, который от порочности отцов, уничтожен, их душа не связана. И то, что по большей части маленькие дети похищаются демонами, что еще означает, как не то, что плоть сына терпит наказание за вину отца? Ведь порочный отец наказывается в самом себе, но презирает и как будто бы не чувствует силу наказания. Поэтому он наказывается в детях, чтобы жгла его острая скорбь, и страдание отца отзывается в плоти сыновей, пока наказанием сыновей не будет наказана порочная душа отца. А почему не только маленьких, но и подросших детей поражает наказание за вину родителей, – как иначе можно понять, если не так, что они искупают вину тех, чьему пути последовали. Почему и верно говорится: до третьего и четвертого рода. Потому что до третьего и четвертого рода сыновья могут видеть образ жизни родителей, которому они подражают, и мщение распространяется на тех, кто видит, что следует злу.

Изъяснение Ветхого и Нового Заветов

Георгий Константинович Властов (†1899)

Не покланяйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.
Ст. 5 «Ненавидящих меня» весьма важное выражение: не за всякий грех караются дети преступников закона, а за грех ненавидения Господа-благодетеля. При этом построение еврейской фразы таково, что самое ясновидение как бы служит наказанием до третьего и четвертого рода. Место это понимается так: в неверующем семействе это неверие продолжается несколько поколений и служит (независимо от других несчастий) тяжелым наказанием всему роду этому, ибо без внутренней Господней помощи, кто из нас может нести до конца бремя жизни? Самоубийство и безумие – обыкновенные явления в этих семействах.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои

Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный – без внешних форм, идолов, они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом (Втор 4:15) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних – идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел»; Втор 4:16) и под другими формами, образами («всякое подобие:» евр. «векол темуна», темуна – образ, облик (Втор 4:15, Иов 4:16), являющимися воспроизведением светил небесных («на небе вверху»), людей, скота, птицы, гада («на земле внизу») и рыб («в воде ниже земли», – Втор 4:16-19). Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим (Втор 4:15), запрещение же поклоняться и служить им (5 ст.) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель (Втор 4:24; 6:15; Нав 24:19), т. е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам (Ис 42:8; 48:11). Побуждением для евреев избегать поклонения идолам является вытекающая из свойств Бога-«ревнителя» неизбежность наказания ослушников Его воли и милости к верным Ему (34:7; Чис 14:18; Ис 14:21). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор 24:16; Иер 31:30; Иез 18:1-32, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible