не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-6, 13-14, 16-17, 22-26 На горе дает Бог заповеди, и говорит: Аз есмь Господь, отдаяй грехи отец на чада до третияго и до четвертаго рода ненавидящим Мене. Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим. И творяй милость в тысящах родов любящим Мя, и хранящим повеления Моя; как и ныне сотворил тебе и народу твоему ради отцов ваших Авраама и Исаака. Все же заповеди, данные Евреям, состоят в сем одном законе: что ненавистно тебе самому, того не делай другому. Не убий, чтобы другой тебя не убил. Не прелюбы сотвори с женою ближнего твоего, чтобы тебе не воздано было тем же в твоей жене. Не укради того, что не твое, чтобы другой не украл твоего. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна, чтобы другой на тебя не свидетельствовал ложно. Не пожелай всего, елика суть ближняго твоего, чтобы другой не пожелал всего, что есть в доме твоем. Смотри же, как прекрасно сказал Господь наш, что в сию обою заповедию висит все пятокнижие (Мф.22:40), то есть, закон естественный, изложенный в пятокнижии и у Пророков. Но к сим заповедям присовокуплены были другие законы по различным встретившимся обстоятельствам. Олтарь из земли сотвориши. Не возлагайте железа на камни, да не осквернятся. Сие согласно с сказанным: видесте яко с небесе глаголах к вам. Не сотвористе предо Мною богов златых, или каких бы то ни было. Да не взыдеши по степенем ко олтарю Моему. Вообще же, запрещает употреблять тесаные камни, чтобы, обделывая камни для ступеней алтаря, самого алтаря не сделали себе богом.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Иероним Стридонский, блж. (†420)

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня

Наши помыслы и решения нашего ума Бог карает не сразу, но взыскивает в потомстве, то есть в дурных делах и в коснении греховном.

Послания

Феодорит Кирский, блж. (†457)

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

Вопрос 39. Что значит сказанное: «Бог есть ревнитель»?


Закон представляет собою мужа, а народ – жену. И сему научил нас Владыка Бог, говоря устами Исаии: «кая книга отпущения матере вашея?» (Ис.50:1). И устами Иеремии: «якоже отвергается жена сожителя своего, тако отвержеся от Мене дом Израилев и дом Иудин, глаголет Господь» (Иер.3:20), и еще: «аще отпустит муж жену свою, и отшедши будет мужу иному, еда возвращающися возвратится к нему паки? еда непорочна будет и не осквернится жена та? Ты же соблудила еси с пастырьми многими, и возвращалася еси ко Мне, глаголет Господь» (Иер.3:1). Да и апостол говорит: «яко закон обладает над человеком, в елико время живет. Ибо мужатая жена живу мужу привязана есть законом; аще ли же умрет муж, разрешится от закона мужескаго. Темже не быти ей прелюбодейце, бывшей мужу иному. Так и вы умросте закону телом Христовым, во еже быти иному, Воставшему из мертвых» (Рим.7:1-4). Посему Бог называет Себя ревнителем, употребляя человеческие именования, но вместе устрашая и побуждая израильтян быть целомудренными. Как муж, у которого жена беспечна, увещевая ее, говорит: Я ревнив, не могу видеть, что разговариваешь ты с другим мужем, – так и Владыка Бог, желая спасти их от суеверия, наименовал Себя не только ревнителем, но и «огнем потребляющим» (Втор.4:24). А что такая ревность происходит от сильной любви, сие дал видеть Сам Бог, сказав чрез Иезекииля: «за сие отымется рвение Мое от тебе» (Иез.16:42), – т.е. пока любил Я, был ревнив; отринув же тебя, угасил и ревность. Это же выразил Он и чрез другого пророка: «не присещу на дщери ваша, егда соблудят, и на невесты ваша, егда возлюбодеют» (Ос.4:14). Посему ревностью изъявляется любовь.

Толкование на книгу Исход


не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

Вопрос 40. Соблюдается ли справедливость, когда дети наказываются за отцов?


У Владыки Бога угрозы больше наказаний. И это нетрудно дознать из Божественного Писания. Сказано: «всякий необрезанный мужеский пол, иже не обрежется в день осмый, погубится» (Быт.17:14). Но найдем, что обрезанные погибли многоразлично в пустыне, а оставшиеся необрезанными сподобились обетований, данных предкам, потому что Иисус обрезал их в Галгалах. Так, Бог угрожал конечною гибелью имеющим в домах квасное (Исх.12:15), но не предавал их наказанию согласно с угрозою. Посему и здесь, как чадолюбивых и заботящихся о чадолюбии, устрашает угрозами и говорит: «отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене» (Исх.20:5). А что неблагочестиво останавливать внимание на одной букве, сему учит Сам Бог, постановляя законом противное. Ибо говорит: «да не умрут и сынове за отцы; и отцы за сыны; кийждо за свой грех да умрет» (Втор.24:16). И чрез пророка Иезекииля говорит: «что вам притча сия глаголющим: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша? Живу Аз, глаголет Господь, аще будет притча сия. Позобавшаго пародки зубы оскоминны будут, яко вся души Моя суть» (Иез.18:2-4). Тот же смысл имеют и последующие слова. Думаю же, что угроза показывает паче Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено «ненавидящим Мене», т.е. долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к сынам. Но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание. Благочестие же предков надолго послужит во спасение роду. Ибо говорит: «и творяй милость в тысящах и в тьмах любящим Мя и хранящим повеления Моя» (Исх.20:6). Но можно найти и в истории действительное исполнение Божественных словес. Ибо сказано, что в пятом роде вышли сыны Израилевы из Египта, но за послуживших в Египте богам египетским не понесли наказания ни отцы, ни деды их, наказаны же только сами поревновавшие египетскому нечестию, потому что после такого благодеяния и бесчисленных чудес не отринули нечестия. А сыны их, возлюбившие Спасителя Бога, прияли праотеческое обетование. И видим нелживость бывшего патриархам обетования. Ибо чрез Авраамово семя улучили благословение и язычники. Итак, пoелику знал, что израильтяне поклонятся тельцу, то наперед угрожает им наказанием.

Толкование на книгу Исход

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 4-5 Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им

Против этой заповеди погрешают те, кто совершает непосредственное идолослужение, кланяясь твари вместо Творца, как нечестивые идолопоклонники, или опосредованно – в стремлении к веществу и мирским вещам, как корыстолюбцы, о которых сказал божественный Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол 3, 5), - и к тому же пресыщающие чрево, о которых он сказал: «Их бог – чрево» (Фил 3, 19). И просто, все, кто имеют лицемерное, а не истинное благочестие. И все те, кто ограничивают благочестие внешними предметами и небрегут о важнейшем в законе – суде, милости и вере (Мф 23, 23).

Руководство к исповеди

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня

Чему запрещает поклоняться вторая заповедь?

Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым Божествам или как изображениям ложных богов.

Как называется грех против второй заповеди?

Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.

Какие ещё грехи нарушают вторую заповедь?

Кроме грубого идолопоклонства, есть более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: корыстолюбие, или любостяжание (стремление к материальным благам); чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство; гордость, к которой относится также тщеславие.

Почему корыстолюбие противоречит второй заповеди?

Корыстолюбие относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что любостяжание… есть идолослужение (Кол. 3:5). Потому что корыстолюбивый человек больше служит богатству, чем Богу.

Что противоположно корыстолюбию?

Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым учит нелюбостяжанию и щедрости.

Почему чревоугодие противоречит второй заповеди?

Чревоугодие относится к идолопоклонству, потому что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие; поэтому, говорит апостол, их Бог — чрево (Фил. 3:19), или, иначе сказать, чрево есть их идол.

Что противоположно чревоугодию?

Вторая заповедь, запрещая чревоугодие, учит воздержанию и посту.

Почему гордость и тщеславие противоречат второй заповеди?

Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него есть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие чтили этого идола. Гордость и тщеславие наглядным образом проявились в Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел всем поклоняться ему (см. Дан. 3:1-6).

Какой порок близок к идолопоклонству?

Порок, близкий к идолопоклонству, — лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, например, пост и строгое соблюдение обрядов использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (Мф. 6:5-7).

Что противоположно гордости, тщеславию и лицемерию?

Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым учит смирению и деланию добра втайне.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О второй заповеди

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель. Не дам славы Моей иному (Ис. 42,8). Эти слова Господа славы исполняются каждый раз, когда я славу дел Бога моего, во мне производимых Святыми Дарами, уступлю в сердце другому кому или чему, а не приношу от всего сердца Ему. Он мгновенно возревнует тогда о славе Своих Таинств, всегда чудных, животворящих, и праведным судом Своим наказывает душу мою Отеческим жезлом Своим! О, душа моя ясно слышит тогда слова Господа своего: не дам славы Моей иному (Ис. 42,8). За то, что ты не восписуешь Мне подобающей Мне славы, столь очевидной для тебя самого в Тайнах Моих, Я бию внутренняя твоя жезлом правды Моей и этим даю тебе знать и сердечно веровать, что славы Моея иному кому-либо Я никогда не отдам. Я очищаю грехи твои и паче снега убеляю душу твою Кровию Моею; Я миром и радостию посещаю душу твою; Я грею и нежу тебя, как мать младенца; Я вселяю в тебя Мою кротость, смирение; Я изливаю любовь в сердце твое; Я всего тебя преобразую, претворяю (на удивление тебе самому) в нового человека, – и кому же другому Я отдам славу дел Моих? Нет: Я – вечно неизменяем; Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (Чис. 23,19); Я не был бы Бог, если бы уступал славу Свою, дела Свои другому.

Дневник. Том III. 1859–1860

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: Исх.20:4-5: Кумиры запрещены – значит, и иконы запрещены.

Православный ответ: Здесь запрещены идолы, которыми люди заменяют истинного Бога. А истинные изображения напоминают и прославляют истинного Бога. Они не запрещены: Исх.25:8-10,17-21;26:1,31 и др.

Оружие правды


О Церкви Небесной


Сектанты говорят: Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи: Мф.4:10; ср. Исх.20:3-5.

Православный ответ: Царь не возбраняет получать почести своим подчиненным, но только бы не стремились занять место царя: мы угодниками Царя Небеснаго не отменяем, а что славим угодников, то это им даровал Сам Спаситель – Ин.17:22.

Оружие правды

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Поскольку Сам Христос был и Камнем утверждения верующим, и Камнем претыкания неверующим и соблазнившимся, то и Писание Его Священное для верных было камнем утверждения и созидания духовного, неверующим же или неправоверным камнем претыкания и соблазна, о чем вначале и говорилось. Поэтому предстоит рассмотреть опасность преткнуться об этот КАМЕНЬ и послушать претыкающихся, и дай Боже их исправить.  

В Книге Исхода, в главе 20, Сам Господь Бог говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле вверху, и что на земле внизу. И что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20:4-5).

В Книге Второзакония, в главе 5, Господь Бог также говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения (Втор. 5-8) Противники претыкаются об этот камень Священного Писания и говорят, что отнюдь не подобает создавать образы по заповеди Господней.

Прежде всего, не коварство ли это диавольское приводить Святое Писание не полностью, а только часть текста, обманывая слушающих?

Следует знать, что нет лучшего толкователя Священного Писания, чем само Священное Писание, которое часто предшествующие слова толкует последующими или, наоборот, последующие толкует предшествующими, что явно видно и в данном случае. Полностью текст Святого Писания выглядит следующим образом: Я Господь, Бог твой. Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20:2-5).

Далее трижды заповедает Господь Бог:

ВО-ПЕРВЫХ, не делать кумира, или идола.

ВО-ВТОРЫХ, не делать никакого подобия и образа.

В-ТРЕТЬИХ, не поклоняться и не служить ему.

Все эти три заповеди толкует предшествующий текст. В предшествующем тексте говорится: Я Господь, Бог твой (...) да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20:2-3). В последующем тексте говорится: Не делай себе кумира, (...)не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20:4-5).

Видите, о каких подобиях и образах, и о каком поклонении и служении говорит Господь Бог? О таких подобиях и образах, которые замещают богов и почитаются как боги. Поэтому говорится и о поклонении, и о служении, что их должно совершать самому Богу, что называется по-гречески Латрия. 

Скажите же нам, противники, по совести, если имеете ее: преступаем ли мы эту заповедь Божию, почитая святые иконы? 

Прежде всего, дам три ответа:

ВО-ПЕРВЫХ: Господь Бог заповедает не делать кумира. Мы же, созидая и почитая образ Христа, кумир ли созидаем и почитаем? Но да будет вам известно, что кумир, или идол, по слову Павла, есть ничто по содержанию образа, поскольку является образом бога, который Богом не является. Икона же Христова образует Христа, который есть истинный БОГ. Поэтому Он не есть ничто, Он не кумир, или идол.

ВО-ВТОРЫХ: Господь Бог заповедает не делать подобия и образа, но какого образа и подобия? Об этом говорится в предшествующем тексте Писания, которое заповедает не делать такого подобия и образа, который бы признавался вместо Бога и почитался как Бог.

Но мы святые иконы и саму икону Христа не считаем заменой Богу и не почитаем святые иконы как богов, а, напротив, вместе со Вторым Святым Вселенским Никейским Собором говорим: «Боготворящим святые иконы – анафема».

В-ТРЕТЬИХ: Господь Бог заповедает не поклоняться образам и подобиям и не служить им, но каким образам и подобиям? Тем, что образуют ложного бога, подобно тому как отпадшие Иудеи почитали Дагона, Веелфегора, Молоха, Ваала, Вила и прочих, Еллины же Иовиша, Марса, Сатурна, Нептуна, Венеру, Юнону, Аристея, Бакха и бесконечное число прочих, а не образы Христа, Пречистой Его Матери и Его святых угодников. И само поклонение может быть очень разным: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд (1Кор. 15:41), по слову Павла. Так, существуют и различные образы поклонения, что поймете в дальнейшем. Сейчас же вкратце отмечу: поклон бывает двояким.

ПЕРВЫЙ Богу.

ВТОРОЙ ради Бога.

ПЕРВЫЙ поклон полагается совершать Самому Единому Богу, и он называется Латрия.

ВТОРОЙ поклон ради Бога бывает твари, по различию и рассмотрению.

Мы же, поклоняясь иконам святых, не воздаем тем самым поклон Латрии. Не будет так, и берут грех на свою душу противники, когда порицают нас как иконолатров. Знайте же, что Латрия полагается только Самому Единому Богу. Но мы не поклоняемся иконе, как Богу, но ради Бога. Так, например, почитая царя, почитаем и посланника его, и скипетр его, и диадему, и порфиру его, но не равным почитанием, что должно быть понятно каждому. Иконопочитание очищает нас от порока, от преступления заповеди Божией.

Заповедь Божия состоит в том, чтобы не делать кумира, ни подобия, ни образа, и, если рассуждать здраво, каждый может понять, что эти слова Божии запрещают создавать всякое подобие вместо Бога, каким было, например, тельцетворение, о котором говорит Псаломщик: И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола. Изменили Господу славы и поклонились тельцу, поедающему траву (Пс. 105:19-20). И таким было создание двух золотых тельцов, которых сделал Иеровоам, царь Иулиев, говоря: Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (3Цар. 12:28). И таким было их идолотворение, как в Книге Пророка Иеремии, где сказано о том, как Израильтяне осрамили себя, говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер. 2:27).

Бог повелел создать образы, скинию, ковчег, херувимы, и прочее. Видите, что сказано: сделай их по тому образцу, который показан тебе на горе (Исх. 25, 40). Из всего этого следует понять, что Святое Писание требует толкования, как и Слова Самого Христа принимаются с толкованием. Например: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10:33), – говорит Христос. Но почему не отрекся Христос от Петра, отрекшегося от Него перед людьми? Потому, что Петр покаялся в своем отречении. Разве слова Христа могут быть ложью? Приведенные выше Слова Христа следует принимать с таким истолкованием: кто отречется от Меня пред людьми и в этом не покается, отрекусь от него и Я пред Отцом Моим Небесным. Так и Слова Христа, что все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26:52), если захотите понять буквально, то обидите всех воинов. Но подобает его толковать так, что все, взявшие меч неправедно, чтобы убить ближнего, и погибнут от неправедного меча, а не взявшие меч погибнут по-другому. Итак, слово Святого Писания бывает приправлено солью (Кол. 4:6). Поэтому и заповедь Божия не делать всякого изображения требует соли верного истолкования.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Георгий Константинович Властов (†1899)

Не покланяйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.
Ст. 5 «Ненавидящих меня» весьма важное выражение: не за всякий грех караются дети преступников закона, а за грех ненавидения Господа-благодетеля. При этом построение еврейской фразы таково, что самое ясновидение как бы служит наказанием до третьего и четвертого рода. Место это понимается так: в неверующем семействе это неверие продолжается несколько поколений и служит (независимо от других несчастий) тяжелым наказанием всему роду этому, ибо без внутренней Господней помощи, кто из нас может нести до конца бремя жизни? Самоубийство и безумие – обыкновенные явления в этих семействах.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои

Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный – без внешних форм, идолов, они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом (Втор 4:15) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних – идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел»; Втор 4:16) и под другими формами, образами («всякое подобие:» евр. «векол темуна», темуна – образ, облик (Втор 4:15, Иов 4:16), являющимися воспроизведением светил небесных («на небе вверху»), людей, скота, птицы, гада («на земле внизу») и рыб («в воде ниже земли», – Втор 4:16-19). Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим (Втор 4:15), запрещение же поклоняться и служить им (5 ст.) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель (Втор 4:24; 6:15; Нав 24:19), т. е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам (Ис 42:8; 48:11). Побуждением для евреев избегать поклонения идолам является вытекающая из свойств Бога-«ревнителя» неизбежность наказания ослушников Его воли и милости к верным Ему (34:7; Чис 14:18; Ис 14:21). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор 24:16; Иер 31:30; Иез 18:1-32, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов.

Олег Стеняев, протоиерей

С. 4-6. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Воля Божия состоит в том, чтобы мы никогда не поклонялись кумирам, никогда не поклонялись каким-либо идолам, изображения которых могут встретиться в нашей жизни. Сейчас многие люди стали очень активно заниматься политикой, они держат в своих домах фотографии политических лидеров, которые им особенно нравятся, говорят, что хотят подражать этим людям, и по-своему поклоняются им, воссоздается диавольская религия человекобожия – гуманизм, когда на место Творца ставят тварь и поклоняются ей. Мы должны отвергнуть это языческое зловерие, потому что ни один человек, какими бы добродетелями он ни обладал, не достоин такого же поклонения, которое мы должны воздавать Господу нашему. И когда кто-то дерзает поклоняться людям, то надо напомнить этим безумцам слова псалмопевца Давида, который говорил: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс.145:3). Нет спасения ни в этих лидерах, ни во всех известных личностях: сегодня они живы, а завтра их нет. Спасение только от Господа, и помните: Он очень ревнив. Бог ревнив настолько, что нам с вами даже трудно представить. Мы не можем искушать терпение Божие. И когда наше сердце занято кумирами, то Он может очень жестоко наказать нас именно через этих кумиров, потому что человек наказывается всегда его же собственным грехом. Посмотрите, с каким энтузиазмом выбирали у нас многих лидеров – и как сейчас их все проклинают; какие возлагали надежды – и как глубоко разочарованы оказались многие люди. Бог наказывает нас через наши собственные грехи, но неужели мы не научились понимать простой и самой важной истины, что есть один Господь, един Он свят, Господь Бог наш, и только Он может разрешить наши проблемы, Он один силен исправить нравы, царящие в обществе.

В нашей стране процветает грех идолопоклонства, когда люди поклоняются Кришне, Шиве, Будде, когда чужие культы, чуждые служения, языческое зловерие входят в наши дома. А есть люди, которые пытаются даже совместить язычество с христианством. Один молодой человек, как-то сказал: а мне все равно, как называть Бога. Его можно называть любыми именами. Интересно, как бы отнесся этот человек к тому, если бы его все стали называть разными именами: один называл бы Васей, другой – Петром, третий – Гришей и т. д. Он бы запутался, он перестал бы понимать, кто к кому обращается. Мы не имеем права так шутить с Богом, мы не имеем права рядом с Господом нашим, с Богом Авраама, Исаака и Иакова, с Богом, сотворившим небо и землю, с Богом, Который послал в этот мир Сына Своего единородного, Господа нашего Иисуса Христа, ставить каких-то истуканов, ложных идолов, богов, и говорить, что это все одно и то же. Как может быть одно и то же, если в Писании сказано: Что общего у света с тьмою? (2Кор.6:14) Воистину люди, идущие путем современного язычества, сами не знают, что делают, не знают, что творят.

Идолом для человека может стать не только какой-то чуждый бог. Подчас бывает так, что идолом для человека иногда становится он сам: если он сам себя ставит на некий пьедестал, становится эгоистом, эгоцентристом и поклоняется как бы сам себе, свои проблемы ставит выше проблем всех остальных людей. Есть люди, для которых бог – это деньги, и они поклоняются золотому тельцу; есть люди, для которых бог – это разврат, и они поклоняются этому богу; есть люди, для которых бог – это пьянство, и они служат верно и преданно зеленому змию. Иногда просто поражаешься той энергии, с которой многие люди служат ложным богам, и с каким нежеланием они переступают церковный порог. Чтобы послужить зеленому змию, человек может вскочить среди ночи, все оставить и бежать по городу в поисках зелья. Если бы у этого человека было бы такое рвение, чтобы посреди ночи встать на молитву, зажечь лампаду, затеплить свечу, открыть Псалтирь! Служить злу, зловерию всегда легче. Один молодой человек, в прошлом – член секты кришнаитов, рассказывал, что пока он был у кришнаитов, у него не было никаких искушений, и женщины его совершенно не интересовали. Но как только он ушел из этой секты, он стал заглядываться на всех проходящих мимо женщин, начал думать о компании, о том, что неплохо бы выпить, хорошо одеться и так далее. Очень легко идти путем зловерия, но когда ты отрекаешься от язычества и начинаешь идти путем христианским, все демоны и бесы ополчаются против тебя, ты становишься их врагом, и все искушения обрушиваются на тебя. А если ты идешь путем зловерия, то демоны и бесы будут помогать тебе. Посмотрите на баптистов, на адвентистов, пятидесятников – как демоны заботятся о том, чтобы они были глубоко нравственными людьми, гуманными, чтобы заботились друг о друге, чтобы в их среде было мало конфликтов. Диавол всегда заботится о том, чтобы ложь выглядела, как истина, а истина – как ложь. Его задача – надеть овечью шкуру на волчье существо, и ничего нового диавол не придумал.

Итак, язычество многолико – идолопоклонство разнообразно. Но отвергнем этот путь, будем называть только Господа своим Богом и пойдем путем истинного богопоклонения. Сказано: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:24) – и мы не можем идти другим путем.

Беседы на Книгу Бытия

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Исх.20:1-17

Что определяют заповеди десятословия? 

Они определяют отношение человека к Богу и к ближним (Исх.20:1-17 сн. Мф.22:37-40). В первых четырех заповедях требуется от верующего человека всецелая безраздельная любовь к единому Богу, исключающая всякое обожание твари (в первой заповеди, – Исх.20:2-3) и всякое идолопоклонство и cyeверие (во второй заповеди, Исх.20:4-6) и обусловливающая благоговейное отношение человека к Богу в самом призывании Его святого имени (в третьей заповеди, Исх.20:7) и в богослужении (четв, запов, Исх.20:8-11). В остальных шести заповедях требуется во имя Бога любовь к ближнему, как к самому себе (см. Мф.22:39 и Лев.19:18). Заповеди требуют выражения этой любви: прежде всего к родителям, в почтении к ним и пропитании (ср. Мф.15:4-6) их в старости (пятая заповедь, Исх.20:12); потом ко всем людям чрез неприкосновенность и охранение жизни ближнего (шестая заповедь, Исх.20:13), чрез целомудренные половые отношения (седьмая заповедь, Исх.20:14), чрез неприкосновенность и охранениe собственности ближнего (осьмая заповедь, Исх.20:15), чрез неприкосновенность и охранение чести ближнего (девятая заповедь, Исх.20:16) и наконец чрез выражение этой любви даже в нежелании каким бы то ни было образом повредить ближнему и в отрешении от, всякой зависти (десятая заповедь, Исх.20:17). Эти заповеди, изреченные в слух всего народа самим Господом, имели значение необходимых условий завета, того союза, в который вступали Евреи с Богом. Это были заповеди завета, «слова завета» (Исх.34:28); посему и две каменные доски, на которых были начертаны заповеди десятословия, называются у Моисея «скрижалями завета» (Вт.9:9, Вт.9:11, Вт.9:15).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

5. не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.
6. и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Что значит выражение, что Бог есть ревнитель или ревнивый? Сие выражение заключает в себе сравнение. Свои отношения к народу израильскому Господь человекообразно хочет выразить под образом отношений, существующих между женой и горячо любящим, и потому ревнующим мужем. Сей образ неоднократно, и весьма ясно употребляется у пророков (Иер.3:20,1; Иез.16:42; Ос.4:14).
Справедливо ли наказывать детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода? По словам Блаженного Феодорита – «не благочестиво останавливать внимание на одной букве (сего выражения); сему учит сам Бог, поставляя законом противное, ибо говорит: да не умрут сынове за отцы и отцы за сыны; кийждо за свой грех да умрет» (Втор.24:16). Таким образом, угроза Божия, в которой определённые числа берутся вместо неопределённых, выражает только крайнее отвращение к грешникам всесвятого Бога, который при всём своём милосердии, творящем милость до тысячи родов любящим Его, карает всё-таки по правосудию своему и грешников, хотя только до третьего или четвёртого рода, – то есть гораздо слабее, чем милует; – и притом карает только ненавидящих Его, то есть если, «внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков» (Блаженный Феодорит). Когда же благочестивые потомки несут наказание за нечестивых предков, то и здесь бывают премудрые и милосердные цели Божии, например – чтобы уменьшить преступление предков понесённым наказанием потомков, чтобы возвысить и укрепить страданиями добродетель самих потомков, и за всем тем, чтоб внушить всем страх и отвращение к нечестию.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева


Исх.20:3-17

Как надобно смотреть на десятословие? Оно есть сокращение закона о любви к Богу и ближнему, и потому обязательно и для новозаветных сынов благодати. Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности по отношению к Богу, а вторые шесть – по отношению к ближнему, в сих последних скрывается и заповедь по отношению к самому себе.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
вторая заповедь Божия (Исх.20:4-5) запрещает устройство икон и почитание их.(1)
 

Ответ:   Вторая заповедь запрещает делать какие-либо изображения для обоготворения и поклонения им вместо Единого, Истинного Бога, «ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель» (Исх.20:5), «не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис.42:8). Следовательно, только всякое обоготворяемое, идольское, заменяющее Истинного Бога изображение запрещено, а так как святые иконы напоминают и прославляют Его, то устроить их Он повелел (Исх.25:18).
«Какая разность между кумиром и подобием? Кумир», – отвечает блаженный Феодорит, – «ничего не имеет для себя в основании, а подобие есть представление и изображение чего-либо. Поскольку эллины делают изваяния несуществующего: сфинксов, тритонов, кентавров, – а египтяне – кинопросопов и буцефалов, то такие подобия несуществующего называет кумирами; а изображения существующего, как то: солнца, луны, звезд, людей, зверей, пресмыкающихся и подобного тому – подобиями. Повелевает ни поклоняться, ни служить им».(2)
--------------------------------------------
(1) - 
В жур.».Баптист» за 1911г., №48, стр. 379, сектант пишет: «мы не такие фанатики, чтобы вовсе не допускали (с какою времени такая перемена?) никаких картин и изображений, в том числе и библейских. Не против изображений восстаем мы, а против чествования и поклонения им (“трудно идти против рожна» – Деян.9:2). возжиганием (возжигания?) пред ними огня, курением (курения?) им (что Сам Бог повелел) и лобзанием (лобзания?) их. Мы восстаем (почему уподобляетесь Корею, Дафану и Авирону – Чис.16:1; Иуд.1:11) против утверждения, что (!) «будто честь, воздаваемая образу, относится к первообразу», (да, относится: «чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю» Мф.22:20-21), ибо это противоречит второй заповеди (нисколько. Сектанты, следовательно хотят, чтобы честь, воздаваемая образу, например, Иисуса Христа, не относилась к первообразу, который (образ) был бы в таком случае идолом (?!). Так сбываются слова апостола: «некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но ни разумия, ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают» – 1Тим.1:6-7). Если бы православные считали иконы не более, как картины, не освящали, не окропляли и не чествовали их, то у нас не было бы и разногласил с ними (Тогда бы сектанты не выкалывали глаз ликам, на иконах изображенным, не рубили бы икон, не делали бы из них покрышек?
(2) - Творения. Часть 1-я. Толков. на кн. Исход. Вопрос 38. 1905 г., стр. 111.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible