Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Вторая заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо тот, кто произносит имя Господа Бога своего напрасно, не очистится. Имя Господа Бога нашего Иисуса Христа – Истина, ибо Он Сам сказал: Я есмь истина (Ин 14:6). Истина очищает, суета оскверняет. Поэтому тот, кто говорит истину, говорит от Бога, а кто говорит ложь, говорит от себя. Говорить истину означает разумно говорить, а говорить суетное – значит скорее шуметь, чем говорить. Действительно, так как вторая заповедь – это любовь к истине, то противоположность ей – любовь к суете. Истина говорит, суета грохочет.

…Говорят тебе: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, – не считай, что Христос есть творение, поскольку Он для тебя стал творением. Или ты презираешь Его, Который равен Отцу и одно с Отцом?

Проповеди

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

[Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе.]


Вопрос 41. Что значит сказанное: «не возьмеши имене Господа Бога твоего всуе»?


По словам иных, воспрещается сим придавать Божие имя суетному, т.е. идолам, а по словам других, – солгать, в чем поклялся. А я думаю, что Божественный закон повелевает не произносить Божия имени, разве только для научения или в молитве, или по другой какой необходимой потребности, потому что некоторые привыкли, и шутя, и смеясь, без нужды произносить устами досточтимое Имя. И сие-то, полагаю, воспрещает Божественный закон. Если привыкли многие сохранять на праздники дорогую одежду, тем паче справедливо Божие имя посвящать молитвам и учению.

Толкование на книгу Исход

Григорий Палама, свт. (†1359)

«Не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе» (Втор. 5:11). Не клянись ложно по каким либо человеческим расчетам, по страху людей, или из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам своим силу клятвы. Если же когда либо случится тебе прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то, поклявшись сделать что либо согласное с законом Божиим, исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай строго побуждения, кои довели тебя до клятвы, благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если же ты поклялся сделать что либо противозаконное, не совершай преступного для того только, чтоб сдержать слово: иначе ты уподобишься Ироду – пророкоубийце ( Мф. 14:7, 9). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе за правило вовсе не клясться, и вместе с тем умилостивляй Бога за свой грех, с большим тщанием и со слезами врачуя себя вышеуказанными средствами.

Изъяснение десяти заповедей

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Не возмеши (то есть не помяни) имени Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе

Против нее погрешают богохульники. Те, кто дают клятвы, или преступают их, или принуждают других давать клятвы. Кто каждый раз говорит: «Боже мой! Бог его знает!», – и другое подобное тому. Кто обещает Богу сделать какое-либо доброе дело, а потом не исполняет своих обещаний; лжепророки и те, кто просит у Бога недолжного, согласно своей воле.

Руководство к исповеди

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе.

О молитве

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Когда имя Божие произносится напрасно?

Имя Божие произносится напрасно, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

Какие грехи запрещаются третьей заповедью?

Третьей заповедью запрещаются следующие грехи:

Богохульство, или дерзкие слова против Бога; ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; невнимательность к молитве; ложная клятва, когда клятвенно утверждают то, чего нет; клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; нарушение обетов, данных Богу; Божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

Что Священное Писание говорит о Божбе в разговорах?

В Священном Писании есть особое запрещение Божбы в разговорах. Спаситель говорит: Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:34, 37).

Запрещается ли клятва в делах общественных?

Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр. 6:16-17).

Из этого следует заключить, что если сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О третьей заповеди

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

А что же сказать о хульных словах на… Господа? В настоящее время появилась особая отвратительная и гнусная ругань «в Бога!» В тюрьме мне не раз приходилось слышать эту кощунственную ужасную брань. На меня находило тогда какое-то оцепенение!.. Замечательно, что эти гнилые слова появились у нас именно теперь, в дни открытого безбожия. И за этими наглыми и безумными криками потерявших всякий вид человеческий, бесноватых людей, слышится взрыв дикой ненависти и неисправимой ожесточенности самого сатаны: он этим выражает всю свою злобу к Господу Богу, Творцу и Промыслителю мира!.. Однако пусть знают эти кощунники, что хоть они и не ведают, что творят, но без наказания они не останутся… И дай Господи, чтобы это наказание они потерпели еще здесь, на земле, и покаялись в своем безумии, и вошли туда, куда вошел сначала хуливший Бога, но потом раскаявшийся благоразумный разбойник.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Николай Сербский, свт. (†1956)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Неужели бывают такие, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, - имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею

Евсевий Кесарийский (†339)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Здесь Сам Господь о другом Господе предлагает следующее. Сказав: Я Господь, Бог твой (Исх 20:5), Он затем говорит: Не произноси имени Господа, Бога твоего [напрасно], то есть второй Господь посвящает Своего служителя в тайну об Отце и Боге всяческих. По всему Священному Писанию ты можешь найти тьмы и тьмы подобных этим указаний, посредством которых Бог словно пророчествует о другом Боге и Сам Господь о другом Господе.

Доказательство в пользу Евангелия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Третья Заповедь. (Ст. 7). Эта заповедь передавалась Сирийской библией, Саадиа и многими раввинистами так; «Ты не поклянешься клятвою ложною, произнося имя Иеговы, Бога твоего» (Кук). Но, сравнивая ее с заповедью о ложном свидетельстве, следует думать, что настоящая заповедь прямо запрещает напрасное употребление имени Господа, как несовместного с величием Божиим.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха (Быт. 31:42), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование – бесцельное, напрасное употребление божественного имени («напрасно» – евр. «шаве», – см. Иер. 2:30; 4:30; 6:29).

Олег Стеняев, протоиерей

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

К сожалению, многие люди легкомысленно относятся к этой заповеди и не обращают внимания на то грозное предостережение, которое в ней содержится. Каждый, кто произносит имя Господа всуе, напрасно – обязательно получит наказание. Что значит – не произносить имя Господа Бога напрасно? Это значит: никогда в пустых разговорах не произносить священное имя Господа, никогда в бытовых, житейских ситуациях не обращаться к имени Спасителя нашего без должного благоговения. А как часто бывает, что человек сидит в компании, зевает и говорит: ой ты, Боже мой, какое у меня сегодня настроение. У тебя может быть сегодня не очень хорошее настроение, но причем тут – Боже? Или человек занимается какими-то своими делами – и вдруг – посреди мирского, суетного разговора говорит: Господи Иисусе Христе, у меня опять ничего не получилось. У тебя не получилось – а причем здесь имя Иисуса Христа? И может ли человек произносить это имя просто так? Ведь в Писании сказано: ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4:12). Это имя – великая святыня, и мы должны оберегать святость его. В древние времена перед тем, как написать имя Божие, люди мыли руки, приводили себя в порядок, читали специальные молитвы, и только после этого приступали к переписыванию священных книг. Так, например, делали древние монахи. К сожалению, мы утратили понимание значимости Божия имени, а некоторые дошли до такого безумия, что имя Божие произносят прямо во время скандалов, имя Божией Матери вспоминают во время ругани – это уже крайняя форма падения, скажем так, духовная болезнь. Таких людей надо просто-напросто лечить. И поверьте мне, что первый, кто займется их врачеванием, – это Господь, Который не оставляет без наказания ни одного человека, который дерзает произносить Его святое имя напрасно.

Беседы на Книгу Бытия

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Исх.20:1-17

Что определяют заповеди десятословия? 

Они определяют отношение человека к Богу и к ближним (Исх.20:1-17 сн. Мф.22:37-40). В первых четырех заповедях требуется от верующего человека всецелая безраздельная любовь к единому Богу, исключающая всякое обожание твари (в первой заповеди, – Исх.20:2-3) и всякое идолопоклонство и cyeверие (во второй заповеди, Исх.20:4-6) и обусловливающая благоговейное отношение человека к Богу в самом призывании Его святого имени (в третьей заповеди, Исх.20:7) и в богослужении (четв, запов, Исх.20:8-11). В остальных шести заповедях требуется во имя Бога любовь к ближнему, как к самому себе (см. Мф.22:39 и Лев.19:18). Заповеди требуют выражения этой любви: прежде всего к родителям, в почтении к ним и пропитании (ср. Мф.15:4-6) их в старости (пятая заповедь, Исх.20:12); потом ко всем людям чрез неприкосновенность и охранение жизни ближнего (шестая заповедь, Исх.20:13), чрез целомудренные половые отношения (седьмая заповедь, Исх.20:14), чрез неприкосновенность и охранениe собственности ближнего (осьмая заповедь, Исх.20:15), чрез неприкосновенность и охранение чести ближнего (девятая заповедь, Исх.20:16) и наконец чрез выражение этой любви даже в нежелании каким бы то ни было образом повредить ближнему и в отрешении от, всякой зависти (десятая заповедь, Исх.20:17). Эти заповеди, изреченные в слух всего народа самим Господом, имели значение необходимых условий завета, того союза, в который вступали Евреи с Богом. Это были заповеди завета, «слова завета» (Исх.34:28); посему и две каменные доски, на которых были начертаны заповеди десятословия, называются у Моисея «скрижалями завета» (Втор.9:9, Втор.9:11, Втор.9:15).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Клятва

Клятва
 – торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу как к Верховному Свидетелю было дозволено Законом (Втор.6,13), и оно выражалось в различных формах. Так, например, выражения: Господь между мною и тобою пусть будет Судьей (Быт.16,5); жив Господь! (IIЦар.12,5); пусть то и сделает мне Господь (Руф.1,17); свидетель мне Бог (Рим.1,9).

В клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии от Матфея (Мф.5,34). А Я говорю вам, говорит Господь не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий... и пр. Далее мы читаем в Священном Писании о том, что евреи клялись иногда жизнью царя (Быт.42,16), жизнью какого-либо частного лица (IЦар.1,26), полевым скотом (Песн.2,7), храмом, алтарем, жертвами (Мф.23,16-22).

Клятвы вообще произносились:
а) поднявши руку вверх: Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, сказал Авраам царю Содомскому (Быт.14,22). Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в кн. Втор. (Втор.32,40) сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю: живу Я во век!
б) обратившись лицом к жертвеннику (IIIЦар.8,31),
в) положивши руку под стегно (Быт.24,2).
Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенной.

Клятвы произносились при следующих случаях:
а) когда заключался завет или договор между людьми (Быт.14,22, Деян.23,21);
б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (IЦар.14:24-28; IIIЦар.18:10);
в) иногда при произнесении обета (Чис.30,2);
г) при раскрытии какого-либо преступления (Чис.5,21). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил: заклинаю тебя Богом живым (Мф.26,63), и заклинаемый отвечал на это: аминь, или: ты говоришь.

В Послании к Евреям (Евр.6,16-18) апостол Павел говорит следующее: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву. Из сего должно заключить, замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митрополит Филарет, что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением – отнюдь не изменять ей.

Клятвы у евреев считались греховными, когда, например, произносились в пустых случаях и напрасно (Исх.20,7), когда клялись истуканами и идолами и др. В более чистые времена иудейской истории у евреев всякая клятва считалась священной (Нав.9,20), но в позднейшие времена иудейские раввины уже учили, что если в какой-либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно, распространялись обманы и вероломство. Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (Мф.5,33-37, Иак.5,12). Не клянись вовсе, учил Господь, но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого (Мф.5,37).

Следуя этому учению, ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвой то, чего нет. Это грех против третьей заповеди.

Библейская энциклопедия 1891г

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Исх.20:3-17

Как надобно смотреть на десятословие? Оно есть сокращение закона о любви к Богу и ближнему, и потому обязательно и для новозаветных сынов благодати. Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности по отношению к Богу, а вторые шесть – по отношению к ближнему, в сих последних скрывается и заповедь по отношению к самому себе.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Руководство для сельских пастырей

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

«Благоговей пред самым именем Господним, уважай его так, чтобы оно никогда понапрасну не сходило с языка твоего, — и тогда ты угодишь Богу», говорит третья заповедь. Когда же именно употребляется святое и страшное имя Божие всуе — понапрасну? Вот что мы должны наперед понять и разъяснить, чтобы не грешить против третьей заповеди Господней. Понапрасну употребляется имя Божие тогда, когда, во-первых, его произносят совсем без нужды, а еще больше, во-вторых, тогда, когда призывают его не за правду, с обманом.

Известно всякому, что значит произносить имя Господне без нужды. Это значит употреблять его там, где оно совсем и неприлично, и не нужно; значит призывать Бога в свидетели тогда, когда этого совсем и не требуется; значит божиться за такие вещи, которые совсем и не стоят божбы. Между тем, у нас случается это очень часто и без всякого разбора. Прислушайтесь к обыденным беседам любого кружка, и вы непременно услышите здесь божбу и разного рода клятвы, как будто без них никто и не поверит ни одному слову того, кто говорит; у нас часто призывается имя Божие даже среди смеха и шуток, и великие слова: «Бог Господь, Иисус Христос» произносятся также просто и равнодушно, как и самое простое, обычное слово.

Еще больше грешат против этой заповеди те люди, которые божатся и клянутся в пустых и грешных речах. Не за правду произносится имя Господне прежде всего тогда, когда призывают его на поруку таких слов, в которых совсем нет и правды, и таких дел, каких никогда и не было и которые выдуманы только для того, чтобы обмануть другого. Во-вторых, не по правде произносит имя Божие не только тот, кто прямо смеется над Господом Богом и поносит Его разными не идущими к Богу именам, но и тот, кто, будучи постигнут каким-нибудь горем и несчастьем, или даже и без этого, жалуется на Его неправоту и упрекает Его в немилости и жестокости к нему. Это называется ропотом на волю Господню, — и у нас, к несчастью, можно встретить его очень часто. Случись у нас какая-нибудь беда, например, пожар, или падеж скота, или покража, или голод, или что другое, — мы сейчас поднимаем вопль, и вместо того, чтобы просить Господа Бога о милости и надеяться на Его всесильную помощь, часто только досадуем на Него и не только в душе, но и вслух говорим разные богохульные слова, обидные для милостивого и правосудного Владыки нашего и Творца.

Дальше — не по правде и с обманом произносит имя Божие тот, кто молится лицемерно. А лицемерно молиться значить молиться не искренно, без всякого внимания и благоговения, — или еще проще, — молиться только одним телом, т. е., читать молитвы, делать кресты и поклоны, а душою совсем и не думать о молитве. Молитва наша бывает полною, истинною молитвой только тогда, когда мы отдаемся ей вполне, всем существом нашим, когда вместе с молитвенными словами, которые произносит наш язык, исповедуется пред Господом и наше сердце, когда вслед за коленопреклонением мысленно преклоняется пред престолом Божиим и наш ум, когда вообще вместе с телом молится Богу и душа наша. Только такая молитва может быть угодна Господу Богу и достойна Его милостей.

Наконец — не за правду произносится имя Господне тогда, когда мы даем какие-нибудь благочестивые обещания Господу Богу, и не исполняем их. Такие обманы — самое грешное и противное Господу Богу дело. Уж если мы обманываем самого Бога, кого же после этого мы не станем обманывать? Слово Божие прямо говорит, что лучше вовсе не давать никаких обещаний, чем давать — и не исполнять их. Если ты, говорит слово Божие, дашь обещание Господу Богу твоему, то не медли исполнить его, иначе Господь Бог твой непременно взыщет с тебя за него и будет на тебе грех. Если же ты не захочешь обещать, то греха на тебе не будет (Втор.23:21,22).

Руководство для сельских пастырей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible