| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
| 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Новый Завет:Мф.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
Помни день субботний, чтобы святить его;
Святые отцы
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Кесарий Арелатский, свт. (†542)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
- Руководство для сельских пастырей
Августин Аврелий, блж. (†430)
Помни день субботний, чтобы святить его
Так иудеям было заповедано соблюдение субботы телесным образом, как и прочее, в значимых таинствах. Было предписано некое освобождение: то, что означает это освобождение, – делай. Духовное же освобождение – это мир сердца, а мир сердца происходит от ясности благого знания. Значит, тот действительно соблюдает субботу, кто не грешит. Ведь так приказано тем, кому приказано соблюдать субботу: не делайте никакого рабского труда: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34).
…Как будто излишне – говорить христианину о соблюдении субботы. На самом же деле не только не лишне, но и необходимо: ведь это – тень [ср. Кол. 2:17 – прим. ред.]. Суббота удерживает народ от рабского труда – разве нам не запрещается рабский труд? Слушай Господа: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). Соблюдение субботы – это то же самое, что надеяться на Бога в том, что мы не будем грешить, ведь написано: Бог почил в день седьмой от всех дел Своих (Быт. 2:2). Бог отдохнул – Бог заставляет и тебя отдохнуть. Где потрудился Бог, чтобы отдохнуть, Он, Который все создал Словом?
Проповеди на Книгу Бытия
Нам не приказано соблюдать субботний день буквально, в качестве отдыха от телесного труда, как его соблюдают иудеи – само их соблюдение… если только не означает некий душевный покой, достойно осмеяния. Отсюда мы справедливо полагаем, что для возбуждения любви, которой мы склоняемся к покою, подходит все, о чем образно говорится в Писании, ибо в Декалоге это только образно предписано, когда говорится о покое, который всегда приятен, но только в Боге является святым и определенным. Однако день Господень заповедан не иудеям, а христианам по причине воскресения Господа, и из-за этого он является праздничным. Ибо души всех святых до воскресения тела находятся в покое, а не в действии, которым одушевляются вновь полученные тела.
Послания
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
Помни день субботний, чтобы святить его
В этой третьей заповеди некоторым образом закладывается начало освобождения, что означает сердечный покой, безмятежность ума, которое создается доброй совестью, ибо в этом освящение, поскольку здесь присутствует Святой Дух. Наконец, вы видите, что говорится об освобождении, то есть о покое: «Ибо в ком найду успокоение, – говорит Господь, – как не в том, кто смиренен, безмолвен и боится слов Моих»? А буйные и любители ссор отпадают от Святого Духа. Сеятели вражды, любители скорее споров, чем милости, они из-за своей строптивости не принимают на себя покоя духовной субботы. Субботы же духовной удостаиваются только те, кто так устроился в своих земных делах, что если не постоянно, то, по крайней мере, часто занимается чтением Писания и молитвой, по слову апостола: занимайся чтением и учением (1Тим. 4:13), и в другом месте: непрестанно молитесь (1Фес. 5:17). Ибо кто таков, тот ежедневно духовно празднует субботу, а кто на самом деле беспокоен и постоянно занят земными делами, о которых написано: «Тяготы мира сделали их несчастными», те не могут обрести покоя, то есть субботы.
Проповеди
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Ст. 8-10 Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему
Против этой заповеди погрешают те, кто не ходит в церковь в воскресный день, на который перенес Господь ветхую субботу. И потому что Сам Он – Господь субботы (Мф. 12:8), и не подчиняется никому. Потому что в этот день произошло Его Воскресение и обновление всего мира. Кто не ходит в церковь также и в иные Господские и Богородичные праздники, в праздники святых, чтобы слушать божественные словеса. Или идут в церковь, но лишь по привычке, чтобы провести время, не внимая службе, но пустословят и беседуют о своих мирских делах. Кто от безмерного пожелания богатства работает в праздники или заставляет работать других. Кто совершает в эти дни игрища, танцы, пирушки и драки, и подобные неуместные вещи. Кто обучен грамоте, но не читает в праздники священных книг. Те пастыри и предстоятели церквей, кто не поучает в эти дни народ. Кто не дает от своих имений малейшую часть на сбор для нищих, который бывает в праздники, о чем пишет божественный Павел (1Кор. 16).
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Помни день субботний, чтобы святить его
Как в христианской Церкви празднуется Ветхозаветный день покоя — суббота?
Суббота, как календарный день недели, в Церкви христианской как большой праздник не празднуется. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста.
Как в христианской Церкви исполняется четвертая заповедь?
В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.
С какого времени празднуется воскресный день?
День воскресный празднуется со времени воскресения Христа.
Как говорится о праздновании воскресного дня в Священном Писании?
В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян. 20:7). У Евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный (Откр. 1:10).
В Ветхозаветной Церкви подразумевались ли и другие дни под именем субботы?
Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в христианской Церкви следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты (Православное исповедание, ч. 3, вопрос 60; ч. 1, вопрос 88).
Какие в Православной Церкви установлены важнейшие праздники?
Важнейшие праздники — это праздники, установленные в память о главных событиях, относящихся к спасительному для нас воплощению Сына Божия и к явлениям Божества; а затем установленные в честь Пресвятой Богородицы как послужившей тайне воплощения. Таковыми являются, по порядку событий, следующие праздники:
День рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября).
День Её введения в храм для посвящения Богу (21 ноября/4 декабря).
День Благовещения, то есть ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Неё (25 марта/7 апреля).
День Рождества Христова (25 декабря/7 января).
День Крещения Господа и вместе — Богоявления Пресвятой Троицы (6/19 января).
День Сретения (встречи) Господа во храме Симеоном (2/15 февраля).
День Преображения Господа (6/19 августа).
День входа Господа в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресенье).
Праздник Воскресения Христова, Пасха, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства.
День Вознесения Господа на небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг).
Праздник Пресвятой Троицы, и затем — праздник в память сошествия Святого Духа (в 50-й день по Пасхе, в воскресенье).
День Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
День Воздвижения Креста Господа, обретённого царицей Еленой (14/27 сентября).
Какой важнейший пост в Православной Церкви?
Важнейшим постом является Великий пост, или святая Четыредесятница.
Почему Великий пост называется четыредесятницей?
Великий пост называется четыредесятницей потому, что продолжается сорок дней, исключая неделю страдания Христа (Страстную седмицу).
Почему Великий пост продолжается сорок дней?
Великий пост продолжается сорок дней, поскольку Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (см. Мф. 4:2).
Почему положено поститься в среду и пятницу?
Поститься положено в среду — в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу — в память самих Его страданий и смерти.
Почему положены другие посты в Православной Церкви?
Рождественский и Успенский посты учреждены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы; а пост в память святых апостолов — для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян. 13:3).
Как следует проводить праздничные дни?
Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.
Почему в праздничные дни запрещено работать?
Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и Богоугодные дела.
Что следует делать в праздничные дни?
В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви.
Следует ли делать то же самое и в рабочие дни?
Такие дела можно делать и в рабочие дни — и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О четвертой заповеди
Николай Варжанский, мч. (†1918)
О субботе и воскресении
Сектанты говорят: Лк.23:55-56. Евангельские женщины в субботу оставались в покое, по заповеди. Значит, нужно и нам субботствовать.
Православный ответ: Женщины субботствовали по заповеди: Исх.16:23;20:8-10;35:3; Чис.15:32-33; Неем.10:31;13:15-21; Иер.17:21; Чис.28:9-10. Адвентисты, конечно, так не соблюдают, как женщины, значит, этот пример не по ним.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Помни день субботний, чтобы святить его.
Шесть дней работай, и делай (в них) всякие дела свои.
А день седьмый суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.
Четвертая Заповедь (Ст. 8–10). День субботний, день покоя (шабат-значит покой после работы) связан с другим повелением, в этой же заповеди высказанным: шесть дней работай. Но покой, как разумеют все комментаторы, относится не только к физической природе человека, сколько к его нравственной. Житейский дела запрещаются в субботу, чтобы человек один из семи дней мог посвятить стремлениям духовной природы и возвыситься мыслию до Того, Который даровал ему жизнь и создал прекрасный мир, окружающий его. Поэтому и мысль о субботнем покое связывается с мыслию о творении, и о той таинственной эпохе, когда творение было закончено "и Бог почил от дел своих» (Исх. 20:11). День субботний, по всей вероятности, был соблюдаем патриархами и составлял часть Ноевых преданий, которые, вместе с жертвоприношениями, молитвами и сказаниями о допотопном мире, передали в новое общество и закон соблюдения субботы. Мы можем заключить об этом потому, что у весьма многих народов древности существовало то разделение времени, которое мы называем неделей, а предания и жертвоприношения, как мы говорили не раз, носят отпечаток общего источника. Но у Израиля в Египте, вероятно, суббота была забыта уже потому, что они были рабы. Учреждение субботы, или, лучше сказать, восстановление ее Моисеем, между прочим служило напоминанием им, что они отныне не рабы, а свободные, ибо только свободные могут располагать своим временем.
Ст. 10 Втор. 5:14-15 высказана трогательная мысль, в дополнение к закону субботы, распространенному и на рабов: « чтобы отдохнул раб твой, как и ты, и помни, что ты был рабом в земле Египетской». Необычайно человеческое, нравственное высокое направление закона Моисеева доказывает его Божественное происхождение.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-11 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его
Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому (Быт. 2:3; Исх. 16:23 и д.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона.
Израиль должен помнить об освящении субботы (31:13-14; Лев. 19:3, 30; 26:2; Втор. 5:12), т. е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода (31:15; 34:21; Лев. 19:3), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела (Лев. 23:3), – собирания манны (16:26), приготовления пищи в вареном и печеном виде (16:23), сеяния и жатвы (34:21), возжигания огня (35:3), собирания дров (Чис. 15:32), ношения тяжестей (Иер. 17:21), торговли (Ам. 8:5), работы в точилах, перевозки снопов и товаров (Неем. 13:15). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т. е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном.
Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом (ст. 11): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода (31:16-17). По указанию Втор. 5:15, суббота празднуется в также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 8-10 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
В этой заповеди Господь учит нас чтить праздничные дни. Особо выделенный день в каждой седмице – это седьмой, воскресный день. Древние израильтяне праздновали субботу, потому что еще не было Воскресения Христова. Но они так ревностно относились к своим праздникам, что если кто-то нарушал субботний покой, то за это его могли побить камнями насмерть. А что такое суббота по отношению к воскресенью? Суббота – это тень будущих благ (Евр.10:1; см. также Кол.2:17), а блага, дарованные в Иисусе Христе, – это уже осуществившаяся благодатная реальность. И как возвеличено воскресенье перед древней субботой, точно так возрастает и глубина ответственности за то, что нарушаем воскресный день. Если за нарушение субботнего дня человека предавали страшной, безжалостной смерти, то как же нас надо наказывать за то, что мы нарушаем святость воскресного дня. Православный человек должен понять раз и навсегда, что есть шесть дней для того, чтобы работать, делать свои обычные дела, а седьмой день, воскресный день, принадлежит Господу, и в этот день надо пребывать в молитве, надо посещать храм и помнить о том, что богослужебный день начинается с заходом солнца, накануне, то есть уже и в субботу вечером нужно пойти в церковь, и в воскресенье утром быть в храме, постараться в этот день сводить детей в воскресную школу. Четвертая заповедь также говорит нам вообще о всех праздничных днях, в первую очередь о двунадесятых и великих праздниках, которые мы должны почитать. К сожалению, многие люди как бы специально подталкиваются диаволом именно накануне каких-то больших церковных праздников заниматься стиркой или генеральной уборкой. Некоторые даже говорят: если много белья накопилось, значит, какой-то праздник наступает. И они звонят своим знакомым, у которых есть календарь, и спрашивают: «Что, завтра праздник какой-то?» – «Да, праздник». – «Я так и поняла, потому что стирку затеяла». Диавол специально делает так, чтобы человек благочестивый, правильно мыслящий, нарушил праздник. Я знал одного человека, который несколько недель не мог причаститься. К нему приехали верующие друзья и убедили его в том, что для изменения своей жизни необходимо покаяться и причаститься. Он сказал, что обязательно в воскресенье пойдет в церковь. Наступает воскресенье – его нет. Ему звонят, спрашивают, что случилось. Оказывается, позвонил друг, с которым они не виделись уже очень много лет. Пришлось встретиться, но в следующее воскресенье он обязательно будет. Проходит время, наступает следующее воскресенье – опять его нет, ему звонят: что же случилось, почему тебя не было в этот раз? Опять какие-то причины. Были и другие искушения. Друзья поняли, что надо за ним просто приехать на машине и привезти в храм, потому что иначе он не вырвется из этого диавольского порочного круга. Иногда действительно надо употреблять усилия, чтобы помочь людям вырваться из ужасного состояния, когда диавольские тиски сковывают человека и он не в состоянии сам вырваться из них.
К каждому праздничному дню надо готовиться: накануне праздника привести в порядок свое жилище, приготовить праздничный стол, постараться сделать так, чтобы это был праздник для всей вашей семьи, детей, родных и близких.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Что определяют заповеди десятословия?
Они определяют отношение человека к Богу и к ближним (Исх.20:1-17 сн. Мф.22:37-40). В первых четырех заповедях требуется от верующего человека всецелая безраздельная любовь к единому Богу, исключающая всякое обожание твари (в первой заповеди, – Исх.20:2-3) и всякое идолопоклонство и cyeверие (во второй заповеди, Исх.20:4-6) и обусловливающая благоговейное отношение человека к Богу в самом призывании Его святого имени (в третьей заповеди, Исх.20:7) и в богослужении (четв, запов, Исх.20:8-11). В остальных шести заповедях требуется во имя Бога любовь к ближнему, как к самому себе (см. Мф.22:39 и Лев.19:18). Заповеди требуют выражения этой любви: прежде всего к родителям, в почтении к ним и пропитании (ср. Мф.15:4-6) их в старости (пятая заповедь, Исх.20:12); потом ко всем людям чрез неприкосновенность и охранение жизни ближнего (шестая заповедь, Исх.20:13), чрез целомудренные половые отношения (седьмая заповедь, Исх.20:14), чрез неприкосновенность и охранениe собственности ближнего (осьмая заповедь, Исх.20:15), чрез неприкосновенность и охранение чести ближнего (девятая заповедь, Исх.20:16) и наконец чрез выражение этой любви даже в нежелании каким бы то ни было образом повредить ближнему и в отрешении от, всякой зависти (десятая заповедь, Исх.20:17). Эти заповеди, изреченные в слух всего народа самим Господом, имели значение необходимых условий завета, того союза, в который вступали Евреи с Богом. Это были заповеди завета, «слова завета» (Исх.34:28); посему и две каменные доски, на которых были начертаны заповеди десятословия, называются у Моисея «скрижалями завета» (Втор.9:9, Втор.9:11, Втор.9:15).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Как надобно смотреть на десятословие? Оно есть сокращение закона о любви к Богу и ближнему, и потому обязательно и для новозаветных сынов благодати. Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности по отношению к Богу, а вторые шесть – по отношению к ближнему, в сих последних скрывается и заповедь по отношению к самому себе.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Выражение 4 запов. «помни» (Исх.20:8) показывает, что празднование субботы существовало и раньше Моисея, а у горы Синайской о нем лишь напоминается.
Ответ: Слово «помни» может указывать не только на прошедшее, а и на будущее время; в последнем значении, несомненно, оно и употреблено в рассматриваемом месте. Если же в этом слове видеть указание на прошедшее, то, очевидно, отнести нужно к событию, описанному в кн. Исход (Исх.16:23-30), когда евреи праздновали первую субботу.
«Особое значение субботнего дня, – говорит П. Горский-Платонов, – в ряду других дней недели не могло быть неизвестно евреям до времени получения заповеди о субботе. И значение седьмого дня при творении мира (Быт.2:2-3), и недавние события в пустыне Син (Исх.16:22, 23:30) должны были выделять субботу из ряда других Дней. Заповедь помнить этот день относится только к памятованию о том, чтобы святить этот день, или свято хранить его, как сказано в кн. Второзакония (Втор.5:12). Закон точно определяет, на кого простирается действие закона: на самих евреев с их семействами, на рабов их и на рабынь, на скот и на пришельца, который в жилищах, т.е. на чужеземцев, которые придут в то или другое место жительства евреев, чтобы наняться на ту или другую работу».
Сектанты говорят: Празднование воскресенья есть нарушение четвертой заповеди Божией.
Ответ: Наоборот, празднование воскресного дня есть соблюдение четвертой заповеди десятисловия, так как сущность (вечный элемент) ее заключается в том, чтобы посвящать один из семи дней недели на особенное служение Богу. Α что касается до того, какой именно из дней недели праздновать, то это относится к области обряда и потому является элементом временным. В Ветхом Завете был празднуем седьмой день или суббота, потому что в седьмой день Бог почил от дел творения; в Новом же Завете избрание для празднования первого или воскресного дня достаточно оправдывается необычайной важностью совершившегося в этот день радостнейшего и величайшего событий – воскресения Иисуса Христа из мертвых, представляющего завершение великого дела возрождения человека.
Сектанты говорят: Христиане начали праздновать воскресенье со времени царя Константина Великого, издавшего в 321 г. об этом особый указ.
Ответ: Из всего сказанного нами в опровержение сектантских возражений по вопросу о воскресном дне ясно, что празднование его христианами началось «с самого времени воскресения Христова», а изданные императором Константином Великим эдикты в 321 г. имели целью только обеспечить за христианами право употреблять этот день на преимущественное служение Господу.
В марте 321 г. он издал следующий эдикт: «все судьи, городское население и ремесленники всякого рода в досточтимый день солнца пусть покоятся. Однако в деревнях земледельцы пусть беспрепятственно и свободно работают, потому что часто случается, что в иной день слишком неудобно бывает вверять зерна борозде или виноград – яме, чтобы, упустив удобный случай, не лишиться ниспосылаемого небесным Провидением благоприятного времени. Через три месяца император издал новый эдикт, дополняющий прежний: «Насколько мы считали неприличным в славный день солнца заниматься тяжбами и состязаниями сторон, настолько (считаем) приятным и утешительным в этот день исполнять то, что больше всего относится к посвящению Богу. Итак, пусть все в праздничный день (т.е. солнца) имеют возможность освобождать и отпускать на волю рабов; кроме сих дел (т.е. касательно отпущения на волю), других не производить (в судах)». Из свидетельства Евсевия мы знаем и руководящую цель законов Константина: «чтобы подданные его могли беспрепятственно присутствовать в Божией Церкви и чтобы никто не мешал им совершать тогда свои молитвы».
Руководство для сельских пастырей
Вот четвертая заповедь Господня, — четвертая в ряду всего десятословия и последняя из тех, в которых говорится о любви к Богу. В следующих за нею заповедях излагаются уже ваши обязанности относительно ближних. Заповедь эта говорит о том, чтобы мы шесть дней работали, занимались своими житейскими делами, а седьмой день недели — субботу посвящали исключительно на служение Господу Богу. День этот назначается для служения Богу и успокоения от физических трудов на том основании, что Господь, сотворивши все видимое и невидимое в шесть дней, в седьмой день почил от дел своих. Народ еврейский, в котором одном сохранялась истинная вера до пришествия Христа Спасителя, действительно буквально исполнял (и доселе исполняет) эту заповедь, т. е. праздновал и посвящал на служение Богу день субботний. Но для нас — христиан есть другой, более важный и более священный день — воскресенье. В этот день Христос Спаситель наш воскрес из мертвых, разрушил врата адовы и избавил нас от греха, проклятия и смерти вечной. На этом-то основании христианская церковь установила, вместо субботы, каждую неделю праздновать и посвящать на служение Богу день воскресный, который поэтому и называется некоторыми учителями церкви новою субботой. Таким образом, когда вы читаете эту заповедь, то под субботою разумейте день воскресный, заменивший в церкви христианской иудейскую субботу.
Но как у иудеев, кроме субботы, были и другие праздники и дни священные, особенно назначенные на служение Богу, так и христианская церковь, кроме воскресного дня, празднует и назначила на особенное служение Богу многие другие дни, например, ознаменованные какими-нибудь важными событиями из жизни Христа Спасителя, Божией Матери и многих святых. Все вы знаете и соблюдаете эти праздники и священные дни, потому я не нахожу нужным много говорить о них.
Когда вы читаете четвертую заповедь — помни день субботний и проч., то все эти праздники и дни священные должны понимать под словом суббота; потому что все эти дни назначены на особенное служение Богу, как древняя суббота. В этом новом, более обширном, значении, предложенная заповедь будет иметь такой смысл: «помни, что есть в году дни простые, будничные, и есть праздники и дня священные; первые даны тебе на твои нужды, на твои работы, а последние на молитву и вообще на служение Господу Богу. Этот порядок ты и помни и соблюдай всегда. Идут дни рабочие — ты работай для себя, ради своих житейских нужд; приходят дни святые — употреби их на служение Богу, ради своей грешной души».