Скрыть
шесть дней работай и делай всякие дела твои,

Святые отцы

Прочие

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 8-10 Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему

Против этой заповеди погрешают те, кто не ходит в церковь в воскресный день, на который перенес Господь ветхую субботу. И потому что Сам Он – Господь субботы (Мф. 12:8), и не подчиняется никому. Потому что в этот день произошло Его Воскресение и обновление всего мира. Кто не ходит в церковь также и в иные Господские и Богородичные праздники, в праздники святых, чтобы слушать божественные словеса. Или идут в церковь, но лишь по привычке, чтобы провести время, не внимая службе, но пустословят и беседуют о своих мирских делах. Кто от безмерного пожелания богатства работает в праздники или заставляет работать других. Кто совершает в эти дни игрища, танцы, пирушки и драки, и подобные неуместные вещи. Кто обучен грамоте, но не читает в праздники священных книг. Те пастыри и предстоятели церквей, кто не поучает в эти дни народ. Кто не дает от своих имений малейшую часть на сбор для нищих, который бывает в праздники, о чем пишет божественный Павел (1Кор. 16).

Руководство к исповеди

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

шесть дней работай и делай всякие дела твои

Осуждает ли четвертая заповедь праздность и рассеянность?

Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в будни не работает, а занимается бездельем и пустым времяпрепровождением.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О четвертой заповеди

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 9-10 шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой - вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5:32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

Избранники Божьи, находясь плотски во времени, духом своим поднимаются до вершин мира, где вечный мир и блаженство.

А ты, брат, трудись и отдыхай. Трудись, ибо и Бог трудился; отдыхай, ибо и Господь отдыхал. А труд твой пусть будет созиданием, ибо ты чадо Творца. Не разрушай, но созидай!

А в седьмой день отдыхай.

Посвяти седьмой день целиком Богу, и тогда воистину отдохнешь и исполнишься новых сил.

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею

Георгий Константинович Властов (†1899)

Помни день субботний, чтобы святить его.

Шесть дней работай, и делай (в них) всякие дела свои.

А день седьмый суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.
Четвертая Заповедь (Ст. 8–10). День субботний, день покоя (шабат-значит покой после работы) связан с другим повелением, в этой же заповеди высказанным: шесть дней работай. Но покой, как разумеют все комментаторы, относится не только к физической природе человека, сколько к его нравственной. Житейский дела запрещаются в субботу, чтобы человек один из семи дней мог посвятить стремлениям духовной природы и возвыситься мыслию до Того, Который даровал ему жизнь и создал прекрасный мир, окружающий его. Поэтому и мысль о субботнем покое связывается с мыслию о творении, и о той таинственной эпохе, когда творение было закончено "и Бог почил от дел своих» (Исх. 20:11). День субботний, по всей вероятности, был соблюдаем патриархами и составлял часть Ноевых преданий, которые, вместе с жертвоприношениями, молитвами и сказаниями о допотопном мире, передали в новое общество и закон соблюдения субботы. Мы можем заключить об этом потому, что у весьма многих народов древности существовало то разделение времени, которое мы называем неделей, а предания и жертвоприношения, как мы говорили не раз, носят отпечаток общего источника. Но у Израиля в Египте, вероятно, суббота была забыта уже потому, что они были рабы. Учреждение субботы, или, лучше сказать, восстановление ее Моисеем, между прочим служило напоминанием им, что они отныне не рабы, а свободные, ибо только свободные могут располагать своим временем.

Ст. 10 Втор. 5:14-15 высказана трогательная мысль, в дополнение к закону субботы, распространенному и на рабов: « чтобы отдохнул раб твой, как и ты, и помни, что ты был рабом в земле Египетской». Необычайно человеческое, нравственное высокое направление закона Моисеева доказывает его Божественное происхождение.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-11 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его

Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому (Быт. 2:3; Исх. 16:23 и д.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона.

Израиль должен помнить об освящении субботы (31:13-14; Лев. 19:3, 30; 26:2; Втор. 5:12), т. е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода (31:15; 34:21; Лев. 19:3), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела (Лев. 23:3), – собирания манны (16:26), приготовления пищи в вареном и печеном виде (16:23), сеяния и жатвы (34:21), возжигания огня (35:3), собирания дров (Чис. 15:32), ношения тяжестей (Иер. 17:21), торговли (Ам. 8:5), работы в точилах, перевозки снопов и товаров (Неем. 13:15). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т. е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном.

Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом (ст. 11): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода (31:16-17). По указанию Втор. 5:15, суббота празднуется в также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible