Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 21:10
если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.8. если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее;
Ст.11. а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
В чем состоит закон Моисеев о рабах из Евреев?
Евреи собственно не должен быть рабом у Еврея, потому что все Евреи суть рабы Бога и все между собою равны (Лев.25:39-40,42). Но если по какому-либо случаю, напр. по несостоятельности уплатить долга, Еврей закабалится другому Еврею, то попавший в такие рабы, после шести лет работы на седьмой год, имеет право отойти от своего господина (Исх.21:1-3). Если же он получить в жену одну из рабынь его, то по прошествии шести лет своей работы он сам может отойти от господина, а жена и прижитые с нею дети остаются у господина. В этом случае, если муж–раб из любви к жене и детям захочет остаться добровольно рабом у своего господина, то он после знаменательного обряда проколотия уха пред священным судом навсегда делается рабом своего господина (Исх.21:4-6). Этот обряд и это рабство свободного Еврея по указанному закону замечательны тем, что они служили, как указывает псалмопевец (см. Пс.39:7 в русск. переводе), прообразом послушания и свободного принятая Сыном Божиим на Себя зрака раба в воплощении. – Особенный закон дан был относительно дочерей, продаваемых отцами в экономки, или наложницы (Исх.21:7 греч. οὶκέτιν – לֽאָכָה). Такая женщина, сделавшись домочадицею в семействе господина своего, не может быть обращена в рабыню, и ее отход от хозяина совершается не по общему закону о шестилетней работе господину. Если она не угодна будет господину, купившему ее, то он может перепродать ее другому Израильтянину, а не чужеземцу, и опять в качестве наложницы, как бы за выкуп родственника ( Исх.21:8 ὰπολυτρώσει – «да отпустить» за выкуп); может также отдать ее в наложницы сыну своему и уже в качестве свободной девицы, так что, если и сын вместо нея возьмет другую жену, то она имеет право на содержание, одежду и сожитие в доме, (Исх.21:9-10). Если же купивший девицу при нежелании иметь ее своею наложницею «не сделает для нея сих трех вещей», то она имеет право отойти от него во всякое время без выкупа (Исх.21:11).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Если она не угодна господину своему, и он не обручит ее: пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее (господин) не властен, когда сам пренебрег ее.
Если он обручит ее сыну своему; пусть поступит с нею по праву дочерей.
Если же другую возьмет за него: то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития.
Ст. 8–10 Законы конкубината ограждают Еврейку рабыню от насилия, от продажи чужеземцу, и даже пекутся о внутренней семейной жизни ее с господином. Весьма замечательно, что выданная замуж за сына господина, она не может быть препятствием ему жениться на равной себе по состоянию, которая и делается старшей женой. Но господин ее не вправе отказать ей в одежде и пище, и даже в супружеском сожитии, так как она соединена с ним навсегда (исключая случая развода) брачными узами. Во Второзаконии есть постановление, еще более резко рисующее как уважалось сожительство с женщиной. Рабыня или пленная, разделившая ложе Израильтянина, не могла быть никому продана; перестав ему нравиться, она делалась свободною.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
8. если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее;
9. если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей.
10. если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;
11. а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
Почему рабыни не могли освобождаться тем же путём, как рабы, то есть в субботний или седьмой год (Исх.21:2)? Причина излагается в следующих далее словах: именно потому, что они могли делаться жёнами господина своего, или сына его. Тогда положение их становилось на новых и особенных правах, то есть на правах законных жён и дочерей; так что если бы им стали отказывать в этих правах, то они могли даром и без выкупа отходить от своих господ. Но если бы господин и раздумал жениться на рабыне по какому-нибудь неудовольствию на неё , то продать её чужому народу все-таки был не властен, а непременно должен был отпускать её на выкуп.
Если же другую жену возьмёт господин для сына своего, кроме рабыни: то она всё-таки не должна лишиться пищи, одежды и супружеского сожития. Кроме справедливости, законодатель имел в виду при сем случае ещё и другую цель, именно – он желал сим законом ограничить многожёнство.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития
При существовании других наложниц, появившихся позднее, она не лишается прав жены и средств к существованию.