Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 21:11
а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Исх.21:1-11
Ст.8. если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее;
Ст.11. а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
В чем состоит закон Моисеев о рабах из Евреев?
Евреи собственно не должен быть рабом у Еврея, потому что все Евреи суть рабы Бога и все между собою равны (Лев.25:39-40,42). Но если по какому-либо случаю, напр. по несостоятельности уплатить долга, Еврей закабалится другому Еврею, то попавший в такие рабы, после шести лет работы на седьмой год, имеет право отойти от своего господина (Исх.21:1-3). Если же он получить в жену одну из рабынь его, то по прошествии шести лет своей работы он сам может отойти от господина, а жена и прижитые с нею дети остаются у господина. В этом случае, если муж–раб из любви к жене и детям захочет остаться добровольно рабом у своего господина, то он после знаменательного обряда проколотия уха пред священным судом навсегда делается рабом своего господина (Исх.21:4-6). Этот обряд и это рабство свободного Еврея по указанному закону замечательны тем, что они служили, как указывает псалмопевец (см. Пс.39:7 в русск. переводе), прообразом послушания и свободного принятая Сыном Божиим на Себя зрака раба в воплощении. – Особенный закон дан был относительно дочерей, продаваемых отцами в экономки, или наложницы (Исх.21:7 греч. οὶκέτιν – לֽאָכָה). Такая женщина, сделавшись домочадицею в семействе господина своего, не может быть обращена в рабыню, и ее отход от хозяина совершается не по общему закону о шестилетней работе господину. Если она не угодна будет господину, купившему ее, то он может перепродать ее другому Израильтянину, а не чужеземцу, и опять в качестве наложницы, как бы за выкуп родственника ( Исх.21:8 ὰπολυτρώσει – «да отпустить» за выкуп); может также отдать ее в наложницы сыну своему и уже в качестве свободной девицы, так что, если и сын вместо нея возьмет другую жену, то она имеет право на содержание, одежду и сожитие в доме, (Исх.21:9-10). Если же купивший девицу при нежелании иметь ее своею наложницею «не сделает для нея сих трех вещей», то она имеет право отойти от него во всякое время без выкупа (Исх.21:11).
Ст.8. если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее;
Ст.11. а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
В чем состоит закон Моисеев о рабах из Евреев?
Евреи собственно не должен быть рабом у Еврея, потому что все Евреи суть рабы Бога и все между собою равны (Лев.25:39-40,42). Но если по какому-либо случаю, напр. по несостоятельности уплатить долга, Еврей закабалится другому Еврею, то попавший в такие рабы, после шести лет работы на седьмой год, имеет право отойти от своего господина (Исх.21:1-3). Если же он получить в жену одну из рабынь его, то по прошествии шести лет своей работы он сам может отойти от господина, а жена и прижитые с нею дети остаются у господина. В этом случае, если муж–раб из любви к жене и детям захочет остаться добровольно рабом у своего господина, то он после знаменательного обряда проколотия уха пред священным судом навсегда делается рабом своего господина (Исх.21:4-6). Этот обряд и это рабство свободного Еврея по указанному закону замечательны тем, что они служили, как указывает псалмопевец (см. Пс.39:7 в русск. переводе), прообразом послушания и свободного принятая Сыном Божиим на Себя зрака раба в воплощении. – Особенный закон дан был относительно дочерей, продаваемых отцами в экономки, или наложницы (Исх.21:7 греч. οὶκέτιν – לֽאָכָה). Такая женщина, сделавшись домочадицею в семействе господина своего, не может быть обращена в рабыню, и ее отход от хозяина совершается не по общему закону о шестилетней работе господину. Если она не угодна будет господину, купившему ее, то он может перепродать ее другому Израильтянину, а не чужеземцу, и опять в качестве наложницы, как бы за выкуп родственника ( Исх.21:8 ὰπολυτρώσει – «да отпустить» за выкуп); может также отдать ее в наложницы сыну своему и уже в качестве свободной девицы, так что, если и сын вместо нея возьмет другую жену, то она имеет право на содержание, одежду и сожитие в доме, (Исх.21:9-10). Если же купивший девицу при нежелании иметь ее своею наложницею «не сделает для нея сих трех вещей», то она имеет право отойти от него во всякое время без выкупа (Исх.21:11).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
А если он сих трех вещей не сделает для нее; пусть она отойдет даром, без выкупа.
Ст. 11 Некоторые комментаторы думают, что три вещи суть: одежда, пища, сожительство; но Кнобель и большая часть Раввинистов понимают это место, как и следует понимать его в общей связи Исх. 21:8-10, из которых следует, что господин, купивший девушку, должен был: 1) или позволить ее выкупить Еврею же, который должен был также соблюсти в отношении девушки законы конкубината; 2) или жить с нею, и в случае женитьбы не лишать и ее супружеских прав; или 3) дать ее сыну и считать ее дочерью. Кук, у которого мы заимствуем это объяснение, думает, что закон регулировал только существующий издавна обычай конкубината.
Ст. 11 Некоторые комментаторы думают, что три вещи суть: одежда, пища, сожительство; но Кнобель и большая часть Раввинистов понимают это место, как и следует понимать его в общей связи Исх. 21:8-10, из которых следует, что господин, купивший девушку, должен был: 1) или позволить ее выкупить Еврею же, который должен был также соблюсти в отношении девушки законы конкубината; 2) или жить с нею, и в случае женитьбы не лишать и ее супружеских прав; или 3) дать ее сыну и считать ее дочерью. Кук, у которого мы заимствуем это объяснение, думает, что закон регулировал только существующий издавна обычай конкубината.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
7. Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы.
8. если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее;
9. если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей.
10. если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;
11. а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
Почему рабыни не могли освобождаться тем же путём, как рабы, то есть в субботний или седьмой год (Исх.21:2)? Причина излагается в следующих далее словах: именно потому, что они могли делаться жёнами господина своего, или сына его. Тогда положение их становилось на новых и особенных правах, то есть на правах законных жён и дочерей; так что если бы им стали отказывать в этих правах, то они могли даром и без выкупа отходить от своих господ. Но если бы господин и раздумал жениться на рабыне по какому-нибудь неудовольствию на неё , то продать её чужому народу все-таки был не властен, а непременно должен был отпускать её на выкуп.
Если же другую жену возьмёт господин для сына своего, кроме рабыни: то она всё-таки не должна лишиться пищи, одежды и супружеского сожития. Кроме справедливости, законодатель имел в виду при сем случае ещё и другую цель, именно – он желал сим законом ограничить многожёнство.
8. если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее;
9. если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей.
10. если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;
11. а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
Почему рабыни не могли освобождаться тем же путём, как рабы, то есть в субботний или седьмой год (Исх.21:2)? Причина излагается в следующих далее словах: именно потому, что они могли делаться жёнами господина своего, или сына его. Тогда положение их становилось на новых и особенных правах, то есть на правах законных жён и дочерей; так что если бы им стали отказывать в этих правах, то они могли даром и без выкупа отходить от своих господ. Но если бы господин и раздумал жениться на рабыне по какому-нибудь неудовольствию на неё , то продать её чужому народу все-таки был не властен, а непременно должен был отпускать её на выкуп.
Если же другую жену возьмёт господин для сына своего, кроме рабыни: то она всё-таки не должна лишиться пищи, одежды и супружеского сожития. Кроме справедливости, законодатель имел в виду при сем случае ещё и другую цель, именно – он желал сим законом ограничить многожёнство.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа
Если хозяин дома не позволит отвергнутой им наложнице выкупиться, не будет рассматривать ее, наложницу сына, в качестве дочери и при существовании у сына других наложниц лишит ее сожительства с ним, то при несоблюдении этих трех условий она получает право уйти от него без выкупа.