Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 21:13
но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце];
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 7-8, 12-13, 22, 25 В сей-то день постановил Бог законы судебные об обязанностях человека к ближнему. Аще кто продаст свою дщерь в рабыню; и она не угодит пред очима господина своего, и не возьмет ее в жену, как обещался, когда возжелал купить; языку чуждему да не продаст ея, потому что солгал ей после того, как взял ее. Аще кого кто ударит и умрет, смертию да умрет. Впрочем, если кто не злоумышлял, но Бог предаде его в руце его; то есть, настал день смерти его, и когда убивший не имел намерения убить, исполнилась над ним воля Божия; то для такого убийцы избери места убежища. Ибо умерший не по намерению убившего умер не без воли Божией. Бог предал убившему убитого, чтобы не преступал он пределов, положенных волею Божиею, и кончил жизнь как человек смертный. Аще биются два мужа, и поразят жену непраздну, и смерти не произойдет, то есть, младенец еще не получил полного образования, и члены его не пришли в надлежащей вид; то виновный должен внести пеню. Если же младенец имел полное образование; да даст душу за душу.
Афанасий Великий, свт. (†373)
но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце
В Законе было предписание отдавать города для убежищ тем, кого разыскивают с целью убийства, чтобы они хоть как-то могли спастись. В конце же времен пришедшее Само Слово Отчее, говорившее с Моисеем, снова дает эту же заповедь, говоря: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф 10:23).
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце
Да не окажется тот, кто совершил убийство неумышленно, вне помощи, раз уж Закон говорит о нем, что Бог предал [жертву] в руки его. Следовательно, руки его послужили орудием Божественного возмездия. Стало быть, левит – служитель отпущения, а убийца, который совершил убийство не из злобы, но против воли, есть служитель Божественного возмездия.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 47. Почему совершившему невольное убийство повелевается спасаться бегством?
Врачует сердце их, склонное к убийству, и научает, что если ненамеренное убийство делает человека подлежащим наказанию, то тем паче достойно наказания убийство намеренное. Сверх сего, и тех, которые рубят дрова и бросают камни, делает более предусмотрительными, а также и тем, которые занимаются чем-либо иным сему подобным, внушает бояться и трепетать, чтобы кому из находящихся близко или далеко не причинить ненамеренно вреда. А бегством совершившего убийство обуздывает раздражительность сродников убитого.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 13 Случайное убийство не спасало убийцу от преследования родственников кровомщение, но ограничивало его возможностью для убийцы прибегнуть к святости назначенного убежища впредь до рассмотрения его проступка судом. Здесь говорится о назначении мест убежища в будущем, ибо не только Палестина не была еще занята, но и самая скиния не была еще воздвигнута. Во всяком случае, из Исх. 21:14 мы узнаем, чго прежде жертвенник Господа считался убежищем. (В языческих обществах алтари считались также убежищами; так, даже теперь некоторые освященные обычаем места существуют в Персии, где даже власть шаха не может взять преступника).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
13. но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце].
14. а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть.
Почему совершившему невольное убийство повелевается спасаться бегством, как виновному? «(Бог) врачует сердце их (Евреев), склонное к убийству, и научает, что если ненамеренное убийство делает человека подлежащим наказанию, то тем паче достойно наказания убийство намеренное. Сверх сего и тех, которые рубят дрова и бросают камни, делает более предусмотрительными, а также и тем, которые занимаются чем-либо иным, сему подобным, внушает бояться и трепетать, чтобы кому из находящихся близко или далеко не причинить ненамеренного вреда. А бегством совершившего убийство обуздывает раздражительность сродников, убитого» (Блаженный Феодорит Кирский). Для убежища невольных убийц назначено было, по завоевании земли обетованной, 48 городов по обе стороны реки Иордан.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце
Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном (Чис 35:22-23; Втор 19:4-5; 1Цар 24:18). Невольный убийца не подлежит суждению на смерть (Втор 19:6), и само общество должно спасти его от руки мстителя за кровь (Чис 35:25), предоставив право убежать в место, «назначенное Богом», в один из городов убежища (Чис 35:11 и д.). Закон о невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость нравов.
См. также Толкование на Исх 21:12