Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 21:17
Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти
Если злословящий отца и мать умирает, то очевидно, что благословляющий их будет непременно жить. И если нам необходимо с таким благоговением относиться к нашим родителям по плоти, то со сколь большим благоговением – к родителям духовным.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти
Следует так рассуждать о тяжести греха непочтения к родителям. Сколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столько тяжек грех непочтения к ним. Поэтому в Законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Кедар
Кедар (темный, мрачный, черный) (Ис.21,16-17) – кочующий народ аравийский, происшедший от Измаила (Быт.25,13). Кедаряне представляются как одно из сильных племен Аравии, славившихся стрельбой из луков и имевших большие стада домашнего скота (Иез.27,21). Они жили на востоке от наватеев, в стране уединенной, необитаемой, в шатрах или палатках кидарских (Песн.1,5).
Псалмопевец скорбит о том, что он живет у шатров кидарских (Пс.119,5), и из сего обстоятельства выводили такое заключение, что племя кедарян перешло в означенное время за пределы Вавилонии.
С другой стороны, полагают, что оно распространилось на юго - запад даже до Эдома (Исх.13,11). По всей вероятности, они кочевали по всему означенному громадному пространству подобно их новейшим представителям, бедуинам. Кедаряне, будучи родоначальниками арабских племен, дали повод к тому, что аравитяне в Таргуме называются Кидаром (Ис.21:16,17, Ис.42:11).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
16. Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.
17. Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
Строгость сия соответствовала ненатуральности сего рода оскорблений. Оскорбивший родителей словом или делом посягал как бы на права самой природы. Об убийстве родителей закон вовсе не говорит, как бы полагая, что такого рода преступления совершенно невозможны в народе Божьем. Впрочем жизнь детей закон не совершенно подчинил воле родителей, как то было у древних языческих народов (Втор.21:18-21).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-32 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце; а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти. Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его. А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро. Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб. Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти; если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним. Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями
Законы, разъясняющие заповедь – «не убий!», убийство сознательное и ненамеренное; различные случаи увечья, как нанесения вреда жизни ближнего.
Сознательное убийство во всех его видах (Чис 35:16-21), будет ли оно совершено евреем или же пришельцем (Лев 24:22), наказывается по общему праву кровавой мести смертью: «мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его» (Чис 35:19, 21).