Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 21:2
если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром;
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром
Каждый еврей равно творит Пасху и на седьмой год становится свободным, а в год юбилея, то есть пятидесятый, всякое владение возвращается к владельцам. Это говорится не о настоящем, но о будущем. Ибо шесть дней века сего пробыв в рабстве, в день седьмой, или в вечную субботу, мы будем свободны, если, однако, хотим быть свободными, пока еще пребываем в рабстве, в веке сем. Если же не хотим, то ухо наше будет проколото во свидетельство непослушания, и с женой и детьми нашими, которых мы предпочли свободе, то есть с плотью и делами ее, мы окажемся в вечном рабстве.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.8. если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее;
Ст.11. а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
В чем состоит закон Моисеев о рабах из Евреев?
Евреи собственно не должен быть рабом у Еврея, потому что все Евреи суть рабы Бога и все между собою равны (Лев.25:39-40,42). Но если по какому-либо случаю, напр. по несостоятельности уплатить долга, Еврей закабалится другому Еврею, то попавший в такие рабы, после шести лет работы на седьмой год, имеет право отойти от своего господина (Исх.21:1-3). Если же он получить в жену одну из рабынь его, то по прошествии шести лет своей работы он сам может отойти от господина, а жена и прижитые с нею дети остаются у господина. В этом случае, если муж–раб из любви к жене и детям захочет остаться добровольно рабом у своего господина, то он после знаменательного обряда проколотия уха пред священным судом навсегда делается рабом своего господина (Исх.21:4-6). Этот обряд и это рабство свободного Еврея по указанному закону замечательны тем, что они служили, как указывает псалмопевец (см. Пс.39:7 в русск. переводе), прообразом послушания и свободного принятая Сыном Божиим на Себя зрака раба в воплощении. – Особенный закон дан был относительно дочерей, продаваемых отцами в экономки, или наложницы (Исх.21:7 греч. οὶκέτιν – לֽאָכָה). Такая женщина, сделавшись домочадицею в семействе господина своего, не может быть обращена в рабыню, и ее отход от хозяина совершается не по общему закону о шестилетней работе господину. Если она не угодна будет господину, купившему ее, то он может перепродать ее другому Израильтянину, а не чужеземцу, и опять в качестве наложницы, как бы за выкуп родственника ( Исх.21:8 ὰπολυτρώσει – «да отпустить» за выкуп); может также отдать ее в наложницы сыну своему и уже в качестве свободной девицы, так что, если и сын вместо нея возьмет другую жену, то она имеет право на содержание, одежду и сожитие в доме, (Исх.21:9-10). Если же купивший девицу при нежелании иметь ее своею наложницею «не сделает для нея сих трех вещей», то она имеет право отойти от него во всякое время без выкупа (Исх.21:11).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 2 Еврей мог сделаться рабом или вследствие кражи, когда он продавался в уплату украденного и убытков, или вследствие долгов, или вследствие собственного желания. Но рабство его ни в каком случае не могло продолжиться более шести лет, если он сам не изявлял на то особого согласия. Служение раба Еврея не могло продолжаться более шести лет, но оно могло продолжаться менее, если наступал ближе этого срока седьмой субботний год, ибо в кв. Левит ясно указано, что «до юбилейнаго года пусть работает тебе» обедневший и проданный брат. Совершенно вероятно, что при продаже за долги цена раба уменьшалась или возвышалась сообразно числу лет, которые оставались до юбилейного года, точно так, как в той же главе Левита, цена земли при продаже высчитывалась по расчислению лет дохода, остающегося до юбилейного (пятидесятилетнего) года. Для рабов не-Израильтян, существовали другие постановления.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Непременно ли шесть лет должен был работать хозяину купленный раб – еврей? Нет, только не более шести, а мог и меньше гораздо, судя по тому за сколько времени до седьмого или субботнего года состоялась покупка раба. Этот год был общим годом освобождения всех рабов (Втор.15:12-15), хотя бы некоторые из них куплены были всего за один год до субботнего. Конечно, соответственно сему и цена рабам была различная. Но и в самом состоянии рабства Евреи у Евреев не считались рабами в собственном смысле, а как бы наёмниками и поселенцами, лишь закреплёнными до известного срока, то есть до субботнего года (Лев.25:40). Что же касается рабов и рабынь, купленных у соседственных народов иноплеменных, а равно и у поселенцев, то они могли быть оставляемы Евреями за собой в вечное владение, как собственность, и могли быть передаваемы в наследство потомкам (Лев.25:44-46).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-2 И вот законы, которые ты объявишь им: если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром
По закону в рабы мог быть покупаем обедневший еврей за неуплату долга (Лев 25:39), а также вор, оказавшийся не в состоянии уплатить за похищенное (Исх 22:3). Шестилетний срок рабства (Втор 15:12, 18; Иер 34:14) назначается в соответствии с заповедью о шести днях работы и покое седьмого дня. Год освобождения раба седьмой не есть седьмой юбилейный, а седьмой от начала рабства каждого отдельного раба. Если бы он был седьмым юбилейным, то рабу пришлось бы служить не шесть лет, а столько времени, сколько оставалось до него с момента поступления в рабство, в некоторых случаях месяц, даже меньше. И действительно закон прямо указывает, что в седьмой юбилейный год рабы находятся при своих господах, не получают свободы (Лев 25:4-6). По окончании шестилетней службы раб отпускался на волю не только «даром», без выкупа, так как за это время он заработал двойную плату наемника (Втор 15:18), но и получал от хозяина все необходимое для обзаведения собственным хозяйством: от стад, от гумна и точила (Втор 15:14).