Скрыть

Толкования:

Блаж. Августин

глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу

Справедливость фарисеев является несовершенной: не превосходить меры наказания, чтобы кто-либо не заплатил больше, чем получил; и степень эта велика. [С другой стороны,] трудно найти кого-либо, кто, получив удар, захочет ответить всего одним ударом, и, услышав одно бранное слово, удовлетворится ответить одним подобным же. Напротив, он будет чрезмерно наказывать либо в порыве гнева, либо справедливо считая, что оскорбивший первым должен быть оскорблен больше, чем тот, кто не оскорблял. Таких людей по большей части сдерживает Закон, в котором написано: глаз за глаз, зуб за зуб, что означает, что наказание не должно превышать преступления. И это начало мира. Однако совершенным является тот мир, который вовсе не хочет наказания.

О нагорной проповеди Господа.

Лопухин А.П.

глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу

См. Толкование на Исх 21:23

Ориген

глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу

Не противопоставляя то, что считается противоречием между Законом и Евангелием, Цельс говорит: «Один раз ударившему предлагается и второй раз ударить». Мы же скажем, что знаем и: Глаз за глаз, зуб за зуб, реченный древним, читали и: Я же говорю вам: ударившему тебя по щеке подставь и другую (Мф 5:38-39). Но поскольку Цельс говорит это, как я думаю, будучи наслышан, что Евангельское Божество отличают от Божества Закона, по поводу его слова следует сказать, что и древние писания знают, что ударившему тебя в Правую щеку подставь и левую, а в Плаче Иеремии написано: Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него… Подставляет щеку свою бьющему его, пресыщается поношением (Плач 3:27-28, 30). Таким образом, Евангелие не противопоставляется Закону Божию даже в отношении, как говорится, пощечины, и ни тот, ни другой не лжет: ни Моисей, ни Иисус; и Отец, пославший Иисуса, [вовсе] не «забыл, что Он заповедал Моисею», и не «осудил собственные законы и поменял их, послав вестника с другой вестью».

Против Цельса.

Прп. Иоанн Кассиан

глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу

Закон не запрещает мщения за оскорбления и обиды, говоря: глаз за глаз, зуб за зуб. Благодать же хочет, чтобы удвоение нанесенных обид или удара мы покрывали своим терпением, и повелевает быть готовыми к перенесению двойного лишения, говоря: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую, и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф 5:39-40). Закон дозволяет ненавидеть врагов, а благодать повелевает любить их и всегда молиться за них Богу.

Собеседования.

Прп. Исидор Пелусиот

око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу

На слова: око за око и т.д.

Можно предположить о тебе, будто бы ты не знаешь, что в законе и представляющееся бесчеловечным дышит кротостью. И узаконить: исторгать око за око, – не жестоко и не бесчеловечно, но с первого взгляда исполнено справедливости, а по надлежащем уразумении, как сказал, я, оказывается исполненным и человеколюбия. Ибо справедливо предписал сие Законодатель, чтобы приступающего к делу уцеломудрить страхом, что он постраждет, и тем обуздать злобу.

Письма. Книга II.

Свт. Кирилл Александрийский

глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу

Среди этих приказаний было и такое: не обижать других, или чтобы гнев претерпевших обиду не превышал нанесенного оскорбления. Однако данное государственное законодательство не во всем было по душе Богу, но у древних людей существовало понятие о воспитателе, который постепенно приучает к справедливости и по мере возрастания подводит к совершенному благу. Ибо написано: Начало доброго пути – делать правду (Притч 16:5). Все же прочее совершенство во Христе и Его заповедях: Ударившему тебя по щеке подставь и другую (Лк 6:29).

Комментарии на Евангелие от Луки.

Тертуллиан

глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу

Какие блага Закона буду я защищать в первую очередь, как не те, поколебать которые возжелала ересь, а именно определение возмездия, требующего глаз за глаз, зуб за зуб и кровь за кровь. Ведь оно имеет в виду не вседозволенность обиды, причиняемой за обиду, но предусматривает сдерживание неистовства, поскольку народу жестоковыйному и неверному показалось бы слишком долгим или невероятным ожидать мщения от Бога, о котором впоследствии было сказано через пророка: У Меня отмщение и воздаяние (Втор 32:35). Между тем, вероятность преступления ограничивается страхом скорого отмщения, и дозволение мстить предотвращает возникновение повода для мести. Таким образом, нечестие пресекается самим собой: первое [т.е. преступление] не совершается в страхе перед последующей [т.е. скорой местью], а раз первое не совершено из страха, то и второе не совершается.

Против Маркиона.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible