Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 21:27
и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 27 Свобода совершенно справедливо назначается рабу, как выкуп за увечье, который, как мы видели выше, обычаем был допущен взамен закона возмездия. Можно заметить, что смерть раба, умершего вследствие побоев, недостаточно наказывалась, сравнивая его с настоящим правилом, стоящим столь высоко в сравнении с языческими законодательствами даже позднейших вреден. Но, как мы не раз говорили, Израиль не мог внезапно подняться до высоты христианских современных воззрений, и раб все-таки считается собственностью, «серебром».
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
В случае болезни от побоев, виновный платил побитому за остановку в его работе и давал на лечение его (Исх.21:18,19). Если беременная женщина от побоев выкинет, но не будет другого вреда; то виновный платит пеню, какую наложит на него муж той женщины, при посредниках (Исх.21:22). ... Если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб... рану за рану, ушиб за ушиб… (Исх.21:23-25).
Закон сей, прилагавшийся не только к беременным женщинам, но и ко всем случаям драк (Лев.24:20, Втор.19:21), основывался на естественном чувстве справедливости; ибо обидчик наказывался ни больше, ни меньше, как в той именно степени, в какой он сам причинил вред ближнему. Впрочем, – по общему мнению самих учителей еврейских, – сей закон не с буквальной точностью исполняем был на практике, то есть повредившему например глаз не непременно тоже выкалывали глаз и так далее. За увечья могли быть полагаемы просто телесные наказания, более или менее тяжкие, смотря по важности увечья, или даже налагались только денежные пени.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 26-27 Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб
Общее правило, определяющее степень наказания за нанесенное увечье, не применяется к рабам, но его изменение ограничивает произвол и жестокое обращение с ними хозяев.
См. также Толкование на Исх 21:12, 18