Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Раб, рабство

Раб, рабство
. Рабство издревле существовало между людьми. Оно известно было и до потопа (Быт. 9:25). Древние патриархи имели многих рабов (Быт.12:5,14:14). Рабами делались: люди, взятые в военный плен (Втор. 20:10,11,21:10) иногда бывшие не в состоянии уплатить своих долгов (4Цар.4:1; Ис. 50:1; Мф. 18:25), когда вор был не в состоянии уплатить за украденное (Исх. 22:1-3) и вступившие в брак с лицом рабского состояния (Быт.14:14,15:3 и др.). Иногда человек сам продавал себя в рабство по крайности обстоятельств (Лев. 25:39).

Рабы через продажу переходили от одного господина к другому, и покупка была самым обыкновенным способом добывать себе рабов. Цена рабов в разные времена была различна, но в тяжебных делах Моисей определяет законную цену раба не свыше 30 сиклей (Исх. 21:32).

Касательно состояния рабов известно, что они получали от господ своих помещение, содержание, одежду и за это обязаны были исполнять все, что им будет указано. Особенно верный и способный раб, заведовавший всем хозяйством, был начальником над прочими рабами и носил название управителя, или приставника (Быт. 24:2,47:61Цар. 21:7; Руф. 2:5). Он распределял прочим рабам работу, а иногда и пищу, если этим не занималась сама госпожа (Притч. 31:15, Мф. 24:45, Гал. 4:2). Некоторые рабы были приставляемы даже к воспитанию и обучению детей. У разумных господ участь рабов, конечно, была сносна (Иов. 31:13), но все-таки она была тяжела.

В противность язычникам, у которых рабы совершенно были предоставлены произволу и капризу своих господ, израильтяне имели самые гуманные постановления относительно своих рабов. Так, напр., они не могли обременять их слишком тяжелыми работами, подлежали ответственности перед судом, если кто-либо ударил раба своего и тот умирал; все рабы в субботу и другие праздничные дни освобождались от всякой работы (Исх. 20:10, Втор. 5:14). В десятинах и во всех приношениях они обыкновенно приглашались принять участие в трапезе. В субботний год всем, что сама собою производит природа, имели право пользоваться рабы и поселенцы (Лев. 25:4-7).

Еще выше и человеколюбивее касательно рабства внушения христианства: Вы, господа, поступайте с ними (рабами) умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у которого нет лицеприятия (Еф. 6:9), говорит апостол, и в другом месте он пишет: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (Кол. 4:1). Весьма трогательное и поучительное наставление господам по отношению к их рабам дает св. ап. Павел, возвращая одного беглого раба к его господину (Флм. 1:15-17).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Если вол забодает раба или рабу; то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.
Ст. 32 Душа свободного Израильтянина (посвятившего себя Богу и вносящего выкуп) оценена была, в пятьдесят сиклей серебра; Шекель-монета, кажется, еще не существовала во времена Моисея; появление первых монет относят к времени позднейшему (плена Вавилонского), но полагают, что шекель веса соответствовал приблизительного шекелю – монете, которая равнялась 4-м аттическим драхмам, или Шекель равнялся 80 копейкам серебра. Dom Calmet, Dict.-гe Т. I., р. ХСI, определяет вес еврейского шекеля, равняющегося 4-м драхмам, в 26434/35 гран чистого серебра. Цена его, по определению Dom Calmet: «trente deux sols, cinq deniers, un tiers de denier»; но надо принять во внимание, что со времени Dom Calmet (1730) цена серебра весьма понизилась.

Священная летопись. Том второй

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

32. Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.

Сикль или серебряник, иначе статир, – священный – около полтинника (по иным, около 86 коп. дореволюционных), а народный – в половину менее. Тридцать серебряников составляли цену раба. Первосвященники иудейские, предложив Иуде предателю тридцать сребреников за Иисуса Христа, имели при сем особенную посмеятельную и злостную цель.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями

30 сиклей составляют, по всей вероятности, покупную цену раба, подобно тому, как 50 сиклей – выкупную цену взрослого человека (Лев 27:3).

См. также Толкование на Исх 21:12, 18

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible