Нови завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 21:4
если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.8. если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее;
Ст.11. а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
В чем состоит закон Моисеев о рабах из Евреев?
Евреи собственно не должен быть рабом у Еврея, потому что все Евреи суть рабы Бога и все между собою равны (Лев.25:39-40,42). Но если по какому-либо случаю, напр. по несостоятельности уплатить долга, Еврей закабалится другому Еврею, то попавший в такие рабы, после шести лет работы на седьмой год, имеет право отойти от своего господина (Исх.21:1-3). Если же он получить в жену одну из рабынь его, то по прошествии шести лет своей работы он сам может отойти от господина, а жена и прижитые с нею дети остаются у господина. В этом случае, если муж–раб из любви к жене и детям захочет остаться добровольно рабом у своего господина, то он после знаменательного обряда проколотия уха пред священным судом навсегда делается рабом своего господина (Исх.21:4-6). Этот обряд и это рабство свободного Еврея по указанному закону замечательны тем, что они служили, как указывает псалмопевец (см. Пс.39:7 в русск. переводе), прообразом послушания и свободного принятая Сыном Божиим на Себя зрака раба в воплощении. – Особенный закон дан был относительно дочерей, продаваемых отцами в экономки, или наложницы (Исх.21:7 греч. οὶκέτιν – לֽאָכָה). Такая женщина, сделавшись домочадицею в семействе господина своего, не может быть обращена в рабыню, и ее отход от хозяина совершается не по общему закону о шестилетней работе господину. Если она не угодна будет господину, купившему ее, то он может перепродать ее другому Израильтянину, а не чужеземцу, и опять в качестве наложницы, как бы за выкуп родственника ( Исх.21:8 ὰπολυτρώσει – «да отпустить» за выкуп); может также отдать ее в наложницы сыну своему и уже в качестве свободной девицы, так что, если и сын вместо нея возьмет другую жену, то она имеет право на содержание, одежду и сожитие в доме, (Исх.21:9-10). Если же купивший девицу при нежелании иметь ее своею наложницею «не сделает для нея сих трех вещей», то она имеет право отойти от него во всякое время без выкупа (Исх.21:11).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 4 «Господин дал ему жену». Хотя Евреянка могла также быть продана в рабство, но едва ли здесь идет речь о Евреянке. Одно из двух: или она сама была хозяйкой имения и продана в рабство за долги или за кражу, но в таком случае она освобождалась в юбилейный год на общем основании, или же она попадала в рабство с мужем, и тогда, по Исх. 21:8, освобождалась вместе с мужем. Здесь в Исх. 21:4 идет речь о вечных рабынях, из иноземок, которые составляли полную собственность господина; если одну из этих вечных рабынь господин давал в замужество временному рабу Еврею, то он, выходя от господина, должен был оставить ему жену и детей, прижитых во время рабства во временном сожительстве с рабыней. Конечно, мог еще быть случай продажи в рабство дочери по Исх. 21:7, но девушка Еврейка могла быть наложницей лишь господина своего, иначе она выходила на волю без выкупа.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
4. если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один.
Это значило, что если рабом Евреем (Исх.21:2) прижито было семейство в состоянии рабства, и притом от жены рабыни же, взятой у господина своего, в таком случае, – при личном освобождении раба, – семейство его оставалось у господина. Но, расторгался ли брак в сем случае между рабом и рабыней? Очевидно, что мог расторгаться; ибо освобождённый раб мог идти куда ему будет угодно, тогда как жена прикреплялась к одному месту. Здесь мы видим превосходство пред Моисеевым законом закона Евангельского (Мф.19:5,9), возвысившего брак до степени таинства, и до нерасторжимости.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-4 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один
В первом случае (ст. 3) жена рассматривается как собственность мужа-раба, а потому с ней, своей собственностью, он и уходил на волю. Во втором (ст. 4) она – собственность господина, в силу чего при освобождении своего мужа остается с детьми в доме хозяина.