но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, –

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 5-6 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю

Кто поистине свободен, кто есть истинный еврей, тот целиком принадлежит Богу, и все, что он имеет, – достояние свободы. Ничего не имеет тот, кто отказывается от свободы, говоря: Люблю господина моего [и жену, и детей], не пойду на волю. Не только к господину, но и к слабости его привязывается тот, кто подчиняет себя миру, потому что любит мир или свой ум, двигатель своей воли. И не только к жене, но и к наслаждению привязывается тот, кто принимает на себя заботы домашние, а не только ту вечную заботу. Вот ему-то у двери и косяка господин проколет ухо, чтобы он помнил свои слова, что сам выбрал рабство.

Послания

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Исх.21:1-11

Ст.8. если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее; 

Ст.11. а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.


В чем состоит закон Моисеев о рабах из Евреев? 

Евреи собственно не должен быть рабом у Еврея, потому что все Евреи суть рабы Бога и все между собою равны (Лев.25:39-40,42). Но если по какому-либо случаю, напр. по несостоятельности уплатить долга, Еврей закабалится другому Еврею, то попавший в такие рабы, после шести лет работы на седьмой год, имеет право отойти от своего господина (Исх.21:1-3). Если же он получить в жену одну из рабынь его, то по прошествии шести лет своей работы он сам может отойти от господина, а жена и прижитые с нею дети остаются у господина. В этом случае, если муж–раб из любви к жене и детям захочет остаться добровольно рабом у своего господина, то он после знаменательного обряда проколотия уха пред священным судом навсегда делается рабом своего господина (Исх.21:4-6). Этот обряд и это рабство свободного Еврея по указанному закону замечательны тем, что они служили, как указывает псалмопевец (см. Пс.39:7 в русск. переводе), прообразом послушания и свободного принятая Сыном Божиим на Себя зрака раба в воплощении. – Особенный закон дан был относительно дочерей, продаваемых отцами в экономки, или наложницы (Исх.21:7 греч. οὶκέτιν – לֽאָכָה). Такая женщина, сделавшись домочадицею в семействе господина своего, не может быть обращена в рабыню, и ее отход от хозяина совершается не по общему закону о шестилетней работе господину. Если она не угодна будет господину, купившему ее, то он может перепродать ее другому Израильтянину, а не чужеземцу, и опять в качестве наложницы, как бы за выкуп родственника ( Исх.21:8 ὰπολυτρώσει – «да отпустить» за выкуп); может также отдать ее в наложницы сыну своему и уже в качестве свободной девицы, так что, если и сын вместо нея возьмет другую жену, то она имеет право на содержание, одежду и сожитие в доме, (Исх.21:9-10). Если же купивший девицу при нежелании иметь ее своею наложницею «не сделает для нея сих трех вещей», то она имеет право отойти от него во всякое время без выкупа (Исх.21:11).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

Но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю:
То пусть господин его приведет его пред судьей, и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

 Предполагают, что этот обычай имеет начало в высокой древности и только узаконен «книгой завета». По сличении этого места эти рабы освобождались с женой и детьми в следующий юбилейный год, после пропуска первого семилетнего срока (так и Кук). Приведение пред судьей, по Еврейски, выражено словами: «привести пред Елогим», т. е. пред Богом, представители которого суть судьи (О. Герлах; Кук, со ссылкой на Гезениуса, де-Ветте, Кнобеля, и др.).

Священная летопись. Том второй

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

5. но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю,
6. – то пусть господин его приведет его пред богов* и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

Символом чего служило прокалывание ушей раба? Символом того, что раб как бы прикреплялся или пришивался безвыходно к дому господина своего. Прокалывалось именно ухо в знак беспрекословного послушания (мы слушаем ухом) воле господина. При свидетелях же, – дабы несомненна была добровольная решимость раба. Впрочем и такого рода рабы выпускались на волю, но уже в юбилейный, то есть 50-й год (Лев.25:40,41). Таким образом слово век или вечность здесь имеет смысл ограниченный. Пятидесятилетие считается самым длинным сроком рабства, как бы вечным.

*пред богов - то есть пред судей (Пс.81:1,2,6).  

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно

Еврей, женившийся в состоянии рабства на рабыне своего господина и потому не имеющий права освободиться в седьмой год со всей своей семьей, из-за любви к жене и детям может остаться рабом навеки, т. е. до пятидесятого юбилейного года (Лев 25:39-41). Другое действие, также устраняющее возможность разных злоупотреблений, состояло в прокалывании уха раба шилом у косяка или дверей того дома, в котором он пожелал служить (Втор 15:16-17). Раб как бы прикреплялся к дому своего господина.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible