Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 22:28
Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.
Святые отцы
Прочие
Августин Аврелий, блж. (†430)
Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси
Тем, кто понимает, он [Павел] поистине сказал: Я не знал, что он первосвященник (Деян 23:5), как если бы говорил: «Я знал другого Первосвященника, ради имени Которого я это терплю, поносить Которого нельзя и Которого вы поносите, когда ненавидите во мне одно лишь Его имя».
Феодорит Кирский, блж. (†457)
[Богов да не злословиши и князю людий твоих да не речеши зла.]
Вопрос 51. Как должно разуметь сказанное: «богов да не злословиши»?
Богами называет судей, так как им предоставлено судить, подобно Богу всяческих. Яснее научил сему пророк Давид. Ибо, сказав «Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит» (Пс.81:1), присовокупил: «доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте; измите нища и убога, из руки грешничи избавите его» (Пс.81:2-4); потом продолжает обвинять: «не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят» (Пс.81:5). Но показывает также и собственную Божию щедрость. Ибо сказано: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» (Пс.81:6-7). Так и здесь сказано: «богов да не злословиши и князю людий да не речеши зла».
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Творец неба и земли и Промыслитель Вселенной (Быт.1:1, Ин.1:1) имеет в Священном Писании различные наименования; таковы в особенности следующие:
а) Иегова (Я есмь Сущий) (Исх. 3:14). Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Откр.1:8).
б) Еврейское Елоаги множественное Елогим означает достопоклоняемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в Священном Писании в сказании о мнимых и ложных божествах, даже и об идолах, которые не суть боги (Исх.12:12, Исх.32:1,4; 2Пар.13:9), и о царях земных (Пс.8:1); но преимущественно употребляются об Едином истинном Боге (Быт.1:1, Быт.5:22, Быт.6:9 и др.);
в) Всемогущий (Быт.17:1, Быт.28:3; Исх.6:3);
г) Господь (евр. Адонаи) (Суд.13:8);
д) Всевышний (Быт.14:18; Пс.7:18).
В Священном Писании Богу везде усвояются высшие духовные совершенства, както: вечность, независимость, самобытность, неизменяемость, вездеприсуствие, всеведение, премудрость, правосудие, благость, любвеобильность, святость и истина, творчество и всемогущество, безпредельное величие и слава. Если Священное Писание и усвояет иногда Богу телесные члены, свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, но понимать сие должно высшим и духовным образом: так, например, руки означают всемогущество, очи и уши – всеведение, ноги – вездесущие и т. д.
Бог Един по существу, но троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Троица единосущная и нераздельная (Мф.28:19). Всем трем Лицам Пресвятой Троицы в Священном Писании приписываются одинаковые Божеские свойства и действия, хотя Они существенно различаются между Собою личными свой ствами, так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица Святой Троицы, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух исходит от Отца. Бог есть, Бог промышляет, Бог царствует, Бог будет судить, Бога должно любить, восхвалять, уповать на Него, повиноваться Ему. Главнейшая обязанность каждого из нас – жить для Бога, подобно тому, как мы живем Им. Атеизм есть неестественная чудовищность, пантеизм есть философская, антихристианская тонкость, совершенно противоположная атеизму. Говорить, что все есть Бог, в сущности, значит вовсе отвергать Бытие Божие.
Слова бог и боги часто употребляются для означения служения, силы и превосходства того или другого сотворенного существа, как, например, ангелов (Пс.96:7), начальств (Исх.22:28) и т. п.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси
«Не злословь, не порицай судей». По объяснению одних – Бога, за каковое понимание ручается Притч 24:21 и 1Пет 2:17, – в том и другом месте заповедь о страхе пред Богом стоит, как и в данном стихе, в связи с указанием на уважение начальников. По мнению других – судей в буквальном смысле, так как к ним прилагается имя «elohim» (Пс 81:6). В последнем случае предписание стремилось бы поднять уважение к закону, подрываемое поношением его представителей. Но так как понимание «elohim» в смысле «судей» вносит тавтологию в узаконение: «судей не злословь, начальника, того же судью, не поноси», то гораздо естественнее разуметь под «elohim» Бога. За это ручается, между прочим, и то, что предписание: «не порицай «еlohim'а» стоит пред речью о промедлениях в принесении Богу плодов земли и доставлении первородных (ст. 29, 30). Наконец, при подобном объяснении становится вполне понятной и естественной связь рассматриваемых слов с предшествующими. Исполнение нравственных предписаний, данных в ст. 21-27, стесняло свойственную многим наклонность увеличивать свое благосостояние посредством утеснения бедных и потому могло вызывать ропот и недовольство законом. В виду этого теперь говорится: «Бога не порицай», – не жалуйся на Бога, не ропщи на Него за то, что тебе даются предписания, стесняющие твои своекорыстные поползновения. «Не поноси и начальников», следящих за исполнением этих узаконений.