Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
и бедному не потворствуй в тяжбе его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и бедному не потворствуй в тяжбе его

Сказано: Бедному не потворствуй в тяжбе его. Что это значит? Значит: будь тверд и несгибаем, если и нищий согрешит. Если же не должно потворствовать нищему, то тем более – богатому. Это говорю я не только судьям, но всем людям, чтобы они нигде не нарушали справедливости, но везде свято соблюдали ее.

Беседы на Евангелие от Иоанна

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

и нищаго да не помилуеши на суде

Как только нищета, почитая бесчестным просить, прибегнет к обвинению, и свое несчастие употребит во зло, вмешиваясь в чужие дела, и примет на себя вид не просителя и ищущего покровительства, но ходящего по судам обвинителя, – она утратит право на сожаление. Потому и Источником правды изречено: да не помилуеши бедного на суде. Ибо нуждающегося и просящего надлежит пожалеть, а жалующегося и обвиняющего – нимало не должно. Он не милости просит, но утверждает, что его обижают.

Сказанное законодателем: нищаго да не помилуеши на суде исполнено не бесчеловечия, как ты думаешь, но человеколюбия и всяческой справедливости. Ибо этим достигается две важные цели: одна – не поощрить нищих к тому, чтобы они вмешивались в чужие дела, другая – привести в как можно больший страх тех, которые судят несправедливо и за богатых подают голос, решающий их победу.

Ибо, если и тем, которые борются с неукротимым и неусмиримым зверем нищеты, когда вместо того, чтобы просить, жалуются, не надлежит оказывать милости, то тем более не должно делать сего тем, которые, при великой роскоши, обижают нищих.

Поскольку нуждающемуся требуется тот, кто подал бы ему, и судящемуся – тот, кто рассудил бы тяжбу, то законодателю угодно, чтобы нищета не дела бы разбирала, но просила. А если, оставив просьбы, она обратится к клевете, то не в праве быть помилованною на суде. Поэтому сказано: да не помилуеши нищаго на суде. Ибо должно миловать, но не судящего, а просящего. Если же вместо того, чтобы просить, нищий обвиняет, то милости должно предпочесть справедливость, потому что несправедливо нарушать справедливость.

Кто во зло употребляет нищету и любит заводить тяжбы, тот не только не в праве пользоваться милосердием, но даже заслуживает ненависть. Ему должно, соблюдая безмолвие, упрашивать, а он сочиняет жалобы. Потому и Источник правды, не благоизволяя, чтобы такового миловали, сим воспрещает ему ябедничать. Если, перестав вести себя, как прилично просителю, осмелится он превратиться в затеявшего тяжбу, то и у произносящего о нем приговор да одержит верх справедливость. Тот, на кого принесена жалоба, одержав верх, волен после победы своей оказать милость побежденному, а кому дана власть произнести приговор, тот не в праве поступать в ущерб справедливости.

Законоположник, обуздывая и ненасытность властительства, и пристрастие нищеты вмешиваться в чужие дела, узаконил: нищаго да не помилуеши на суде. Не бесчеловечию научает он этим, но удерживает от худого, чтобы нищеты не употребляли во зло, вмешиваясь в чужие дела. Если же запретил миловать нищего, борющегося с не внимающим ничему зверем – бедностью – то тем более обуздал ненасытность богатых.

Письма. Книга II

Варсонофий и Иоанн, прпп. (†VIв.)

нищаго да не помилуеши на суде

Это значит, что судия должен право судить о вещах и не нарушать справедливости, под предлогом того, чтобы помиловать нищего. Упросить же соперника, чтобы он оказал ему милость, - в сем нет неправды.

Руководство к духовной жизни

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Бедность

Бедностью называется такое положение человека, когда он не в состоянии удовлетворять необходимым потребностям жизни. Хотя Земля Обетованная, завоеванная евреями, по словам бытописателя, и текла млеком и медом, но бедные и нищие всегда были среди Израиля, по слову пророка (Втор.15:4,6, Ин.12:8). Причины бедности были весьма различны: умножение народонаселения, разорительные войны, физические бедствия страны, нравственные причины, умножение пороков, усиление роскоши и т. д. Но все бедные среди Израиля, вдовы и сироты, не только находились под защитой и покровительством закона и пользовались благотворительностью частных лиц, но в законе сделаны даже в пользу них некоторые постановления, как-то: каждому бедному для утоления голода позволялось сбирать в чужом винограднике ягоды, на чужом поле рвать колосья, только не позволялось брать с собой в сосуде никакой виноградной кисти или серпом пожинать колосья (Втор.23:24 и т. д.).
Во время жатвы требовалось не дожинать до самого края поля и не подбирать забытого в поле снопа; а оставшиеся колосья и плоды предоставлялись бедному, вдове, сироте и пришельцу (Лев.19:9 и д., Втор.24:19). Руфь ходила сбирать колосья по сжатым полям (Руфь.2:2,3).
Особенного рода постановление касательно бедных и пришельцев было в год субботний и юбилей, когда возвращались им наследственные земли их и они снова вступали в законные права свои. Под угрозой страшного наказания Божия закон предостерегает также израильтян от притеснения и угнетения пришельцев и бедных (Лев.19:33,34), а особенно от притеснения и неправды на суде (Исх.23:3–6, Лев.19:15). В праздник опресноков, седмиц и кущей, три раза в году, иудеи, по закону, обязывались разделять свое семейное празднование с рабами, с пришельцами, вдовами и сиротами, каждый по своему усердию (Втор.16:10-17). Впрочем, в позднейшее время бедных и нуждающихся между иудеями было весьма много; их всюду можно было видеть по дорогам и улицам. Похвальное дело благотворительности бедным особенно изображается в кн. Товита (Тов.2:14) и у Сираха (Сир.3:30 и др.). Вода угасит пламень огня, говорит последний, и милостыня очистит грехи.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

 И бедному не потворствуй в тяжбе его.
Ст. 3 «Не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великаго; по правде суди ближняго твоего». В сущности ложное и вредное милосердие, дающее неправильно на суде преимущество бедному перед богатым, имеет пагубное действие на умы народа, извращая в нем чувство справедливости. Лучший и плодотворнейший капитал народа суть его духовные силы, и извращение их или ложное их направление лишает народ возможности двигаться вперед. В этом стихе указан именно тот случай несправедливости, на который склоняются люди, с добрыми намерениями, но не обладающие однако нормально развитым умом и волею.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и бедному не потворствуй в тяжбе его

Снисходительное, сострадательное отношение к бедным (22:24 и д.) не должно мешать справедливости; если он виновен, то следует наказать его (Лев 19:15).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka