Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 25:19
сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Исх.20:4-5: Кумиры запрещены – значит, и иконы запрещены.
Православный ответ: Здесь запрещены идолы, которыми люди заменяют истинного Бога. А истинные изображения напоминают и прославляют истинного Бога. Они не запрещены: Исх.25:8-10,17-21;26:1,31 и др.
Сектанты говорят: Иер.10:3-15.
Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены: Исх.25:8-10,17-21.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Херувим
Херувим. Слово «херувим» встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенными мечом, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт.3:24).
Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх.25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар.6:27, 8:6-7; 2Пар.3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святая Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх.25:18-22; 1Пет.1:12).
В Псалмах Давида (Пс.17:11,79:2), у пророка Исаии (Ис.37:15) и у других свящ. писателей (1Цар.4:4; 2Цар.6:2,22:11; 4Цар.19:15; 1Пар.13:6, 8) Господь представляется воссидящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс.103:3-4,17:11; Апок.4:6-9,5:2).
Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (Апок.5:11,14,7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Эдемском, херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, проникая в тайны спасения (Евр.9:5).
Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (Апок.4:6,8, Иез.28:14).
В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая, таким образом, второе место в ряду девяти чинов ангельских.
Георгий Константинович Властов (†1899)
И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки.
Сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее.
И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов.
Ст. 18–20 Мы уже говорили свое мнение о виде Херувимов, опирающееся на авторитеты Dom Calmet и Кука, ссылающихся ва раввиническое предание; мы думаем, что это были вполне красивые человеческие фигуры с двумя, четырьмя или шестью крыльями. Но многие комментаторы, в том числе Отто Герлах, такого мнения, что мир восточный в своих образах, полных глубокой мысли, не искал столько красоты, сколько полноты выражения мысли, и что везде, начиная с Иезекииля, таинственные формы, сочетавшие человека, льва, орла и быка, считались лучшим и высшим выражением служителей Божества, исполняющих Его повеления посреди земного мира и потому обладающих разумностию, как человек; силою, как лев; орлиным далеким всепроницающим взором, и плодотворною силою быка. (Ассирийские крылатые львы, Египетские сфинксы и пр.). Эти комментаторы указывают, что пророки употребляли эти формы в своих пророчествах как символы, повсеместо известные и принятые всеми народами древности. Только Греки, прибавляет О. Герлах, никогда не жертвовали человеческой формой мысли, и только в этой форме искали разрешения высшего выражения всех способностей. Потому многие полагают, что херувимы на крыше ковчега могли быть тою четверообразною формою, которая рисуется пророком Иезекиилем и которая есть форма чисто символическая, ибо явление ангелов, описанное в Св. Писании, всегда бывает в человеческой форме. Мы приводим это мнение только для полноты, хотя наше убеждение склоняется к тому, что Херувимы были изображения с человеческим образом.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Это был довольно объемистый и продолговатый ящик, около полутора аршина длиной, и почти в аршин шириной и высотой. Он был сделан из дерева ситтим, и сплошь обложен был золотом внутри и снаружи. Кругом по верхним краям его шел золотой узорчатый венец, а на нижних углах его вделаны были золотые кольца (по два на каждой стороне), сквозь которые продевались никогда не вынимавшиеся деревянные (из дерева ситтим) шесты для ношения, тоже сплошь обложенные золотом. Поверх ковчега полагались золотая крышка, с двумя выдававшимися из краев ее херувимами. Лица их, обращенные друг к другу, склонялись к священной крышке, над которой распростерты были и крылья херувимов. Священная крышка ковчега завета имела особое имя, и называлась очистилищем; поскольку над ней великий первосвященник в день очищения кропил жертвенной кровью и очищал грехи народа. В ковчеге хранились следующие священные предметы: стамна златая, имущая манну, т. е. ту чудесную пищу, которой питались Израильтяне во время 40-летнего странствования своего по пустыне аравийской, и которая без повреждения хранилась в стамне до позднейших родов; в ковчеге же положен был впоследствии и жезл Ааронов прозябший, но главную святыню ковчега составляли каменные скрижали (доски), на которых начертаны были перстом Божиим десять заповедей закона или завета, отчего и самый ковчег назывался ковчегом завета. Назывался он также ковчегом откровения, поскольку с крышки его Господь открывал свою волю и свои повеления, по молитвам первосвященника.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 18-19 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее
Образ библейских херувимов скинии с точностью неизвестен. Их можно считать тождественными с херувимами видения пророка Иезекииля (Иез 10:21). Херувимы были «чеканной работы», т. е. изображения их были выбиты из золота. Местом их помещения на крышке служили оба конца ее.