И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него;

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Светильники, лампады 

Светильники, лампады 
у евреев были двух родов: 1) для религиозного, 2) для домашнего употребления.

Первым представляется золотой седмисвещный светильник в святилище храма (Исх.25:31-37), весь чеканный из чистого золота. Из него выходили стебель посредине и шесть ветвей из боков его по три с каждой стороны. К этому светильнику сделаны были семь лампад со светильниками, которые должны были гореть день и ночь, во всякое время (Исх.27:20). В храме Соломоновом было 10 светильников: 5 к востоку и 5 к западу, все из золота и с цветами (3Цар.7:49). Во время завоевания Иудеи и Иерусалима халдеями они взяты были в Вавилон (Иер.52:10). Они служат символом водительства Божия. Ты, Господи, светильник мой, восклицает царепророк Давид (2Цар.22:29), и по истинно прекрасной метафоре, слово Божие называется им светильникомСлово Твое, говорит он в другом месте, светильник ночи моей (Пс.68:105). Св. Иоанн Креститель Господень называется светильником горящим и светящим. Св. ап. Петр говорит о светильнике, сияющем в темном месте (2Пет.1:19).

Светильники, употреблявшиеся для домашнего употребления, были различных форм. Их обыкновенно наполняли оливковым маслом, и светильня в них делалась из льна. Кроме того, были в употреблении светильники для освещения в дверях домов – это было не что иное, как железные горшки, или кувшины, наполненные оливковым маслом с плавающей льняной светильней (Суд.7:16,20); были в употреблении и просто куски льна, вложенные в отверстие медного светильника, который держали обыкновенно в одной руке, а другой поливали лен из сосуда оливковым маслом, с тем чтобы он ярче горел. Эти светильники обычно употреблялись при брачных торжествах (Мф.25:1), впрочем, они более походили на факелы, чем на лампады.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него.

Шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его.

Три чашечки на подобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки на подобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами. Так на всех шести ветвях, выходящих из светильника.

А на стебле светильника должны быть четыре чашечки на подобие миндального цветка с яблоками и цветами.

У шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями и яблоко под третьими двумя ветвями его (и на светильнике четыре чашечки, на подобие подобие миндального цветка).

Яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота.
Ст. 31–36 И у Dom Calmet и на барельефе арки Тита, подсвечник с семью ветвями, изображен величиною почти вдвое выше стола предложения. У Dom Calmet изображение основано на раввинском предании, а по поводу барельефа. Англ. Комм. Библия замечает, что надо полагать, что оба предмета изображены приблизительно в одном масштабе, поэтому надо полагать, что светильник, или если можно так назвать его «Паникадило», имело в вышину семь или семь с половиною футов, и на оконечностях семи разветвлений своих имело по чашке для оливкового масла. Середний стебль стоял прямо, а по три ветви выходило с каждой стороны его.

Священная летопись. Том второй

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Исх.25:31-40

В левой (южной) стороне святилища был утвержден седмисвещный светильник. Он был вычеканен из сплошной золотой массы. Формой своей он походил на дерево, у которого из срединного и основного ствола выходили по три ветви с той и другой стороны. Под каждыми двумя противоположными и соответственными ветвями красовалось по золотому яблоку, из которого они казались выходящими. В своих продолжениях сии ветви имели по три чашечки наподобие тех, которые бывают на цветке распустившегося миндаля. Срединная же ветвь имела четыре таковых чашечки. По длине ветвей между чашечками сделаны были также золотые яблоки и цветы. В верхних чашечках светильника сделаны были углубления, в которые вставлялись семь золотых лампад. В лампадах горел чистый елей, выбитый из маслин, который возжигаем и возобновляем был священниками каждые вечер и утро, так что светильник горел непрерывно. Для поправления и снимания светилен сделаны были золотые щипцы, а под них золотые же лотки. Устройство светильника с его принадлежностями стоило таланта чистого золота, т. е. свыше 20000 руб. сер. Всего же золота, употребленного на все принадлежности святилища, было около 94110 руб., а серебра около 7544375 руб. на наши деньги (дореволюционных рублей, на год издания книги – 1896 г. – прим. электрон. ред.). Соответственное количество употреблено и меди. Такие богатства собраны были со всех 12-ти колен Израилевых; а они запаслись ими при выходе из Египта, выпросив у Египтян золотые и серебряные сосуды. По указанию Вульгаты, светильник своими семью лампадами распростирался не поперек святилища, а вдоль его; так что передней стороной своей он обращен был к трапезе, дабы свет его лампад во всю ширь свою устремлялся прямо на сию трапезу с хлебами предложения (Исх.25:30). Такое положение светильнику, по мнению толковников, дано было с той мыслью, что на трапезе предлагался как бы некий священный пир Богу (из хлебов предложения); но никто не пирует во тьме, напротив обилие света всегда есть символ и принадлежность торжества.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него

В отличие от других принадлежностей — сосудов скинии — светильник был сделан из чистого золота. Он был «чеканной» работы, т. е. светильник не был отделываем резцом, но был весь вылит из таланта золота (26:36). Ствол светильника должен быть не гладкой однообразной формы, но должен состоять из цветочных чашечек, шарообразных фигур, подобных яблокам, и из цветков. Чашечки, яблоки и цветки должны составить не украшение, приделанное к стволу светильника, но одно целое со стволом, должны входить в его состав.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Изображения херувимов на ковчеге были простым украшением.
 

Ответ:   Изображения херувимов имели религиозное значение, почему и были только в скинии и храме, а во дворце царском их не было (2Пар.9:15-203Цар.7:1-11,10:16-21). Изображения херувимов, а не изображения цветов (3Цар.6:18), гранатовых яблок (3Цар.7:18;Исх.25:31), львов и волов (3Цар.7:25,29), бывшие простыми украшениями, – являются местом особого присутствия Божия: «Я буду открываться тебе... посреди двух херувимов» (Исх.25:22). «Когда Моисей входил в скинию... слышал голос… между двух херувимов» (Чис.7:89). «Назначение изображений херувимов», – замечает еп. Сильвестр, – «состояло не в чем ином, как в том, чтобы от наглядно представляемых ими известных евреям и чтимых ими существ высшего духовного мира, как блаженных слуг и посредников Божиих (Быт.3:24,24:7,28:12-13; Нав.5:13-15 и др.), их благоговейные мысли и чувства беспрепятственнее и удобнее могли восходить к Самому Богу, видимым представителем Которого в скинии был ковчег завета».(1)
-----------------------------------------------
(1)Опыт Правосл. Догмат. Богосл. Том. V. 1897 г., стр. 207.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible