Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 25:37
И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его;
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 37 Полагают, и кажется очень основательно, что лампады имели тот вид, который мы встречаем у древних ламп находимых в Помпее и изображаемых в Египетских памятниках. Это овальная чашечка с ручкой и с выдающимся носком. Это описание объясняло бы и смысл фразы: «чтобы светили на переднюю сторону». Налитое масло в лампаду древней формы горело посредством фитиля, конец которого выходил в носок лампады, и зажигался отсюда. Потому ясно, что лампады все должны были быть поставлевы в светильнике, так, чтобы носки лампад были обращены к Завесе Святая Святых, и чтобы пламя освещало ее, а не заднюю часть святилища. Число семь было всегда число священное; оно напоминало и семь дней творения и день субботний.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
В левой (южной) стороне святилища был утвержден седмисвещный светильник. Он был вычеканен из сплошной золотой массы. Формой своей он походил на дерево, у которого из срединного и основного ствола выходили по три ветви с той и другой стороны. Под каждыми двумя противоположными и соответственными ветвями красовалось по золотому яблоку, из которого они казались выходящими. В своих продолжениях сии ветви имели по три чашечки наподобие тех, которые бывают на цветке распустившегося миндаля. Срединная же ветвь имела четыре таковых чашечки. По длине ветвей между чашечками сделаны были также золотые яблоки и цветы. В верхних чашечках светильника сделаны были углубления, в которые вставлялись семь золотых лампад. В лампадах горел чистый елей, выбитый из маслин, который возжигаем и возобновляем был священниками каждые вечер и утро, так что светильник горел непрерывно. Для поправления и снимания светилен сделаны были золотые щипцы, а под них золотые же лотки. Устройство светильника с его принадлежностями стоило таланта чистого золота, т. е. свыше 20000 руб. сер. Всего же золота, употребленного на все принадлежности святилища, было около 94110 руб., а серебра около 7544375 руб. на наши деньги (дореволюционных рублей, на год издания книги – 1896 г. – прим. электрон. ред.). Соответственное количество употреблено и меди. Такие богатства собраны были со всех 12-ти колен Израилевых; а они запаслись ими при выходе из Египта, выпросив у Египтян золотые и серебряные сосуды. По указанию Вульгаты, светильник своими семью лампадами распростирался не поперек святилища, а вдоль его; так что передней стороной своей он обращен был к трапезе, дабы свет его лампад во всю ширь свою устремлялся прямо на сию трапезу с хлебами предложения (Исх.25:30). Такое положение светильнику, по мнению толковников, дано было с той мыслью, что на трапезе предлагался как бы некий священный пир Богу (из хлебов предложения); но никто не пирует во тьме, напротив обилие света всегда есть символ и принадлежность торжества.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его
Что касается формы лампад, то библейский текст не говорит о ней ничего. На основании Зах 3:9; 4:2, где семь лампад ставятся в соотношение с таинственным камнем о семи очах, древние толковники называли их глазообразными. В позднейшем еврейском предании лампады светильника являются ложкообразными. Новейшие же исследователи на основании находимых в палестинской почве экземпляров древних ламп считают лампады Моисея ладьеобразными с носками или продолговато-круглыми с двумя отверстиями для фитиля и вливания масла. По указанию Исх 26:35, светильник стоял не посредине скинии, а при южной продольной ее стороне, причем, как свидетельствует Иосиф Флавий, широта его не приходилась по широте скинии; он стоял косо: узкая сторона была обращена к Святому святых и ко входу святилища, а широкая – к столу для хлеба предложений, находящемуся на северной продольной стороне скинии (26:35). И если эта широкая сторона светильника называется передней (лицевой), то очевидно, что падавший на нее свет лампад падал вместе с тем и на стол предложений. Подобное направление света могло объясняться устройством лампад: они могли быть закрытыми за исключением двух отверстий для фитиля и вливания масла, и если из первого отверстия, обращенного к столу предложений, выставлялась горевшая светильня, то свет от нее и падал на священную трапезу.