Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых.
Святые отцы
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 20-21 И да возмут тебе елей от масличия для возжжения светильников. Сим изображается учение Распятого; ибо всякий другой елей не от масличия означает учения чуждые. А что Аарон и сынове его возжигали светильники вне завесы от вечера даже до утра, сие изображает израильских священников, приносивших жертвы вне Церкви Христовой, и также Пророков, бывших до явления Солнца правды; ибо, когда воссияло утро с пришествием Господа нашего, тогда прекратилось и кончилось служение светильников
Сказанное же: агнца единаго да сотвориши рано, и втораго агнца да сотвориши в вечер (Исх. 29:39), указует на закланного за нас Агнца Божия: и еще, агнец заколаемый утром, означает праведников, а агнец, заколаемый вечером, кающихся грешников, за которых и умер Христос.
И еще, Бог сказал Моисею о составе мира: и ты возми ароматы самые лучшие: смирны избранной и киннамона, кассии и елея от маслин (Исх. 30:23, 24). Сии четыре вида аромат означают четыре стихии, из которых сложилось тело Бога-Слова.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 20-21 И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых.
Итак, когда Бог давал повеления относительно святой скинии, после устроения десяти завес, говорит к священноначальнику Моисею: «И ты заповедай сынам Израилевым, и да возьмут для тебя елей из маслин, без осадка, чистый, выжатый, для возжжения света, дабы горел светильник всегда в скинии свидетельства вне завесы, что над Заветом: зажигать будет его Аарон и сыновья его с вечера до утра пред Господом – (это) узаконение вечное в роды ваши от сынов Израилевых; и ты приведи к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его, от сынов Израилевых священнодействовать Мне» (Исх. 27:20-28:1). На этом да престанет Божественное Откровение, и перейдем уже к посильному изъяснению его. Елеем чистым и без выжимок, кажется, обозначает чистейшую и совершеннейшую природу Духа Святаго, которая, входя в нас непостижимым для нас образом, подобно елею, питает, поддерживает и умножает в душе нашей освещение, как в светильнике находящееся. Так и божественный Креститель, веруем, воссиял светом свидетельства о Спасителе нашем, не отынуду получив силу световождения, как чрез умственный елей, способный и годный к возжжению Божественного света в нас, на который прикровенно указал и Сам Спаситель в словах: «Огонь пришел Я низвесть на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49). Итак, блаженный Креститель был «светильник», всегда в скинии свидетельства, как опять в прообразе, «горящий и светящий». Что он светит в скинии свидетельства, этим прекрасно указывается на то, что принято в церквах освещение от него и оно должно находиться не вне священного и Божественного двора Спасителева. Впрочем, светильник оказывается вне завесы, чем указывается на то, что он (Креститель) должен вносить простейшее и предварительное только освещение, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), но он не открывает ничего из сокровенного внутри завесы, очевидно из тайн нашего Спасителя, ибо не крестил в причастие Святаго Духа и не внес освещение от Него вовнутрь завесы, а был во внешней (первой) скинии, «имевшей еще стояние» (Евр. 9:8), по слову Павла. Если же говорит, что «будет возжигать его Аарон и сыны его от вечера до утра пред Господом – (это есть) закон вечный в роды ваши», то и эти слова, думаю, должно толковать подобным же образом. Аарон и сыны его означают священнодействующих в свое время в церквах, то есть учителей в них и служителей Божественных жертвенников. Им повелевается всегда сохранять сияющим умственный светильник, то есть Иоанна, на что указывают слова: «будут возжигать его от вечера до утра». Ведь все то время, в которое подобало светиться свету светильника, есть продолжительность ночи, чрез которую знаменуется мера настоящего века, – а под светом разумеем будущий век. Впрочем, горит или сияющим сохраняется светильник, давая всегда приятное верующим в Христа освещение Его и голосом служащих, каждого в свое время, священников будучи свидетельствуем, что истинен говорящий это.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 21 Сравнивая последние слова стиха Исх. 27:20 с Исх. 27:21 и с Исх. 30:8, видно, что лампады не горели целые сутки, а зажигались лишь вечером и горели до утра. Это не был неугасаемый огонь, который у других народов обратился в особый вид суеверия, это было освещение на ночь скинии, которая днем получала свет сверху, вследствие просветов между высоко натянутою палаткою и деревянною стеною.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
21. в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых.
Священниками были сыны и дальнейшие прямые потомки Аарона. Служение их состояло в следующем: они приносили жертвы; поддерживали постоянно священный огонь на жертвеннике всесожжений (Исх.38:1-7); возжигали и поправляли каждодневно утром и вечером светильник в скинии; воскуряли фимиам на алтаре кадильном; приготовляли священные хлебы, полагали их пред Господом на трапезе в каждую субботу, и по прошествии недели, заменяли новыми, потребляя старые. К священническим также обязанностям относилось – трубить в серебряные трубы для созывания общества израильского ко входу скинии собрания, и для снятия станов, также трубить тревогу на брань (Чис.10). Священники же, с известными обрядами, очищали проказу и другие нечистоты на телах, жилищах и одеждах Израильского народа (Лев.13; Лев.14). Они же были учителями народа в законе Божием и судьями его (Лев.10:11; 2Пар.17:9). К одеждам священническим относились следующие: а) нижнее платье льняное или надраги – род фартука, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней; б) хитон – длинная льняная одежда (Исх.28:40-42) с рукавами и отверстием для головы; в) пояс – длинный и разнотканный, и г) головная повязка – для славы и благолепия. Подробнее о посвящении священников, о чистоте их жизни и средствах содержания (см. Лев.8:10,21,22).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 20-21 И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых
О приношении елея для золотого семисвешника: среди описания устройства будущей скинии говорится об елее потому, что он должен составлять такую же необходимую принадлежность святилища как и его вещи. Приносимый всеми евреями, елей должен быть приготовлен из маслин: должен быть «чистый», т. е. без отстоя, без примеси и без сора; должен быть «выбитый», т. е. не выжатый прессом, а стекший из растолченных маслин. Елей горел «во всякое время», – не только днем, но и ночью, как это подтверждается и положительным законом о всегдашнем горении светильника (Исх 30:8; Лев 24:3-4), об утреннем приведении в порядок лампад (Исх 30:7), а также и тем обстоятельством, что, при отсутствии окон, в святилище нельзя было обходиться без огня и днем. Оправление светильника должно быть совершаемо Аароном и сынами его, т. е. первосвященником и священниками, а не левитами.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты (адвентисты) говорят: слова «вовек» и «вечный» в приложении к будущему состоянию грешников имеют ограниченное значение, так как они употребляются в Священном Писании не только для обозначения бесконечного продолжения времени, но и в значении промежутка времени, имеющего свой предел. Например, останется рабом его вечно (Исх.21:6), будет слугою моим вовек (1Цар.27:12); как установление вечное празднуйте (пасху – Исх.12:14); это устав (о светильниках) вечен (Исх.27:21); это устав (об одеждах для священников) вечен (Исх.28:42-43; Исх.29:9; 40:15; Лев.6:18; 7:36, 16:29 и др.).
Ответ: Чтобы определить в каком значении употребляются в Священном Писании слова «вовек» и «вечный», необходимо обращаться к контексту. Контекст тех мест Писания, в которых говорится о будущем состоянии грешников, не дает никакого основания к пониманию указанных слов в значении ограниченного продолжения времени. Так Господь Иисус Христос противополагает вечное мучение грешников вечному блаженству праведников: «и пойдут сии в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную» (Мф.25:46; Дан.12:2). Если блаженство праведников будет продолжаться бесконечно, что никем не оспаривается, то и мучения грешников вечны в том же смысле.
«Если будет когда-нибудь, – говорит святой Василий Великий, – конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. Α если не позволяем себе помыслить сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение "вечный"»
«Какое основание, – замечает блаженный Августин, – вечное мучение понимать, как огонь продолжительного времени, а вечную жизнь – как жизнь без конца, когда Христос в одном и том же месте, в одном и том же приговоре о том и другом сказал: и пойдут сии в муку вечную? а праведники – в жизнь вечную? (Мф.25:46). Если и то и другое вечны, то вполне очевидно, что то и другое нужно понимать или как продолжительное, но конечное, или же как постоянное и бесконечное. То и другое относятся между собою, как равные; поэтому, как мучение, так и жизнь – вечны. Но говорить: вечная жизнь будет без конца, а наказание вечное будет иметь конец, – совершенная нелепость. Отсюда, так как вечная жизнь святых будет без конца; то для тех, для кого назначено будет вечное наказание, наказание это без всякого сомнения также не будет иметь конца».