Скрыть
На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-16 Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною

Когда Бог всяческих установил все, относящееся к украшению первосвященника; тогда сказал священному : да сотвориши слово судное, дело пестрящего, пяди долгота, и пяди широта; да будет четыреугольно. Потом повелел, чтоб в эту художественную ткань искусно вотканы были с именами двенадцати колен. Между ними были два, которые носили имена: явление и истина (Исх 28:30). Потом это слово судное свешивалось с нарамника на золотых цепочках и держалось на груди . Эти явление и истина были образом Еммануила; ибо вся, яже слыша от Отца, сказа нам (Иоан. 15:15) и открыл волю Родившего Его и ясно показал путь спасения. А что Он есть истина, кто может усомниться в этом после того, как Он Сам ясно сказал: Аз есмь истина. Поэтому-то оно (слово судное) и висело на самом сердце первосвященника. Этот образ как бы вопиял и ясно провозглашал, что священный род будет иметь в уме и сердце Спасителя и Искупителя всех, и Явление; или что священникам совершенно необходимо всегда помнить о Христе и чрез Духа всегда иметь Его обитающим в себе. Жилищем же для Него служит чистый ум и очищенное сердце.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их;

Вопрос 60. Для чего Бог повелел соорудить скинию?


Сам Владыка Бог объявил тому причину, сказал же так: «и да сотвориши Ми освящение, и явлюся в вас; и сотвориши по всему, елика Аз покажу тебе на горе, образ скинии и образ всех сосудов ея» (Исх.25:8-9). Пoелику закон дал на горе Синае, естественно было подумать иным, что Божество описуемо, то повелел соорудить скинию, чтобы там, являя Свое присутствие, поучать народ благочестию. Ибо как по занятии ими земли Обетованной заповедал построить храм и узаконил совершать там божественные службы, чтобы, если будут делать сие без страха, не впали в обольщение злобных демонов, так, пока были в пути и странствовали по пустыне, повелел устроить скинию, которая бы могла быть переносима, чтобы в ней приносились молитвы и совершались священнослужения. И сие сделано для их потребности. Пoелику, когда великий Моисей многие дни проводил на горе, израильтяне сказали Аарону: «сотвори нам боги, иже пойдут пред нами» (Исх.32:1), - и когда устроили подобие тельца, ликуя вопияли: «сии бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския» (Исх.32:4), - то Бог повелел соорудить сию скинию и узаконил нести ее, отходя в путь, а располагаясь станом, ставить на место, чтобы священники совершали в ней жертвы. Скиния же представляла образ всей твари. Ибо, как Владыка Бог, создав небо и землю, распростер по средине твердь и выспреннее отделил от дольнего, так повелел устроить одну скинию в тринадцать локтей длины и в десять ширины, по средине же в образ тверди распростерши завесу, разделил скинию на две части. Часть к дверям назвал святая, а другую часть, внутри завесы, наименовал святая святых. И как Давид говорит: «небо небесе Господеви; землю же даде сыновом человеческим» (Пс.113:24), - так часть вне завесы доступна была священникам, а часть вне завесы неприкосновенна, недоступна и составляла святилище, потому что закон дозволял архиерею только однажды в год входить туда.

Были же там изображения херувимов, представлявшие собою образ бесплотных сил, и среди них стоял кивот, имевший в себе скрижали закона, стамну с манною и прозябший жезл Ааронов. Над кивотом было очистилище, осеняемое крылами херувимов, и на нем-то Бог всяческих являл Свое присутствие.

Пoелику естество Божие не имеет вида и образа, невидимо и необъятно, пoелику совершенно невозможно устроить изображение такой Сущности, то повелел Бог, чтобы внутри кивота положены были знамения величайших даров Его. Скрижали означали законоположение, жезл - священство, манна - пищу в пустыне и нерукотворенный хлеб. А очистилище было знамением пророчества, потому что оттуда бывали прорицания. Как «от величества и красоты созданий сравнительно Рододелатель их познавается» (Прем.13:5), так чрез сие познаваем был Щедродатель. Посему внутренняя часть скинии представляла собою образ небесного, поэтому и наименована святая святых. И что сие действительно так, свидетель тому божественный апостол, который говорит: «не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас» (Евр.9:24). И еще, рассуждая о божественном уповании, присовокупил следующее: «еже аки котву имамы тверду же и известну, и входящую во внутреннейшее завесы, идеже предтеча о нас вниде Иисус, по чину Мелхиседекову Первосвященник быв» (Евр.6:19-20).

Итак, часть скинии внутри завесы представляла собою образ небесного, а часть вне завесы - образ земного, почему и доступна была во всякое время священникам. Она имела стоявший в южной стороне о семи ветвях свещник, на котором было такое же число светильников, изображавших семь дней недели, а на северной стороне - золотую трапезу, на которую повелевал Бог возлагать двенадцать хлебов, и золотые сосуды, наполненные фимиамом и солью. Между свещником и трапезою находилась золотая кадильница, и сим гадательно означались плоды, даруемые людям землею. Пред скиниею же совне был медный алтарь, приемлющий на себя приносимые жертвы. А сим означалось, что они были излишни и неугодны Богу всяческих. Почему Бог, хотя позволил совершать сие по причине немощи иудеев, но повелевал священнодействовать вне скинии, как не необходимое для внутренних. А мы совершаем священнослужение, предоставленное внутренним, потому что приносим Богу фимиам, свет светильников и таинственное священнодействие святой трапезы.

Что длина скинии была в тридцать локтей и ширина в десять, сие нетрудно дознать, потому что южная сторона имела двадцать досок, а столько же – и северная. Досками же назвали другие переводчики столпы. И пoелику каждая доска имела ширины один локоть с половиною, то двадцать досок составляли тридцать локтей. Так, еще сторона, обращенная на запад, имела шесть досок той же меры и две на углах. Почему из составляемых ими двенадцати локтей десять измеряли внутреннюю широту, а два остальных локтя заключались в связях обеих боковых стен. На восточной стороне Бог повелел сделать дверь, чтобы само солнце при восхождении как бы воздавало поклонение преддверию скинии, принося туда первые лучи; а те, кому вменено в обязанность служить единому Богу, обратившись к скинии, имели солнце позади себя и поклонялись не ему, но Творцу его. Посему скиния уподоблялась ограде из досок, всюду одна с другою связанных и у которых стояла, а также и верхи были серебряные; сами же доски изнутри и отвне были вызолочены.

Потолок в скинии заменен был разными тканями различных цветов: одна ткань была пурпоровая, другая - розовая, третья - алая и еще - подобная гиацинту, а виссон был цвета белого; знаменовались же сим четыре стихии, потому что гиацинт уподоблялся воздуху, розовый и алый цвет - огню, пурпуровый означал море, питающее ту раковину, из которой достается краска сия, а виссон изображал землю, из которой, как говорят, и родится он. Сверху же были налагаемы опоны власяные и разные кожи, чтобы преграждать дождь и зной.

И на священников возложил Моисей всякого рода украшения, чтобы народ приводим был в благоговение отличием наружности, сами же священники научались, как должно украшать душу и облекать ее в лепоту добродетели. Называет же законодатель внутреннюю ризу иподитом, а внешнюю - епендитом и повелевает сделать ее гиацинтовой, называет ее также и подиром, как простиравшуюся до оконечностей ног. К сей ризе привесил он золотые звонцы и пуговицы, чтобы первосвященник, входя в недоступное святилище и слыша производимый ими звук, со страхом совершал священнослужение, содержа в памяти Повелевшего сие и Приемлющего совершаемое священнодействие. Посему-то подир имел цвет воздуха и был гиацинтовый, чтобы иерею, взирая на него, соделываться выспренним. А на главу священника возлагался кидар в подобие неба. Чело же покрывала повязка, которую семьдесят толковников называли митрою (увяслом). По средине увясла была золотая дщица, и на ней написано неизреченное Божие имя, называемое у евреев четверобуквенным. И Владыка Бог, обучая народ благоговению, прикровенно выразил сие, сказав: «напиши на ней святыня Господня» (Исх.28:36).

Повелел же сделать для первосвященника верхнее облачение, которое семьдесят толковников назвали «эпомидом», в книге же Царств удержано еврейское название «ефуд». На каждом плече у ефуда было по драгоценному камню с написанными на камнях именами колен, а на груди было так называемое «слово судное» (Исх.28:15), покрывавшее собою разумное сердце, и к нему прикреплено было двенадцать камней разного цвета; ими предвещалась победа или поражение на брани, к которой приступали. И сие показывает нам история Царств. Когда филистимляне выступили с войском против израильтян, Саул не прежде осмелился ополчиться, как увидев предуказания победы. Ибо говорит: «принеси ефуд» (1Цар.14:18). Потом, узнав о победе, присовокупил: «согни ефуд» [по переводу LXX читается: "пригни руки твоя"] (1Цар.14:19). И потом уже стал вооружать народ. Посему Бог всяческих, сказав: «и возложи слово судное на перси Аарону» (ср. Исх.28:30), и «прикрепи оное к епомиду» (ср. Исх.29:5), - присовокупил: «и да возложиши на него явление и истину» (ср. Исх.28:30). И явлением наименовал предуказания, какие бывали от Него, а истиною - нелживость сих предуказаний.

Должно же знать, что пoелику люди того времени были грубы и не могли восходить к духовному, то всепремудрый Владыка посредством телесных знаков устроял, что было им на пользу. Но мы под словом судным разумеем созерцание духовного, под епомидом делание добродетели, а под соединением и сопряжением слова судного и епомида понимаем согласие веры и добрых дел. Наконец тем, что сперва возлагается епомид, а потом прикрепляется к нему слово судное, дается разуметь, что добрые дела служат основанием созерцанию.

Толкование на книгу Исход

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним

Священнику надлежит словно бы суд над сынами Израиля носить в сердце, пред очами Господа, и рассуждать о вине подвластных ему только по велению внутреннего судии, чтобы не примешивать к нему ничего человеческого там, где рассуждает поставленный Божественной властью, чтобы собственная скорбь не усилила в нем стремления к порицанию. И раз он поставлен борцом с чужими пороками, пусть искореняет и свои, чтобы не запятнала спокойствия судии тайная зависть и чтобы не смутил его внезапный гнев.

Правило пастырское или о пастырском служении

Георгий Константинович Властов (†1899)

На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить (во святилище) пред лице Господне; и будет Аарон всегда носит суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним.
Ст. 30 Урим и Тумим. Первое затруднение в объяснении этих слов уже возникает от того, что текст семидесяти, Сирийский текст и наш текст (также и Остервальд) говорят: «На наперсник судный возложи Урим и Туммин». А Вульгата, узак. Англ. Библия, Лютер читают: "В наперсник судный вложи Урим и Туммим». Славянская наша библия говорит: «И да возложиши на слово судное (т. е. на наперсник) явление и истину». Самые слова Урим и Туммим до сих пор не объяснены удовлетворительно. Кажется, что их значение Свет и Истина; но многие переводят также, «Свет и Право». Отто Герлах говорит, что в Египте судья носил на шее особое изображение правды с закрытыми глазами, сделанное из сапфира (лаппис-лаззули), которое носило имя истина. В Уриме и Туммиме он видит тот же обычай, но с важным добавлением слова свет, который отличал резко истину в религии откровения от истины в среде народов, которых Господь «попустил ходить путями их».

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним

С наперсником судным был соединен «урим и туммим». Еврейский текст, говоря об отношении последнего к первому, употребляет выражение «нататта» (от натан), означающее: «прибавь, приложи» урим и туммим к наперснику (ср. Лев 8:8). (Здесь интересно рассмотреть соответствующий текст Славянской Библии – И опояса его по устроению ефуда, и стисне его им: и возложи нань слово, и возложи на слово явление и истину. Прим. ред.). Сообразно с этим название «урим и туммим» означало предмет, прилагавшийся к наперснику. С большей точностью выясняется отношение между ними путем сравнения данного стиха и Лев 8:8 с 16 и 21 ст. 25 гл. книги Исход. В том и другом стихе говорится о вложении в ковчег скрижалей завета, причем в еврейском тексте употреблен тот же, что в Исх 28:30; Лев 8:8, глагол «натан» с предлогом «эл». Но если в них он характеризует отношение скрижалей к ковчегу, то и в последних – отношение урима и туммима к наперснику. Как скрижали вложены в ковчег завета, так урим в наперсник. Возможность этого видна из того, что последний был «двойной», состоял из двух кусков материи. Но если урим и туммим «вкладывался» в наперсник, то его уже нельзя отождествлять, как делают некоторые, с 12 камнями: они были на наперснике, но не в наперснике. С представлением об уриме и туммиме, как предмете, совпадает и другое, высказанное экзегетами, мнение, будто бы этим именем называлось получаемое первосвященником откровение. В частности, на отличие урима от откровения указывает Чис 27:21: «и будет он (Иисус Навин) обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении урима». Из сравнения слов: «и будут они (урим и туммим) у сердца Аарона» с дальнейшим выражением: «и будет Аарон носить суд сынов Израиля у сердца своего», с несомненностью следует, что название «суд» усвояется уриму и туммиму и что в зависимости от этого содержащий их наперсник получил имя «наперсника судного» (ст. 15). И так как с выражением «суд» (евр. «мишпат») соединяется понятие об откровении (Ис 51:4), то название урима «судом» указывает на то, что посредством него открывалась воля Божия, получалось откровение (Чис 27:21). (Это толкование подходит к славянскому толкования «урим» и «туммим» как «слово» и «истина». Прим. ред.)

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible