Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 28:33
по подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета [и из крученого виссона], вокруг по подолу ее; [такого вида яблоки и] позвонки золотые между ними кругом:
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Гранатовое дерево (яблоко) (Чис.20:5, Втор.8:8, Иоил.1:12, Агг.2:19, Песн.4:13, Песн.7:13, Песн.8:2) из семейства миртовых. В диком состоянии гранатовое дерево достигает иногда значительной величины, садовое же всегда представляет небольшое деревцо. Гранатовые яблоки растут в обилии в Палестине, красивы на вид и приятны на вкус, как освежающий и прохлаждающий плод; посему на них нередко делаются указания в Свящ. Писании.
Когда израильтяне пришли в пустыню Син, они роптали на Моисея, что в ней нет ни воды, ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок (Чис.20:5), тогда как обещанная им земля долженствовала быть страной различных плодоносных деревьев, в том числе и гранатовых. Соглядатаи принесли Иисусу Навину из земли Ханаанской вместе с виноградом и смоквами и гранатовые яблоки (Чис.13:24).
Пророки Иоиль (Иоил.1:12) и Аггей (Агг.2:19) говорят, как о наказании Божием, об увядании и засыхании гранатовых деревьев.
Селения или города: Риммон (еврейское слово, означающее «гранат») (Нав.15:32), Гаф-Риммон (Нав.21:25), Ен-Риммон (Неем.11:29), вероятно, получили название от гранатовых рощ, находившихся вблизи этих городов. Одно гранатовое дерево, вероятно, особенной величины и красоты, во времена Саула росло в Мигроне, на окраине Гивы Вениаминовой (1Цар.14:2).
Неоднократно упоминается о гранатовых деревьях и яблоках в кн. Песн. Песн. В означенной книге то упоминается сад с гранатовыми яблоками (Песн.4:13), то щеки невесты по причине розового их цвета сравниваются с пластом гранатового яблока: как половинки гранатового яблока ланиты твои под кудрями твоими (Песн.4:3), то указывается на красоту цветов и плодов гранатового дерева (Песн.7:13, Песн.8:2).
В настоящее время из гранатовых яблок выжимают сок и приготовляют из него один из лучших шербетов на Востоке, прохлаждающего свойства; этот напиток, как кажется, приготовлялся и в древности, потому что в кн. Песн. Песн. говорится так: а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблок моих (Песн.8:2). Плоды гранатового дерева повсеместно так ценились за красоту и вкус, что голубая одежда или ефод первосвященника был украшен изображениями гранатовых яблок (Исх.28:33,34), равно также капители двух медных столбов (Иахин и Воаз) были украшены разными изображениями гранатовых яблок (3Цар.7:18,20; 2Пар.3:15,16).
Георгий Константинович Властов (†1899)
И сделай верхнюю ризу к ефоду всю голубого цвета.
Среди ее должно быть отверстие для головы; у отверстия ее вокруг должна быть обшивка тканая, подобно как у отверстия брони, чтобы не дралось.
По подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленного цвета, (и из крученого виссона), вокруг по подолу ее; (такого вида яблоки и) позвонки золотые между ними кругом.
Золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко по подолу верхней ризы кругом.
Она будет на Аароне в служении, дабы слышан был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне, и когда будет выходить, чтобы ему не умереть.
Риза верхняя (Ст. 31–35). Предание говорит, что это была одежда без шва, такая, как хитон Господа нашего Иисуса Христа. Она имела форму подризника, с отверстием для головы, и, как полагают, была без, рукавов. Ефод надевался поверх этой ризы голубого цвета, которую видно было около шеи и ниже Ефода. Подол ее был вышит узорами в виде яблок или гранат, и к подолу ее были прикреплены золотые позвонки, обозначавшие звуком всякое движение первосвященника. Народ, стоящий вне святилища и Святая Святых, в торжественном молчании стоял и слушал звук, раздающийся в святилище от движения первосвященника, сознавая что он совершает молитвы и установленные каждения и обряды за него перед Господом. «Чтобы не умереть», прибавляет Св. Писание, должен носить эти одежды Аарон пред Господом, т. е. только в священных одеждах может священнодействующий совершать установленные Богом обряды; небрежное отношение к священному делу наказывалось смертию.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Первосвященническое достоинство было наследственное в старшей фамилии Аароновой, и после Аарона переходило от отца к сыну. Все священнические обязанности относились и к первосвященнику, который притом распоряжался всеми богослужебными действиями в скинии. Особенное его преимущество состояло в том, что он только один имел право входить (в день очищения) за внутреннюю завесу во Святое-Святых, и кропить жертвенной кровью над очистилищем. Первосвященнику усвоены были особые великолепные одежды: а) Поверх надрагов и священнического виссонного хитона он надевал так называемую верхнюю ризу, которая была вся голубого цвета и украшена внизу по подолу разноцветными шерстяными яблоками и золотыми позвонками. б) На сию ризу надевался ефод. Это была короткая одежда до чресл из великолепной ткани, сработанной из нитей крученого виссона, голубой, пурпурной и червленой шерсти, пронизанной к тому же золотыми нитями. Сей ефод скреплялся таковым же поясом при сосцах, a по плечам первосвященника двумя нарамниками с золотыми гнездами, в которые вставлены были два камня оникса. На сих камнях вырезаны были имена сынов Израилевых (по шести на каждом). в) На груди первосвященника красовался наперсник судный. Это была четвероугольная двойная ткань в пядень длиной и шириной, одинакового приготовления с ефодом, и украшенная четырьмя рядами драгоценных камней, с изображением имен 12-ти колен Израилевых. Наперсник прикреплялся к ефоду золотыми цепочками и кольцами. Таинственное имя урим и туммим, что значит «светы и совершенства», усвоявшееся наперснику, или собственно камням наперсника, указывало на ясность и истинность ответов, получаемых от Бога чрез первосвященника, облеченного в ефод с наперсником (Митрополит Филарет Московский). г) К кидару первосвященника (род нынешней митры) прикреплялась шнуром голубого цвета полированная дощечка из чистого золота, а на ней вырезаны были слова: «святыня Господня». Ветхозаветный первосвященник по чину Ааронову был прообразом вечного первосвященника новозаветного по чину Мелхиседекову, то есть Иисуса Христа (Евр.7:27).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 33-35 По подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета, вокруг по подолу ее; позвонки золотые между ними кругом: золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть
По подолу верхней ризы, доходившей, по словам Иосифа Флавия и блаженного Иеронима до колен, шли вперемежку (Исх 39:26) трехцветные подобия гранатовых яблок, сделанные из голубой, пурпуровой и червленой крученой пряжи (Исх 39:24), и золотые звонки. В то время как гранатовые яблоки, отличавшиеся сладостью, напоминали о сладости возвещаемого первосвященником закона (Пс 118:72), так звук звонков при входе Аарона во святилище и выходе из него имел ближайшее отношение к личной безопасности первосвященника: «и не умрет он». Входя во святилище, место особого присутствия Божия, Аарон, облеченный в свои священные одежды, являлся представителем и ходатаем народа, а не нарушителем святости места; потому Аарон должен быть чужд страха наказания смертью за оскорбление величия Божия. Объяснение Иисуса сына Сирахова (Прем. Сир. 45:11) не делает понятным выражение: «и не умрет он».
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: мы все священники (1Пет.2:5-9), и священноначалие православной Церкви не нужно нам
Ответ: Апостол в переносном смысле назвал верующих «священством святым», – «царственным священством», подобно тому, как и в Откровении Иоанна Богослова (Откр.1:6,5:9-10) христиане названы «священниками» и «царями» (так как должны господствовать над грехом – Рим.6:12).
Словами «священство святое» апостол обозначает высокое назначение христиан приносить Богу духовные жертвы: молитвы, дела любви и милосердия (Евр.13:15-16; Фил.4:18; Пс.49:14,50:18; Рим.12:1; 2Тим.4:6). Наименование христиан «священством святым» не упраздняет богопоставленного священноначалия, о котором тот же апостол ясно говорит в послании (1Пет.5:1-5). Народ еврейский тоже был назван «царственным священством», – «народом святым» (Исх.23:22), и однако Бог поставил Аарона и сыновей его священниками на служение при скинии (Исх.28) и им сказал: «вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» (Чис.18:7; Чис.16).