Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 29:1
Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока,
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-3 Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока, и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов
Ст. 13 возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике
И да возмеши тельца единаго от говяд, и хлеб пресный и пресные лепешки, смешанные с елеем, и пресные блины, помазанные елеем, и да вложиши я в кош. И да возмеши весь тук, иже на утробе, и препонку печени, и обе почки. Принесение в жертву тельца, овна и агнца показывает три степени в усовершении святых и в уготовании совести. Первая степень принадлежит достигшим высоты; вторая средняя степень принадлежит тем, которые ниже первых, третья же низшая степень принадлежит новоначальным. Телесною величиною жертвенных животных изображается степень духовной крепости; телец, как животное всех большее, изображает наибольшую крепость; агнец же, как животное наименьшее, – меньшую крепость. Пресные лепешки означают чистую и нековарную жизнь; блины, помазаннные елеем и испеченные на сковороде, знаменуют веселье и сладость жизни святых. Хлеб пресный изображает жизнь непорочную. Почки суть образ различения помыслов, потому что почки в теле служат к отделению соков. Тук на почках означает душевные действия и движения помыслов. О туке печени говорят, что в печени начало похотливости; а потому надлежит приносить Богу тук на печени и на утробе, как самый источник всякого похотения.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ст. 1-3 Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока
Следует за этим способ освящения, по которому и они сами, и скиния со всякой ее утварью должны быть посвящены. Очевидно, что принесение Господу тельца и двух овнов, также и хлебов пшеничных, не просто пресных, но и маслом окропленных или намазанных, также и с добавлением елея помазания, бесспорно, все показывает либо обещание добрых дел и чистоту веры, либо благодать Божественного явления, которая одна может достойно освятить священников. Кто же не знает, что жертвоприношение и кровь этих животных означает смерть и окропление кровью Господа нашего, благодаря которой мы искуплены от грехов и укреплены в добрых делах?
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Священник
Священник (ветхозаветный). По закону священниками могли быть только потомки Аарона, законорожденные, без порока на теле, незазорные в поведении своем и супружестве. Почему им должно было вступать в супружество только с девицей из своего народа или вдовой священника (Лев.21:7, Иез.44:22); не позволено употреблять вина пред священнодействиями (Лев.10:9); запрещены светские обряды сетования: обритие головы, обрезание бороды, уязвление тела и возбранено даже оплакивание умерших, исключая отца, мать, сына, дочь брата и сестру девицу (Лев.21:1-6).
В обряд посвящения их входили: поставление пред Святилищем, при собрании народа, омовение, облачение, жертвоприношение о грехе, всесожжение, жертва совершения, помазание кровью правого уха, правой руки и правой ноги посвящаемого, наполнение рук его частью жертвы, окропление священным миром, смешанным с кровью, и неисходное в продолжение семи дней пребывание во дворе Скинии (Исх.29, Лев.8).
Постоянной обязанностью священников было: приносить в определенное время жертвы, совершать курение в Святилище, возжигать каждый вечер светильник его, переменять каждую субботу хлебы на трапезе предложения, очищать по установлению проказу и другие нечистоты и наставлять народ в законе. Во время священнослужения священники употребляли особенные, сделанные из льна и виссона одежды (Исх.28:40,42,39:27, Лев.8:13). Для обычного священнослужения в храме учреждены были еще со времени Давида так называемые дневные чреды между священниками, именно 24 чреды (1Пар.24:3-18; 2Пар.8:14).
Каждая чреда имела своего начальствующего (2Пар.36:14; 1Езд.10:5; Неем.12:7) и в известную неделю должна была отправлять положенное богослужение, начиная его в одну субботу и оканчивая в другую, следующую (4Цар.11:9; 2Пар.23:4; Лк.1:5). Сверх того частные богослужебные действия ежедневно назначались тому или другому из священников, составлявших известную чреду по особенному жребию (Лк.1:9). См. Пресвитер.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Вот, что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока.
И хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем; из муки пшеничной сделай их.
Ст. 1–2 Здесь дается только устав посвящения, исполнение же его рассказано в книге Левит, в главе Лев. 3 и Лев. 9. В числе приношений хлебных указаны три разные рода хлеба, вероятно, представлявшие собою все роды печений без закваски, употреблявшиеся в домашней жизни Израиля; опресноки, опресночное тесто, замешанное на оливковом масле и, наконец, пресные лепешки, политые сверху оливковым маслом. Квасной хлеб в Ветхом Завете никогда не приносился перед Господа в виде жертвы; только раз в году, при принесении первых плодов земных на Пятидесятницу, приносилась квасные хлебы, но они принадлежали священникам. Точно также при жертве благодарности, кроме жертвенных опресноков, приносился и квасной хлеб, но он отдавался священнику (Лев. 7:13-14).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-3 Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока, и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов
Приготовительные к посвящению действия. Приведение к скинии жертвенных животных: тельца, приносимого в жертву за грех (ст. 14), овна – в жертву всесожжения (ст. 18) и второго овна, предназначенного в жертву посвящения (Лев. 8:22). Вместе с кровавыми жертвами должна быть принесена и бескровная в главнейших видах (Лев. 2:16), сообразно с чем и заготовляется для нее соответствующий материал.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Крещение Иоанново есть ветхозаветный обряд омовения (Исх.19:10,29:1-4,40:12; Чис.19:7,9-22)
Ответ:
Между омовениями иудейскими и крещением Иоанновым разница весьма значительная: при крещении Иоанновом от желающих креститься нужны были вера в Грядущего и покаяние, а при омовениях этого не требовалось. Крещение Иоанн совершал по повелению Божию, последовавшему «при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лк.3:2), а омовения установлены во время Моисея. Если крещение Иоанново было ветхозаветным установлением, то почему «фарисеи и законники не крестились от него?» (Лк.7:30). Зачем нужно было Иоанну проповедовать «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк.1:4; Лк.3:3), если оно хорошо известно уже было иудеям?