Скрыть

Толкования:

Лопухин А.П.

Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось

Как видно из Втор. 9, 9 и д., требование народа «сделай нам богов, которые бы шли пред нами», имело место незадолго до окончания 40-дневного пребывания Моисея на Синае и было вызвано его продолжительным отсутствием, наводящим на мысль, что он больше не возвратится с горы. Так как Моисей был для евреев представителем Бога (Исх. 20, 1–2), то его невозвращение к народу служило для последнего ручательством за то, что он оставлен Всевышним (ср. Втор. 31,1–6). Прямое указание на существование подобного взгляда имеется в словах «сделай богов, которые бы шли пред нами». Народ не верит, что впереди него пойдет, как прежде, столб облачный, служивший видимым знаком присутствия и откровения Сущего Израилю, и просит заменить Его изображением другого бога. Стоящее в данном случае еврейское выражение «elohim» со сказуемым во множественном числе, каковое сочетание употребляется для обозначения богов языческих, дает понять, что евреи просят сделать изображение не Всевышнего, а бога языческого. Справедливость подобного понимания подтверждается словами Пс 105 «и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте» (ст. 20–21).

1) При этом имеется в виду особенное почитание, какое в Египте оказывалось Апису, священному быку, содержавшемуся в Мемфисе. Здесь он имел для себя особый храм с двумя приделами, заключавшими в себе жилище и большой двор, и был по-царски содержим многочисленными жрецами, кормившими и поившими его из золотых сосудов. Он же служил для египтян и оракулом. Ему приносили жертвы из быков, преимущественно рыжего цвета. Изваянные, лепные и др. изображения его были почитаемы во всем Египте. См. о сем у Геродота в его Истории, III, 27 и дал. и у Страбона в его Географии, XVII, 1, 22. 27. 31 и др.
2) В ст. 28 главы 32, где означено число павших, это число есть – три тысячи. Но замечательно, что в Вульгате также значится двадцать три тысячи. В еврейском же мазоретском тексте – три тысячи.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1-10, 15, 17 И видевше людие, яко умедли Моисей снити с горы, принуждаху Аарона: сотвори нам боги, иже пойдут пред нами. Моисей бо, сей человек, иже изведе нас от земли египетския, не вемы, что бысть ему. Разве Моисей не при вас взошел на гору, не пред вашими очами вступил в облако? Идите на гору, и если не найдете ни Моисея, ни Иисуса, делайте, что вам угодно. Если с вами манна, с вами крастели, с вами столп и облако; то как нет с вами Моисея, когда с вами все, что сделано его рукою? Аарон препирался с народом, но увидел, что и его хотят побить камнями, как побили Ора, к которому Моисей, восходя на гору, повелел народным старейшинам до возвращения своего с горы ходити на суд (Исх. 24:14). Ибо после сего об Оре уже не упоминается; почему и говорят, что во время возмущения против Аарона, при слиянии тельца, Ор умерщвлен, как воспрещавший Евреям изменить Богу. Посему, Аарон, чтобы избежать смерти, и чтобы Евреи не подверглись наказанию за убиение его, и вместо одного тельца не сделали себе многих богов и не возвратились к Египту, хотя бы и не вошли в самый Египет; – с хитрым намерением посылает принести усерязи жен своих, надеясь, что жены, или жалея серег своих, или из любви к Богу, отклонят мужей от слияния тельца. Однако же написано: изъяша вси людие усерязи златы, яже во ушесех их, и принесоша к Аарону. Как дороги им были серьги, когда брали их у Египтянок, так и теперь дорог стал телец, так что на слияние его отдают и серьги свои. Художники взяли золото, сделали болван и слили тельца, и все сказали: вот бог твой, который извел тебя из земли египетской. Так, Евреи отвергли Бога, Который сотворил для них все чудеса на море и на суше, и тельцу, которого возлюбили, приписали то, чего он не сделал. И сказанное, что Аарон, устрашившись, создал тельцу алтарь, делает вероятным, что Ор был умерщвлен, когда народ заставлял их священнодействовать пред тельцом. Но Аарон, чтобы продолжить время до возвращения Моисеева с горы, говорит: праздник Господень утре. И обутреневав приносят тельцу жертвы. Те самые, которые ели манну, пили воду, источенную Моисеем, и были под облаком, теперь восташа играти пред тельцом. И рече к Моисею: то есть, Бог истины сказал богу народа: беззаконноваша людие твои, ихже извел еси из земли египетския. Сотвориша себе тельца, и реша: сей бог твой, иже изведе тя из Египта. Бог открывает сие Моисею, чтобы побудить его к молитве. Почему, вместо того, чтобы сказать: удержи Меня, чтобы не погубил их, говорит: остави Мя, и потреблю их. Ибо, если бы Бог хотел погубить народ, то не открыл бы народного грехопадения тому, кто готов был ходатайствовать за народ. А потому, если Бог открыл Моисею, то сие самое показывает, что не был намерен погубить народ. Таким образом, Бог сперва Сам вознамерился простить Евреев, а потом и Моисея побудил молиться за них. Но чтобы грех прощен был не даром, и чтобы прощение не послужило к большему вреду, Бог открывает Моисею, что погубит народ, чтобы, когда Моисей принесет за них молитву и грех будет прощен, и самое прощение было многоценнее в глазах Евреев, и молившийся за них возвысился в их мнении. Когда же Моисей молитвою своею и воспоминанием об отцах их умилостивил Бога на горе; тогда вместе с Иисусом возвратився Моисей, сниде с горы: и две скрижали в руку его. И рече Иисус: глас ратный в полце. Если бы Иисус до сего времени был в стане: то не сказал бы сего; потому что знал бы о слиянии тельца. Не сказал бы также сего, если бы он был при Моисее; потому что слышал бы, что Бог сказал Моисею: беззаконноваша людие твои. Посему, Иисус не был ни с Моисеем, ни с народом, но оставался между Моисеем и народом; то есть семь дней пребывал вместе с учителем; а после того, как воззвал Господь Моисея, остался уже один без учителя.

Толкования на священное Писание. Книга Исход.


Израильский народ, которому сопутствовали на его пути к морю знамения наказания, чтобы они устрашились, и который в безжизненной пустыне был окружен чудесами благословения, чтобы они примирились, из-за недостатка веры под ничтожным предлогом отверг эти знамения и чудеса. Ибо он перестал с благоговением взирать на окружавшие его чудеса. Они увидели, что Моисей не рядом, и по этой причине, близкой им, склонились к идолопоклонству Египта. Так как Моисей был немного отдален от них, то явился телец, бывший перед ними, которому они могли бы поклоняться также и открыто, ибо в сердцах своих они тайно поклонялись ему и прежде. Когда же их идолопоклонство из тайного стало открытым, тогда и Моисей, бывший до того скрытым, открыто появился, чтобы также открыто наказать тех, чье идолопоклонство разгулялось под святым облаком, осенявшим их. Бог отделил пастуха стада от его паствы на сорок дней , чтобы паства показала, что ее упование связано с тельцом. Хотя Бог питал их всеми добротами и удовольствиями, паства выбрала себе в качестве пастуха тельца, который даже не мог пастись и есть. Моисей, державший их в страхе, был отделен от них, чтобы идолопоклонство могло возопить их устами, так как из-за запрещения Моисея они молчали и говорили в сердцах своих. Ибо они возопили: сделай нам богов, чтобы они шли перед нами.

Проповедь о Господе нашем.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 1-4 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской

Впрочем, народ не допустил до себя дара: прежде чем предстал законодатель, необузданно предавшись идолослужению. Немало прошло времени, пока Моисей в собеседовании с Богом занят был Божественным тайноводством: в продолжение сорока дней и стольких же ночей под покровом мрака причащался он присносущной той жизни, был даже вне естества, потому что в это время не имел нужды в пище для тела. Тогда-то народ, подобно ребенку, оставшемуся без надзора пестуна, несмысленными стремлениями вовлекается в бесчиние и, восстав на Аарона, приводит священника в необходимость предводить ими в идолослужении. Идол сделан из золотого вещества (и идолом был телец); народ восхищался своим нечестием.

О жизни Моисея законодателя.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-11, 20 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым

О сотворении тельца израильтянами

Не имеющие закона в помощь себе слепыми и нерассуди­тельными стремлениями воли увлекаются, и весьма легко, ко всему худшему, и впадают в великую вину пред Богом и людь­ми; и хотя часто представляются недугующими сим безвинно, однако, напротив, имеют обыкновение удивляться и высказы­вать похвалу наихудшему и не умеют различать того, что поистине достоприятно и что, наоборот, постыдно и подозритель­но. Ибо подобно тому как суда, переплывающие великое и пространное море, если имеют способного и искусного кормче­го, то совершают плавание счастливо, если же таковым бывает кто-либо из людей, не очень искусных, то перебрасываются туда и сюда и едва не преклоняются пред ударами волн, кото­рые гонят их куда хотят: так точно и человеческая душа, не имеющая закона своим кормчим, легко уклоняется ко всему тому, что ей угодно, и опьяняется волнами собственных плот­ских удовольствий. Испытавшим это мы найдем Израиль. Имея ум, еще не расположившийся к благочестию, и сердце, еще не утвердившееся в Боге, он снова изобличаем был, как возвраща­ющийся назад и как возлюбивший преступление проклятого и мерзостного идолослужения. Посему о них и сам Спаситель говорил: Егда же нечистый дух изыдет от человека, прехо­дит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. И возвращуся, говорит, в дом свой. И пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых. Затем, прибавляя к сему, аминь, говорит, глаголю вам: тако будет и роду сему лукавому (Матф. 12, 43-45; 5, 18; сн.: Лук. 11, 24-26). Ибо в начале они изгнали злого духа, когда принесли в жертву агнца во образ Христа, помазаны были кровью и избежали губителя. Но вот опять впали в то же, и гораздо худшее, нежели прежде, состоя­ние, если несомненно истинен тот, который говорит о возлю­бивших такую болезнь: Лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращься на свою блевотину, и: свиния омывшися, в кал тинный (2Пет. 2, 21-22). Уже из того, на что они дерзну­ли, всякий может усмотреть, что они снова возвращались на свою блевотину и вследствие возвращения к блевотине валя­лись в прежней тине. Ибо написано, что и видевше люди, яко умедли Моисей снити с горы, восташа люди на Аарона, и глаголаша ему: востани, и сотвори нам боги, иже пойдут пред нами: Моисей бо сей человек, иже изведе нас от земли Египетския, не вемы, что бысть ему. И рече им Аарон: измите усерязи златыя, яже во ушесех жен ваших и дщерей, и принесите ко мне. И изъяша вси людие усерязи златы, яже во ушесех жен их, и принесоша ко Аарону. И взя от рук иже, и слия их делом литым, и сотвори им телца литаго, и рекоша: сии бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския. И видев Аарон, созда олтарь прямо ему, и проповеда Аарон, глаголя: праздник Господень утре. И обутреневав наутрие, вознесе всесожжения, и принесе жертву спа­сения: и седоша людие ясти и пити, и восташа играти. Божественный Моисей, весьма хорошо тайноводствовавший их в законах, медлил своим пребыванием на горе Си­найской. Народ же, в неразумии своем не обратив внимания на замедление его, дошел до такой степени умоповреждения, что как будто совершенно не знал уже, что находился во вла­сти всемогущего Бога, хотя и созерцал Бога, снисшедшего на гору Синайскую в виде огня, и сам слышал голос Его, и Мои­сея умолял быть посредником между ним и Богом. Не скажет им кто-либо: о, полные крайнего безумия! подлинно умедли Моисей; но какое же отношение это имеет к Богу, Который всегда соприсутствует живущим на земле, хотя бы и не видим был? Да возопиет поэтому Божественный Давид: род строп­тив и преогорчеваяй (Псал. 77, 8). К тому же и Моисей: забыл еси Бога питающаго тя (Втор. 32, 18). В каких еще богах нуждался тот, кто столь чудесно был освобожден? – тот, ради которого град и трехдневный мрак одержал землю Египет­скую? – ради которого у всех в одну ночь погибли первен­цы? – которому свирепое и неукротимое море (расступившись) дало возможность избежать жестокости гонителей? Но если бы кто захотел о каждом из сего говорить в подробности, то должен был бы потратить много времени на все. Итак, когда медлил на горе премудрый Моисей, израильтяне приступили к Аарону, который, видя, как неотразим для него приступ сей, так как они вопили: сотвори нам боги, иже пойдут пред нами, повелел приносить серьги жен и дщерей. Они же тотчас принесли. Что они впали в заблуждение египетское и подпали прежнему безрассудству, это показал Аарон самым делом, устроив для них поклоняемый идол в виде тельца. Ибо телец был в Египте предметом почитания не только для самих египтян, но и для других, которые недуговали их прелестью1). Видишь, как возвращаются они к прежнему. Снова вошел в них нечистый дух. И были для них, по слову Спасителя, послед­няя горша первых (Матф. 12, 45). Впрочем, я думаю, что Божественный Аарон весьма премудро потребовал усерязи (серьги), едва ли не означая чрез сне то, что они лишили слух свой подобающего ему украшения, так как уже не имели благопокорливости, но напротив увлеклись к богоненавистной и пре­ступной непокорности. Ибо, после того как Бог заповедал: да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх. 20, 3), и они выразили одобрение сим словам и почтили их достохвальнейшим согласием, сказав: вся, елика глагола Бог, сотворим и послушаем (24, 3 и 7), теперь они искали богов изваянных. Видишь ли, как они отвергли благопослушливость? И это, ду­маю, значит ушное украшение. Смотри же, как осмеивает Аарон их попытку. Показав им идола, сделанного в виде тельца, он взывал к ним: сии бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския. Но известно, что не тельцом они освобождены были от рабства (потому что как или откуда это могло бы случиться?) но рукою крепкою и мышцею высокою (Псал. 135, 12) и посредством знамений и чудес. Таким образом, как бы в напоминание о совершенном от Господа он посмевается, говоря: сии бози твои, Израилю. Между тем они принесли и жертвы, потом ели и пили как бы в праздник, и восташа играти. Ибо за отступлением от Бога последует и то, что отступившие связуются узами плотского, нечистоту считают наслаждением и прекрасною и приятною усладою считают то, о чем им надлежало бы плакать. Посему и блаженный Павел нечистое идолослужение полагал в числе плотских грехов. Явлена суть, говорит он, дела плотская, яже суть блуд нечистота, студодеяние, идолослужение (Галат. 5, 19-20). Ибо это заблуждение влечет за собою еще худшие, и удаление от Бога заставляет недуговать постыднейшими из всех зол. И подлинно, они составляли хоры, воспевая, как я думаю, застольные песни, делая и говоря то, что свойственно пьяным. Не знавшего о сих дерзостных поступках Божественного Моисея поставляет в известность о них Бог, так говоря: иди скоро, сниди отсюду: беззаконноваша бо люди твои, ихже извел еси из земли Египетския: преступиша с пути скоро, егоже заповедал еси им: сотвориша себе телца, и поклонишася ему, и пожроша ему, и реша: сии бози твои, Из­раилю, иже изведоша тя из земли Египетския. И ныне остави Мя, и возъярився гневом на ня, потреблю их: и сотворю тя в язык велик. И помолися Моисей пред Господем Богом своим. Слышишь ли, как Израиля, легкомыс­ленного и увлекающегося и весьма удобопреклонного к от­ступлению не удостоивает именовать и народом своим? но хотя и сам даровал ему закон, однако приписывает дело это Моисею. Ибо преступиша, говорит, с пути скоро, егоже запо­ведал еси им. Поэтому и Христос говорил, что думаю­щим то же самое, представляющим нечестие под видом благо­честия и не заботящимся об истинном делании добра Судия на Божественном судилище скажет: отступите от Мене, делающии беззаконие: не знах вас (Псал. 6, 9; Матф. 7, 23). Итак, знаемыми Богу и поистине народом Его могут быть только те, которые имеют к Нему крепкую любовь, сохраняют чистоту в вере, утверждены в делании добра и отстраняют от себя об­винение в легкомыслии. Впрочем, Моисей умолял Бога и про­сил Его пресечь гнев свой на всех. Ибо должно, поистине должно было, чтобы тогдашний ходатай подражал истинному ходатаю Христу, который избавил нас от гнева свыше, бывше­го на нас за великие грехи, как Сын даруя согрешившим оп­равдание в вере. Так Божественный Моисей и в том, что свои­ми молитвами отклонил ярость гнева Божия, был прообразом ходатайства Христова. Затем он сходит с горы. Когда же он увидел плясавших и услышал голоса пьяных, то сокрушил скрижали, на коих были начертаны законы для них, уже не удостоивая их детоводства, как непослушных и неразумных или малоразумных и имеющих ум, крайне легко увлекающий­ся к тому, чем не следовало бы увлекаться, и, таким образом, учинивших скорое отступничество. Потом, когда пришел в их сонмище, то стер тельца в порошок и, опустив его в воду, напои ею, сказано, сыны Израилевы, едва ли не означая сим, что и внутренностей и утробы их коснулось нечестие. Думаю также, что чрез сие он указывал им и на то, что они имеют сердце, исполненное скверного и мерзостного идолослужения. Призвав же избранных, он повелел умертвить наиболее виновных перед другими; не щадя ни брата, ни соседа, ни знакомых. И таким образом пало двадцать три тысячи чело­век2). Когда же он совершил соразмерное вине наказание над людьми, столь бесстыдно нечествовавшими, то возвратился к Богу и принес мольбы за остальных. И едва лишь тогда Бог склонился на его мольбы, говоря, что более отнюдь не Сам будет с ними, но уже пошлет к ним Ангела для того, чтобы он был приставником и вождем их на пути. Сверх того и народ оплакивал этот свой грех. Тогда Бог повелел снять одежды (дорогие) и все украшение, и таким образом идти в смирении. Когда же это приведено было в исполнение, тогда взем, сказа­но, Моисей кущу свою потче ю вне полка. Таков вкратце буквальный смысл истории. Но мы найдем, что то же самое дерзнули сделать происшедшие от Израиля и тогда, ког­да Единородный соделался подобно нам человеком. Ибо Он призывал их в Царствие Небесное, как древле чрез Моисея призывал их в землю обетованную, и обещал соделать свобод­ными верующих в Него; потому что освобождал и происхо­дивших из племени Израиля, принимавших в вере спасение кровью, от властолюбия египетского. Они заклали прообразовательного агнца и тогда еще, когда Христос совершал уже таинство. Но имевшие закон, прекрасно детоводивший ко Хрис­ту чрез тени и прообразы, всячески хвалившиеся словами Мо­исея, не уважали самого Моисея: они обратились к учениям и заповедям человеческим и свергли с себя иго служения Богу. Они отнюдь не пришли к Тому, чрез Которого Бог управляет вселенною, то есть ко Христу. И какой был предлог к сему? Они уклонились к мирской прелести и, прилагая наибольшую заботливость о наслаждениях сей жизни, но справедливости были отвергнуты. Ибо, призываемые на брак, они не хотели прийти, под предлогом приобретения жен (брачного) и полей (сн.: Лук. 14, 18 и 20). И уже было время, чтобы Израиль, ниспадший до такой степени нечестия, вполне подвергся гневу. Но молитвы святых спасли останок. Однако многих постигло наказание; потому что пали от мечей и истребляемые жесто­кою войною, и все-таки не познали, что зло постигло их за преступление безумия против Христа. Свергши же с себя, как бы одеяние древней оной славы, и все духовное украшение, великою недугуют неблагодарностью и проводят жизнь, ли­шенные всякой славы. А что и Сам Христос отдалился от них, на это указал Моисей, далеко от стана поставивший свою пере­носную палатку (скинию). Ибо Христос оставил толпы иудеев или полки и все множество их и, отступив от них весьма дале­ко, явил неподвижную скинию, Церковь из язычников, кото­рую и Своею объявляет; об этом Он в одном месте устами Псалмопевца говорит: зде вселюся, яко изволих и (Псал. 131, 14). Итак, надлежало чтобы являлись наконец совлеченными и лишенными украшения и славы не имеющие Еммануила, Господа славы, Который облек любящих Его украшением от веры и добродетелей, так чтобы они весьма радостно говорили: да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасе­ния, и одеждею веселия (одея мя): яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою (Иса. 61, 10). Ибо необыкновенна красота, очевидно мысленная, которая во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход.

Свт. Филарет (Дроздов)

Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось

После того, как народ Еврейский оказался неверным перед Богом, мы не должны удивляться тому, что он несколько раз показывал себя непокорным и неблагодарным перед Моисеем. С целым народом бывает тоже, что и с одним человеком: уклоняясь на путь несчастия, он погрязает в глубине зла на погибель себе и другим. Кто удаляется от Бога, того и Бог оставляет и предает в неискусен ум творити неподобное (Рим. 1:28).

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Стих: Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible