Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 32:32
прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 31-32, 34. И возвратися Моисей ко Господу Богу, и рече: истинно согрешиша людие сии грех велик. И ныне остави им грех их: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси. Лучше для меня лишиться будущей жизни, нежели видеть гибель народа сего. Моисей, прося себе смерти за народ, изобразил тем смерть сына Божия, восприятую за все народы. И се Ангел Мой предъидет пред тобою, то есть, пойдет пред тобою вместо меня Ангел. И в день посещения Моего рукою его посещу на них грехи их. Сим не только ободряет, но предостерегает и устрашает народ. Се Аз посылаю Ангела Моего пред тобою, остерегайся его, имя бо Мое на нем (Исх. 23:20, 21). Поелику он исполняет Божие дело, то на нем имя Божие
Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)
прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал
Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворяются сим, как Моисей сказал Богу: аще убо оставиши им грех, остави; аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси; и как говорит блаженный Павел: Молил бых ся отлучен быти от Христа по братии моей, и так далее (Рим.9:3); и еще: Ныне радуюся в скорбех о вас, язычниках (Кол.1:24). И прочие апостолы за любовь к жизни человеков прияли смерть во всяких ее видах.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал
Когда Моисей в жару молитвы о избранном от Бога народе желает сам изглажден быть из книги Божией, когда Павел свидетельствуется Духом Святым, что он желал бы сам отлучен быть от Христа, дабы привести к нему Израиля (Рим. 9:3), сии мужи для любви к Богу забывают собственные чаяния грядущих благ; они таинственно теряют свою душу, одушевляясь одною чистою ревностью по славе Его имени; они приносят в жертву единственного своего Исаака (Быт. 22:10).
Люди, порабощенные или закону плоти похотью, или закону внешних только дел гордостью и лицемерием, не достигают сей высоты любви; не постигают ее и даже отвергаются.
… Сколько любви и милосердия к людям! Какое высокое самоотвержение в Моисее! Он, как отец, которому ничто не мило без детей его, отрекается от славы быть родоначальником многочисленного потомства (Исх. 32:10) и личной своей славе предпочитает спасение своего народа.
Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал
Какое самоотвержение Моисея ради спасения своих соотечественников! Великая душа! Недаром Бог избрал его в вожди.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Святые, странствуя здесь, в земной жизни, усердно заботились о своих братьях, как Моисей, который молился за народ и говорил: Народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх.32:31-32). Подобным образом говорит и Апостол Павел: что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян (Рим.9:2-3). Если же святые, живя здесь, имели о спасении своих братьев такую ревность и заботливость, что говорить об их нынешнем состоянии, когда вдали от всяких бед они обретают небесное пристанище. Если бы кто-либо, плывя вместе с другими по неспокойному морю, спасаясь от потопа, обрел пристанище, и если бы он совсем забыл своих друзей, страдающих в море и тонущих, и не подал бы находящимся в беде никакой помощи, то что бы вы, противники, сказали о таком? Разве бы не назвали вы такого суровым, немилосердным и бесчувственным камнем?
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Читаем об идолопоклонниках, о которых кратко скажем здесь:
Б. Как Его умолил Моисей не истреблять их всех. Он бы истребил их, если бы Моисей, избранный Его, не стал в сокрушении просить за них, чтобы Он не гневался и не губил их (Пс.105:23).
В. Как хоть и не все, но три тысячи из них тогда погибли (Исх.32:28).
Г. Как Моисей молился об оставшихся, чтобы им отпустился этот грех: о, (Господи!) народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх.32:31-32).
Д. Хотя Бог и отпустил им этот грех, однако добавил следующее: Я посещу, – сказал, – их за грех их (Исх.32:34). Отсюда ясно, что после отпущения этого смертного греха осталось временное наказание.
Георгий Константинович Властов (†1899)
На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; и так я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.
И возвратился Моисей к Господу, и сказал: о, (Господи!) народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога.
Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
Ст. 30–32 Прежде всего Моисей обращается к народу, в котором он не встречает никакого противодействия, и говорит ему: «взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего». Потом уже он идет на гору и здесь, во вторичном молении, высказывает те замечательные слова, которые указывают как он любил народ свой. Подобное выражение встречается у Апостола Павла (Рим. 9:3) «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти». Только такая любовь, как любовь Моисея и Павла, имела дерзновение высказать такие слова, в которых выражается готовность отдать себя всецело за тех, которых Господь поручил их любви. «Я не отрицаю,-говорит Кальвин, что Моисей, увлеченный своею молитвою, не перешел границ того, что может сказать человек Господу, но в молитве святых, когда они изливают горести свои перед Господом, переполненное сердце молится: «воздыханиями неизглаголанными», при которых не слова важны, а то чувство, которое они повергают пред престол Всевышняго». Слова: книга Господня, книга жизни встречаются и в Новом Завете; наприм. Откр. 3:5; или Лк. 10:20: «радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 31-32 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал
Так как грех народа состоял в нарушении завета, то просьба Моисея «прости грех их» равносильна мольбе: не считай завет нарушенным, не отвергай Израиля, не отнимай у него звания и прав народа богоизбранного. Необходимость подобной просьбы была вызвана следующим. На первое ходатайство Моисея (ст. 11–13) Господь отвечал обещанием не истреблять Израиля. Дальнейшее его существование было таким образом обеспечено. Но подобное обещание не означало еще, что евреи остаются народом богоизбранным. Сомневаться в этом побуждало самое настроение народа, не только не проявившего готовности возвратить себе божественную милость, но и обнаружившего крайнее упорство (ст. 26), грозившее им со стороны Бога полным отвержением. Ввиду этого Моисей и молит: «прости грех их». Если прощение не может быть даровано, то он предлагает в жертву свою жизнь: «изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (ср. Пс 55:9; Дан 12:1).