Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ.
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ.
Далекий в своем существе (ибо как сотворенное может быть сродни нетварному?), Он близок через свою силу, которая все объемлет. Мощь Бога постоянно присутствует, охраняя, благодетельствуя и руководя нами своею силой. Потому и Моисей, убедившись в том, что своею мудростью человек не в состоянии познать Бога, сказал: «Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя»
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.19 (церк-сл.) И рече (Господь к Моисею): Аз предыду пред тобою славою Моею и воззову о имени Моем, Господь пред тобою: и помилую, егоже аще милую, и ущедрю, егоже аще щедрю.
Ст.23 (церк-сл.) и отыму руку Мою, и тогда узриши задняя Моя: лице же Мое не явится тебе.
Какой смысл прошения Моисеем у Бога, чтобы Бог показал ему славу Свою?
Смысл этого прошения такой: Израильский народ нарушением завета при Синае лишил себя милости и спасительного присутствия Божия, и хотя Бог по молитвенному ходатайству Моисея обещал возвратить милость Свою вероломному народу, но отказался сам лично путеводить его (см. Исх.33:2-4); посему Моисеи, полагая в милостивом присутствии Бога среди Израиля все спасение и славу его, пламенно и неотступно молил Бога, чтобы Он в удостоверение спасительного присутствия Божия на все будущие времена среди Израиля показал, ему воочию и как бы осязательно всю «полноту славы Своей», имеющей по обетованиям Божиим явиться среди Израиля. Полнота же спасительной славы Иеговы имела открыться в явлениии среди Израиля «Семенн жены», которое есть Христос (Гал.3:16). Что Моисей действительно в своей молитве просил показать как бы в исполнении всю полноту явления славы Божией в спасении чрез Meccию, это доказывается ответом Бога на молитву Моисея: «и помилую, его же аще милую: и ущедрю, его же аще щедрю» (Исх.33:19 ср.Исх.34:6-7), в котором, по объяснению ап.Павла, содержится учение о неизменном предопределении Божием относительно спасения людей чрез Мессию (Рим.9:15-16,22-24 сн. Рим.8:23-30). Бог и показал Моисею на горе эту славу Свою, но только «задняя» ее, а не «лице» (Исх.33:23).
Какой смысл выражения: «тогда узриши задняя моя, лице же мое не явится тебе»?
Так как под славою Божиею нужно разуметь явление славы Божией во Христе Иисусе, или тайну воплощения Сына Божия, то под «задняя» (по переводу Мандельштама «следы») ее нужно' разуметь только некотороре очертание, тень будущего обнаружения тайны искупления, а под «лицем» ее «всю полноту Божества телеснее»(Кол.2:9), открывшейся в лице Иисуса Христа. Как и в каком виде или образе и показана была Моисею слава Иеговы, это неизвестно; посему все имеющиеся предположения толковников относительно этого и все иносказательные объяснения обстоятельств этого богоявления, напр. расселины в камне, руки Божией и пр., не имеют твердого основания и особенного значения. Достоверно только то, что Моисей действительно созерцал тайну спасения и искупления людей чрез Иисуса Христа, Сына Божия, которого он и предрекал, как пророка из среды Израильтян, подобного ему ходатая, законодателя и спасителя (см. Втор.18:15 и т. д.).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Сущность ходатайства Моисеева яснее можно изложить так. Так как Ты, Господи, не хочешь более Сам идти среди нас (Исх.33:3), а обещаешься послать некоего ангела руководителя (Исх.33:2); то как же Ты говоришь, что знаешь меня по имени, то есть будто бы я удостоился особенной близости и короткости с тобою? (Исх.33:12). Ибо какой же ангел руководитель может нам заменить Тебя? Нет Господи, молю Тебя, открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобресть благоволение в очах Твоих, то есть скажи лучше Господи, что я должен сделать, чтобы Тебя умилостивить? (Исх.33:13). Затем Моисей напоминает Господу, что сам же Он выбрал себе народ Израильский для особенных о нем попечений; что без непосредственного руководства Божия лучше и не двигаться дальше в путь (Исх.33:15), что только тогда он (Моисей) может считать себя в особенной милости у Господа, когда Господь опять пойдет с народом; что только в этом единственном случае будет благоуспешно и славно будущее народа Израильского (Исх.33:16). Господь преклонен был сею трогательною молитвою вождя Израильского (Исх.33:17).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ
Открыть Моисею Свою волю, Свои определения («пути») Господь может в силу благоволения к нему; но такой же милости заслуживает и Израиль, являющийся народом Божиим: «сии люди и народ Твой».