Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
[Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда,
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.19 (церк-сл.) И рече (Господь к Моисею): Аз предыду пред тобою славою Моею и воззову о имени Моем, Господь пред тобою: и помилую, егоже аще милую, и ущедрю, егоже аще щедрю.
Ст.23 (церк-сл.) и отыму руку Мою, и тогда узриши задняя Моя: лице же Мое не явится тебе.
Какой смысл прошения Моисеем у Бога, чтобы Бог показал ему славу Свою?
Смысл этого прошения такой: Израильский народ нарушением завета при Синае лишил себя милости и спасительного присутствия Божия, и хотя Бог по молитвенному ходатайству Моисея обещал возвратить милость Свою вероломному народу, но отказался сам лично путеводить его (см. Исх.33:2-4); посему Моисеи, полагая в милостивом присутствии Бога среди Израиля все спасение и славу его, пламенно и неотступно молил Бога, чтобы Он в удостоверение спасительного присутствия Божия на все будущие времена среди Израиля показал, ему воочию и как бы осязательно всю «полноту славы Своей», имеющей по обетованиям Божиим явиться среди Израиля. Полнота же спасительной славы Иеговы имела открыться в явлениии среди Израиля «Семенн жены», которое есть Христос (Гал.3:16). Что Моисей действительно в своей молитве просил показать как бы в исполнении всю полноту явления славы Божией в спасении чрез Meccию, это доказывается ответом Бога на молитву Моисея: «и помилую, его же аще милую: и ущедрю, его же аще щедрю» (Исх.33:19 ср.Исх.34:6-7), в котором, по объяснению ап.Павла, содержится учение о неизменном предопределении Божием относительно спасения людей чрез Мессию (Рим.9:15-16,22-24 сн. Рим.8:23-30). Бог и показал Моисею на горе эту славу Свою, но только «задняя» ее, а не «лице» (Исх.33:23).
Какой смысл выражения: «тогда узриши задняя моя, лице же мое не явится тебе»?
Так как под славою Божиею нужно разуметь явление славы Божией во Христе Иисусе, или тайну воплощения Сына Божия, то под «задняя» (по переводу Мандельштама «следы») ее нужно' разуметь только некотороре очертание, тень будущего обнаружения тайны искупления, а под «лицем» ее «всю полноту Божества телеснее»(Кол.2:9), открывшейся в лице Иисуса Христа. Как и в каком виде или образе и показана была Моисею слава Иеговы, это неизвестно; посему все имеющиеся предположения толковников относительно этого и все иносказательные объяснения обстоятельств этого богоявления, напр. расселины в камне, руки Божией и пр., не имеют твердого основания и особенного значения. Достоверно только то, что Моисей действительно созерцал тайну спасения и искупления людей чрез Иисуса Христа, Сына Божия, которого он и предрекал, как пророка из среды Израильтян, подобного ему ходатая, законодателя и спасителя (см. Втор.18:15 и т. д.).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
(Господь) сказал (ему): Сам Я пойду (пред тобою), и введу тебя в покой.
(Моисей) сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам (с ними); то и не выводи нас отсюда.
Ибо почему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? Не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? Тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.
Ст. 14–16. Господь открывает Моисею, что Он не оставит Израиля, и введет его в покой. Под этим выражением всегда разумеется земля обетованная. Моисей так глубоко понимал, что не земля обетованная, текущая медом и млеком, есть истинная цель народа, а общение его с Господом, священство его, – что он говорит: «лучше не выводи нас отсюда, Господи, если не пойдешь с нами». Он готов отказаться за народ от Палестины, лишь бы удержать за народом то высшее нравственное положение, которое возвышало Израиль над всеми современными народами, и давало ему общечеловеческое будущее: – «тогда я и народ твой будем славнее всякого народа на земле»... и это пророчество сбылось; не смотря на преступления Израиля, имя и история его занимают доселе первое место в истории человечества, потому что среди их родился Богочеловек.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Сущность ходатайства Моисеева яснее можно изложить так. Так как Ты, Господи, не хочешь более Сам идти среди нас (Исх.33:3), а обещаешься послать некоего ангела руководителя (Исх.33:2); то как же Ты говоришь, что знаешь меня по имени, то есть будто бы я удостоился особенной близости и короткости с тобою? (Исх.33:12). Ибо какой же ангел руководитель может нам заменить Тебя? Нет Господи, молю Тебя, открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобресть благоволение в очах Твоих, то есть скажи лучше Господи, что я должен сделать, чтобы Тебя умилостивить? (Исх.33:13). Затем Моисей напоминает Господу, что сам же Он выбрал себе народ Израильский для особенных о нем попечений; что без непосредственного руководства Божия лучше и не двигаться дальше в путь (Исх.33:15), что только тогда он (Моисей) может считать себя в особенной милости у Господа, когда Господь опять пойдет с народом; что только в этом единственном случае будет благоуспешно и славно будущее народа Израильского (Исх.33:16). Господь преклонен был сею трогательною молитвою вождя Израильского (Исх.33:17).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-16 Моисей сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле
Хотя обещание ст. 14 дано лично Моисею, но относит последний его и к народу. Как ранее он не мог допустить мысли о погибели народа без того, чтобы самому не принять участия в ней, так и теперь не признает того, чтобы милость Божия оказана была только ему одному. Наоборот, она ручается за проявление божественного милосердия и ко всему Израилю. В противном случае евреи не нуждаются в удалении от Синая, вступлении в «покой». Не земля обетованная есть истинная цель желаний народа, а общение с Богом. Моисей готов отказаться за народ от Палестины, лишь бы удержать за ним то положение, которое возвышало его над всеми остальными народами: «не потому ли я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле, что Ты пойдешь с нами?»