Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
[и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный.
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Луг, луга
Луг, луга (Пс.64:14). "Луга одеваются стадами и долины покрываются хлебом, восклицают и поют", - говорит Псалмопевец.
Палестина издревле изобиловала различными лугами и долинами, покрытыми душистыми цветами, сочной травой и всегда оживленными стадами пасущихся на них домашних животных. По обилию сих стад она нередко называлась землей, текущей медом и молоком (Исх.3:8,17,33:3). Особенно богатой растительностью, лугами, пастбищами отличались: Галилея, Сарон, Кармил, Ливан и другие местности.
Блестящая красота палестинских цветущих растений прославлена Соломоном в его кн. Песнь песней: "Я нарцисс Саронский, лилия долин! "(Песн. 2:1). "Цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей" (Песн. 2:12).
Сам Господь в Нагорной проповеди указывал на красоту цветов, покрывавших долины палестинские, разнообразными красивыми, душистыми, лилиями (Мф.6:28-29). "Посмотрите на полевые лилии, как они растут?" - говорил Он, - "говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них."
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 3 «Сам не пойду среди вас». Мы говорили о важном значении Ангела, на котором имя Господне: этот Ангел, глаголющий именем Господа, есть сам Иегова. Совершенно отличный от него тот "Ангел Мой", которого Господь хочет послать с народом, ибо "Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас" – говорит Господь. Присутствие Божие страшно для грешников нераскаянных, возмутившихся против Творца мира. Только покаяние могло приготовить народ к возобновлению завета, и только милосердие Божие могло наполнить ту пропасть, которая открылась преступлением между Богом и народом. В то время, когда Моисей передавал слова эти народу, народ временно перестал быть народом завета, он был поставлен наравне со всеми языческими народами земли.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-3 И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный
С отвержением своего законодателя-Бога народу нет необходимости и побуждений оставаться при горе законодательства, месте обитания Всевышнего (Исх 19); он может двинуться в дальнейший путь по направлению к земле обетованной: «иди отсюда ты и народ». Вступить в нее он должен в силу непреложного клятвенного обещания Бога патриархам. Исполнение этого последнего не допускает, однако, возможности присутствия среди евреев Господа, так как Он не стерпит дальнейших проявлений жестоковыйности народа и погубит его на пути до прибытия в Ханаан (ст. 3). Но так как, с другой стороны, евреи не могут овладеть им без высшей помощи, то им и посылается от Бога Ангел. Последний не есть уже Ангел Всевышнего, или завета (23:20), и потому присутствие его отличается от обитания среди народа самого Бога. Прежде всего оно имеет временный характер, – продолжится лишь до изгнания жителей Ханаана из занимаемых ими местностей; во-вторых, не будет сопровождаться каким-либо общением с народом: «ангел пойдет пред народом» (ср. 23:20-22) и, в-третьих, не потребует от Израиля святости: шествию Ангела пред народом не помешает жестоковыйность последнего (ст. 3; ср. 23:21). Но если среди евреев не будет присутствовать Сущий, то они перестают быть народом богоизбранным, уравниваются с остальными народами. Поэтому Моисей и говорит впоследствии: «если ты пойдешь с нами, то я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле» 33:16).