Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 34:26
Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 7, 12, 19, 26 И говорит Моисей Господу: Храняй милость в тысящи родов. Ибо роду нашему сотворил Бог, что за много веков обещал отцам нашим. Да не завещаеши завет седящим на земли, чтобы они не прельстили вас ложным богопочтением своим, и не прельстили дочерей ваших, не прельстили сынов ваших. Смотри, чтобы народ твой не прилепился к тем народам, которых истребления просишь у Меня. Смотри, чтобы народ твой не вступал с ними в супружеские союзы. Всяко разверзающее ложесна, мужеск пол, свято да наречется. Сим означаются крещаемые и сохраняющие печать крещения, и дается разуметь, что они навсегда святы Господу. Да не свариши козленка во млеце матери его. Сие значит: если кто из язычества или иного заблуждения обратится к познанию истины; то не укоряй его за прежние нравы, заблуждения, за прежние обычаи отцов его. Называет же такового козлом, как пришедшего от страны грешных, от страны шуей, а матерью называет прежнюю его веру и прежнее имя. По другому смыслу козленок седмь дней да будет у матери, в осьмый же день да отдаси Мне (Исх.22:30)
Олтарь из земли сотвориши; аще же олтарь от камений сотвориши, да не возложиши сечиво на камень, да не осквернится (Исх.20:24.25). Сим научает, что Богу должно приносить жертву смиренного духа и хвалы, приносить произвольно, а не принужденно. Ибо угодно Богу, чтобы всякий человек по воле своей себя самого устроял в храм и алтарь Богу. Неугодно же Богу, когда к добрым делам приступаем по неволе, подобно камням, которые с помощью сечива и секиры обделываются и употребляются на строение. Повелевая же сооружать алтарь из земли, разумеет плоть нашу, которая из земли, и должна быть приносима в жертву Богу по предварительном очищении ее благочестивыми трудами.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.1. И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил;
Ст.10. И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя;
Ст.27.И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
Какое имела значения для Евреев, последнее восхождение Моисея на гору Божью и последовавшие там явление славы Божией и откровения?
Все это имело значение полного восстановления нарушенного служением золотому тельцу завета Бога с Евреями. Восстановление это совершилось чрез особенное явление Моисею славы Иеговы, чрез обетование всепрощающей милости Божией к согрешившим и чрез обещание чудесного покровительства Божия Евреям в земле, обетованной при сохранении с их стороны верности Иегове. При этом схождение Бога на гору совершилось, как и при первом Синайском богоявлении, во облаке (Исх.34:5), самая гора также делалась неприступною, как и прежде (см.Исх.34:3, Исх.19:12); заповеди десятословия были возобновлены на двух каменных скрижалях (Исх.34:28).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Что касается даней и приношений народных, то Господь, изображая себя царем израильским, требует их в следующем виде и количестве.
Во-первых, все первородное должно быть отдаваемо ему на жертву, а первенцев человеческих, равно как и первородных нечистых животных, не приносимых в жертву, нужно выкупать. Во-вторых, весь мужеский пол должен три раза в году являться пред лице Владыки Израилева (то есть пред скинию), и являться не с пустыми руками. Случаи эти, или праздники, суть следующие: праздник опресноков – в половине авива месяца, праздник седмиц или пятидесятница – при начале жатвы пшеницы, и праздник кущей – в конце гражданского года, когда собирают плоды (Срав. Исх.23:15,16). При всеобщих собраниях народных около скинии в исчисленные праздники, Господь обещается обезопасить землю израильскую от всяких вражеских нападений. В-третьих, Господь определяет себе в приношение всякие первые плоды земные (Срав. Исх.23:19; Втор.26:2). Наконец, Господь предписывает некоторые частные правила богопочтения, именно: хранить субботний покой, хотя бы то было в рабочее время посева и жатвы, не изливать крови жертвы на квасное (то есть вместе с кровавыми жертвами не возносить на жертвенник кислых хлебов), не оставлять пасхального агнца до следующего дня, и не варить козленка в молоке его матери.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 25-26 Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.
См. толкование ст. 18–19 гл. 23.