Скрыть
сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7, 12, 19, 26 И говорит Моисей Господу: Храняй милость в тысящи родов. Ибо роду нашему сотворил Бог, что за много веков обещал отцам нашим. Да не завещаеши завет седящим на земли, чтобы они не прельстили вас ложным богопочтением своим, и не прельстили дочерей ваших, не прельстили сынов ваших. Смотри, чтобы народ твой не прилепился к тем народам, которых истребления просишь у Меня. Смотри, чтобы народ твой не вступал с ними в супружеские союзы. Всяко разверзающее ложесна, мужеск пол, свято да наречется. Сим означаются крещаемые и сохраняющие печать крещения, и дается разуметь, что они навсегда святы Господу. Да не свариши козленка во млеце матери его. Сие значит: если кто из язычества или иного заблуждения обратится к познанию истины; то не укоряй его за прежние нравы, заблуждения, за прежние обычаи отцов его. Называет же такового козлом, как пришедшего от страны грешных, от страны шуей, а матерью называет прежнюю его веру и прежнее имя. По другому смыслу козленок седмь дней да будет у матери, в осьмый же день да отдаси Мне (Исх.22:30)

Олтарь из земли сотвориши; аще же олтарь от камений сотвориши, да не возложиши сечиво на камень, да не осквернится (Исх.20:24.25). Сим научает, что Богу должно приносить жертву смиренного духа и хвалы, приносить произвольно, а не принужденно. Ибо угодно Богу, чтобы всякий человек по воле своей себя самого устроял в храм и алтарь Богу. Неугодно же Богу, когда к добрым делам приступаем по неволе, подобно камням, которые с помощью сечива и секиры обделываются и употребляются на строение. Повелевая же сооружать алтарь из земли, разумеет плоть нашу, которая из земли, и должна быть приносима в жертву Богу по предварительном очищении ее благочестивыми трудами.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода

И когда Бог, «не хотящий смерти грешника» (Иез. 33:11), говорит о Себе, что Он «наводит грехи отцев на чада и на чада чад, до третияго и четвертаго рода»: не то ли сие значит, что самый грех, неограниченно возобладавший человеком, внедривается в существо его, распространяет власть свою вместе с жизнию, которую он дает другим, и если не свергнут сего наследственнаго ига, собирает свои «оброки» с сынов, внуков и правнуков?

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.

И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

Охраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях, и в детях детей до третьего и четвертого рода.
Ст. 5–7 «Единый, имеющий безсмертие», котораго никто из человек ве видел, и видеть не может» (1Тим. 6:16). Между тем, Апостол Павел восхищен был в рай и слышал неизреченные глаголы, которых нельзя человеку пересказать» (2Кор. 12:4). «Бога никто никогда не видел», гов. Св. Иоанн Богослов. Все смертные, сподобившиеся высших видений и откровений, могли только воспринимать слухом и сердцем слово Божие, которое есть то именно звено, которое связует Всевышнего с смертным человеком. Обитающий во плоти человек не может ни которыми из своих органов проникнуть в мир, находящийся вне его плотских впечатлений. Но бессмертная душа его, жительница высшего мира, может воспринимать разумом своим волю Господню, воплотившуюся в слове Его. Слово это, по прекрасному выражению Митрополита Филарета, предвечно рождаемое в Боге, глаголет из бесконечной вечности Божией, в круг времени к тварям, когда в них должна открыться Премудрость Божия». Это же слово, «стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины». Только посредством слова, Второй Ипостаси Святой Троицы, может человек приблизиться мыслию к недоступному Божеству. И Моисей, в стихах 6 и 7 настоящей главы, получает откровение Слова же Божия, глаголющего уху и сердцу его, не другим его чувствам и органам. Имя Иеговы впервые разъясняется Моисею с подробностию, которая дает новые и утешительные залоги счастия и мира. Пред горящей купиной, Иегова открывается ему как единый существующий, вечный; теперь Он открывается ему как человеколюбивый, милосердый, долготерпеливый многомилостивый и истинный, прощающий, но и наказающий. Милость и любовь, но и суд справедливый; вот разъяснение имени Иеговы, которого великое Имя разъяснено человечеству вполне лишь в пришествии всемилосердного, всепрощающего Господа нашего Иисуса Христа, который один лишь грех назвал непрощенным. Тот же грех наказывается на земле до третьего и четвертого рода. Этот грех «невавидения Господа», он же есть и хула на Духа Святаго.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-7 И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода

Необходимым условием при заключении завета было согласие народа (19:8 и т. д.); но его уже недостаточно при восстановлении завета. Последнее может быть желательно для нарушившего завет, т. е. Израиля, и совершенно не желательно для оставшегося верным ему, т. е. Бога. Поэтому в то время как при заключении завета Господь предложил Израилю выразить свое желание вступить в союз с ним, теперь Он указывает на возможность со своей стороны восстановить нарушенный завет. Она коренится в открытых им Моисею (33:19; Чис 14:17–18) свойствах божественного милосердия, долготерпения, которые приходят во всепрощение, но не исключают и правосудия. Открывшийся ранее при купине, как единый существующий, неизменяемый, Всевышний открывается теперь, как человеколюбивый милосердный. И поскольку эти последние свойства обеспечивают восстановление нарушенного завета, постольку, благодаря им, Господь является не изменившим Своему первоначальному обещанию быть Богом народа еврейского.

(В Славянской Библии (с греческого текста 70-и) эти слова звучат несколько по иному: И сниде Господь во облаце, и преста ему тамо Моисей, и призва именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем Его… и т. д. Как видно из контекста, слово «Иегова» в славянском и греческом вариантах отсутствует и переведено по его смыслу — Господь (точнее — Сущий). А призвание именем Господним вполне можно истолковать как восторженное: О Всевышний! Прим. ред.)

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible