Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

Ст. 5-6 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

Моисей же бяше пасый овцы в горе Хорив, и видит Ангела в пламени огненне в купине. Когда же он подошел ближе, чтобы рассмотреть купину, которая горит огнем, и не сгорает; тогда подходящему к купине взывает не Ангел, которого прежде видел Моисей, но Бог, Который был сперва в образе Ангела, а потом явился Моисею в страшном видении, и сказал: не приближайся семо, как приближаются к месту обыкновенному. Место бо свято есть, подобно тому, на котором спал Иаков. То место было свято, потому что была там лествица, и по ней нисходили и восходили Ангелы, для охранения Иаковлева; а сие место свято, потому что здесь Бог в пламени горящей купины. Иззуй сапоги твои, и иди, попирай Египтян, потому что протекло уже тридцать лет, как приспело время собирания египетского винограда. Когда же Моисею предстало видение, невыносимое для очей его; тогда отврати лице свое: благоговеяше бо воззрети пред Бога, хотя и взирал прежде на Ангела. Купина, из которой неудобно делать изображения мертвых богов, признана годною для того, чтобы в ней изобразить тайну Бога живого. И тебе, Моисей, дается в этом знамении: как видел ты Бога, обитающего в огне, так и вы огнем должны служить Богу, обитающему в огне.

Моисей в Египте был в великом почете: он был назван сыном дочери фараона, но, отвергнув это, предпочел жить в нужде и быть пастухом.

Гимны о рае

Григорий Богослов, свт. (†389)

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

Из других имен Божиих некоторые очевидно обозначают власть, а другие домостроительство, причем первое - до воплощения, а второе - после. Например: Вседержитель и Царь или славы, или веков, или сил, или возлюбленное, или царствующих, и Господь, или Саваоф, то есть Господь воинств, или сил, или господствующих - явно имена власти. А: Бог во спасений, Бог или отмщений, или мира, или правды, Бог Авраама, Исаака, Иакова и всего духовного Израиля, который видит Бога, - имена домостроительства. Поскольку нами управлять можно посредством трех вещей: страха наказаний, надежды на спасение и славу, и через упражнение в добродетелях, то отсюда заимствованы предыдущие имена, и имя Бога отмщений порождает в нас страх, имя Бога спасений - надежду и имя Бога добродетелей - подвижничество, чтобы, словно нося в себе Бога, подвизающийся в чем-либо из этого устремлялся к совершенству и стяжанию некоторых добродетелей. Вот это - общие имена Божества. Кроме того, это общие наименования Божества; собственное же имя Безначального есть Отец, безначально-Рожденного - Сын и нерожденно-Исшедшего или Исходящего - Дух Святый.

Слово 30. О богословии 4-е, о Боге Сыне 2-е

Августин Аврелий, блж. (†430)

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

Пусть ваша любовь посмотрит на столь великую тайну: Бог свидетельствует и говорит: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова. Разве не было других патриархов? Не было до них святого Ноя, который единственный в целом человеческом роде со всем своим домом удостоился быть спасенным от потопа, в котором и в сыновьях которого была изображена Церковь? Они избегают потопа, носимые деревом. Затем еще множество великих, которых мы знаем, о которых сообщает Священное Писание, например, Моисей верный во всем доме Его. Но называются только те трое, словно только они удостоились Его: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова; вот имя Мое на веки (Исх. 3:6), (Исх. 3:15). Великая тайна! Господь может и уста наши открыть и сердца ваши, чтобы мы могли говорить, как Он удостоил открыть, а вы могли понимать, как полезно для вас. Так, этих патриархов три - Авраам, Исаак, Иаков. Вы уже знаете, что у Иакова было 12 сыновей, и отсюда народ Израиля, так как сам Иаков - Израиль, и народ Израиля из 12 колен, восходящих к 12 сыновьям Израиля. Авраам, Исаак и Иаков - три отца и один народ; три отца, которые обозначают народ, и сам первый народ, теперешний народ. В народе иудейском изображен народ христианский. Там - образ, здесь - истина, там - тень, здесь - тело, по слову апостола: Все это происходило с ними, как образы (1Кор. 10:11). Апостол говорит: «Это написано в наставление нам, достигшим последних веков». Пусть теперь ваш разум снова вернется к Аврааму, Исааку и Иакову. Мы видим, что этим трем людям повиновались как свободные женщины, так и рабыни. Мы видим у них детей свободных, видим и детей рабынь. Рабыня не означает ничего хорошего. Говорится: «Выгони рабыню и сына ее, ибо сын рабыни не наследует вместе с сыном свободной». Апостол вспоминает это и говорит, что в этих двух сынах Авраама был образ двух Заветов: Ветхого и Нового. К Ветхому Завету относятся избирающие временное, избирающие век, к Новому Завету - избирающие вечную жизнь. Поэтому этот земной Иерусалим был тенью небесного Иерусалима, нашей общей матери, которая на небесах. Это слова апостола. И оттуда мы идем в этот город. Вы уже много узнали, много услышали. Мы обнаружили удивительную вещь в этих детях, то есть в этом потомстве, в этих поколениях свободных и рабынь; то есть четыре поколения людей, в которых исполняется образ будущего христианского народа, так что не удивительно, что об этих коленах сказано: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова.

Трактат на Евангелие от Иоанна

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль. Отврати же Моисей лице свое: благоговеяше бо воззрети пред Бога

На слова: Аз есмь Бог Авраамов и Исааков, и Иаковль (Исх. 3:6), и: защищу град сей ради Давида, еже спасти его (Ис. 37:35).

Добродетель, блаженный, есть достояние божественное, богоугодное, блаженное, бессмертное, непрепобеждаемое забвением. Ибо в славе она у людей и приснопамятна у Бога, Который вещает иногда: Аз есмь Бог Авраамов, и Исааков, и Иаковль; а иногда: защищу град сей, еже спасти его ради Давида, раба Моего. Такого о себе Божия попечения и такой чести у Бога достигают, скончавшись, те, для которых добродетель была вожделенна. Если же Господь здесь так прославляет их, то какими дарами наградит их там?

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

Увидеть Божественное естество, каково оно есть, никто не может. Ибо оно совершенно невидимо и превыше всякого ума и слова превозносится силою: оно одно познается само лишь собою. И узнать сие можно из того, что вопиет Христос: не знает никто, говорит Он, кто есть Сын, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Лк. 10:22; Мф. 11:27). Итак, показал нам изрядную красоту Бога и Отца Единородный, представляя Собою как бы светлый образ. Посему и говорит: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9). Видим же Сына и очами сердца, и очами плотскими, когда Он, низведши Себя до истощания (Фил. 2:7), снизошел до нашего состояния, хотя и во образе и равенстве с Богом и Отцем будучи Бог и от Него по естеству рожденный. И Варух говорил, указуя на самое, думаю, Слово: сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе (Вар. 3:36-38). Предвозвещал нам ясно и божественный Давид: Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. С Сиона, который есть верх красоты, является Бог, грядет Бог наш, и не в безмолвии (Пс. 49:1-3). Ибо Он сошел в виде огня на гору Синай. Но что оное было образом и ничем иным, в этом убеждает Христос. Народ Иудейский думал, что он истинно видел неизреченное естество, когда Моисей был посредником между им и Богом, предстоял с ним на Хориве и собирал его на собрание под горою Синайскою. После же того как шумный звук труб, восходивший на высоту, устрашил слушавших, они думали сами в себе, что и глас Божественный слышали. Но что так думали они по-детски, в этом ясно убедил Бог, так говоря: глас Его вы слышасте, и образа Его не видесте (Втор. 4:12). И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал (Ин. 5:38). Итак, мы, уверовавшие видели в Сыне Отца и потому приняли слово Его. Им мы и искуплены; потому что спас нас ни ходатай, ни Ангел, ни закон, данный чрез Моисея, но сам Господь, как написано (Тит. 3:5). А что истинно то, что я говорю, то мы можем узнать и из написанного в слове Божием написано же так: и сказал, сказано: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога (Исх. 3:6). Усматривай слабость закона: Бог всяческих являет Себя; но когда Он стал виден, Моисей отвращает лице. И это может быть для нас ясным признаком того, что даже и сами сыны не видят боголепной славы Сына, если только сам Он не являет Себя и, так сказать, не приводит к познанию Себя. Посему Он и говорил устами Исайи: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. `Вот Я! вот Я!' говорил Я народу не знали Меня. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям (Ис. 65:1-2). Итак, не видят славы Христа отвращающие очи ума своего. И это, думаю, значит сказанное о них устами пророка: ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице (Иер. 2:27). Пишет также и божественный Павел: то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их (2Кор. 3:14-15). Мы же уверовавшие не боимся взирать прямо в лице Господа, но как опять тот же божественный Павел сказал: Мы же все открытым лицем … на славу Господню взираем (ст. 18). Итак, отврати, сказано, Моисей лице (Исх. 3:6).

См. также Толкование на Исх. 3:1

Ибо им [саддукеям] был представлен и Моисей, твердо знающий о воскресении мертвых. Ведь, по его словам, в терновом кусте ему явился Бог, говоря: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова. Чей же это Бог, как не тех, кто жив, как и они? Ибо Он - Бог живых. Следовательно, они обязательно воскреснут, когда всемогущая десница Господа возвратит к жизни всех живущих на земле.

На Евангелие от Луки

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Вопрос 5. Иные говорят, что Моисею в купине явился ангел?  


Само чтение места сего показывает, Кто явился. Сказано: «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины» (Исх.3:2), и чрез несколько слов: «егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины» (Исх.3:4), и еще чрез несколько: «рече ему: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль» (Исх.3:6); и вслед за сим присовокуплено: «отврати же Моисей лице свое; благоговеяше бо воззрети пред Бога» (там же); и к сему присоединено: «видя видех озлобление людий Моих, иже во Египте, и вопль их услышах» (Исх.3:7) и т.д., и еще: «Аз есмь Сый. Тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам» (Исх.3:14). Да и все место сие показывает, что явившийся есть Бог. Но Моисей назвал Его ангелом и сим дает нам знать, что явившийся есть не Бог Отец (ибо чьим ангелом будет Отец?), но Единородный Сын, Великого Совета Ангел, изрекший священным ученикам: «вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» (Ин.15:15). Но Моисей, как дал имя ангела, не означая тем чего-либо служебного, а указуя на лицо Единородного, так возвещает опять и естество, и власть Его, говоря, что Сам изрек: «Аз есмь Сый и Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль; сие Мое есть имя вечное и память родов родом» (Исх. 3:14-15). А сие изображает Божественную сущность и показывает вечность и нескончаемость.

Толкование на книгу Исход

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

Имя Божества было дано как великая честь в мире, и Бог прилагает его к тому, кто угождает Ему. Однако имен Божества много, и они разнообразны, как Он даровал имя Свое Моисею, говоря: Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Вот имя Мое навеки, и памятование обо Мне из рода в род (Исх. 3:6), (Исх. 3:15). И Он назвал имя Свое: Бог всемогущий, Сущий и Господь Саваоф?. Этими именами называется Бог. А великое и славное имя Божества Он также не скрыл от праведников Своих; и даже, хотя именно Он есть великий Царь, великое и славное имя царствования Он независтно приложил к людям, которые есть Его творение.

Когда святой воззвал к Моисею из куста, Он сказал ему: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова. Когда Смерть услышала эти слова, она задрожала и испугалась, и пришла в ужас и смятение, и поняла, что она не будет царствовать вечно над детьми Адама. С того часа, когда она услышала, что Бог сказал Моисею: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, она сжала руки свои, ибо она знала, что Бог есть Царь мертвых и живых и что детям Адама уготовано выйти из тьмы ее и воскреснуть в теле. И заметь, что наш Спаситель Иисус тоже, когда саддукеи спорили с Ним о воскресении мертвых, повторил это слово, говоря так: Бог не есть Бог мертвых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38).

Тахвиты

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сказал (ему): Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога.
Ст. 6 О. Герлах говорит, что слово отец, поставленное в единственном числе, относится к Аврааму, и Моисей называется сыном Авраама, напоминая таким образом великие и первые обетования, данные через отца верующих этой ветви рода Еверов. Господь наш Иисус Христос, приводя это место как обличение неверующих в жизнь вечную Саддукеев, прямо говорит, что это написано в книге Моисея (Мк. 12:26-27; Мф. 22:32).
Ст. 6 Моисей до сей минуты еще не получал откровения; когда он увидел горящий и несгораемый куст, то он не знал что это за явление (Исх. 3:3). Лишь тогда, когда он услышал глас из горящей купины, ему глаголющий, тогда он понял, что он в присутствии Бога, и закрыл руками лицо свое.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-9 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне

Внутреннюю сторону явления составляет определение Божие о наступлении времени освобождения евреев и введения их в землю обетованную. Основанием для него является, с одной стороны, непреложность данных Аврааму, Исааку и Иакову («Я Бог отца твоего», (Исх. 3:6), единственное «отца» вместо множественного «отцов», ср. (Исх. 15:2: 18:4)) обетований о наследовании их потомками земли Ханаанской: они, как живые (Мф. 22:32: Лк. 20:37; Мк. 12:26), ждут их исполнения, а с другой, молитвы о помощи самих евреев. «Бог увидел их страдание, услышал вопль, знает скорби», — все это усвоено Его чувствами и мыслью. Они заслуживают божественного снисхождения, а их злобные угнетатели должны подвергнуться суду (Быт. 15:14). Поэтому Бог идет избавить народ Свой, — принимает непосредственное участие в его освобождении.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

IV. Паримия на праздник Благовещения (Исх. 3:2–8). В сей паримии повествуется о явлении Господа в купине Моисею.

И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Отврати же Моисей лице свое, благоговеяше бо воззрети пред Бога

Аз есмь Бог отца твоего. Я тот самый Бог, Которому научил тебя поклоняться родной отец твой. – Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Для чего Господь называет Себя Богом этих патриархов? Для того, чтобы уверить Моисея, что Бог Авраама, Исаака и Иакова, столь близкий к ним, столько благоволивший к ним, близок и благоволит к их потомкам, что Он помнит (Исх. 2:24) Свои обетования, данные Аврааму, Исааку и Иакову, о наследовании их потомками земли Ханаанской и намерен исполнить эти обетования, что Он остается верным тому завету, который заключил с Авраамом и в его лице с его потомками, и готов в силу этого завета торжественно явить им особенное Свое покровительство, с тем чтобы и они чтили Его единого так же усердно, как чтили Его Авраам, Исаак и Иаков. Господь Иисус Христос слова Божии Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль, приводит в опровержение саддукейского неверия в воскресение мертвых, ибо, говорит Иисус Христос, несть Бог мертвых, но Бог живых (Мф. 22:32). Смысл слов Спасителя тот, что хотя помянутые патриархи давно померли, но по обетованию о воскресении, имеющему непременно в свое время исполниться, они живы (Златоуст). – Отврати же Моисей лице свое, благоговеяше бо воззрети пред Бога. Благоговение МоисеяПолужирный, соединенное с смиренным сознанием своего ничтожества пред Ним по бытию, своей нечистоты, греховности, выразилось в том, что он не мог прямо смотреть на то место, откуда слышался голос Господа. - Моисей отврати, с Еврейского «покрыл лице свое». Подобное сделал пророк Илия при явлении ему Бога в Хориве (3Цар. 19:13).

Толкование на паремии из книги Исход.

Олег Стеняев, протоиерей

И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога
 

Слова: «Я Бог отца твоего» нуждаются в особом объяснении. То, что над каждым верующим человеком есть, присутствует его Бог – само по себе не является тайной. Но здесь, прежде чем сказать об Аврааме, Исааке и Иакове, Бог называет Себя «Бог…» Амрама «…отца твоего», то есть отца Моисея (см.: Исх.6:18). Этим самым Господь как бы что-то объясняет.

На этот счет существует предание, что Бог обратился к Моисею голосом его родного отца Амрама. Это было сделано Богом для того, чтобы установление пророческого контакта сделать максимально безболезненным. В случае с первым пророческим призывом Самуила мы наблюдаем подобную ситуацию: всякий раз слыша голос Бога, отрок Самуил принимает его за голос своего наставника и поспешно бежит к нему, пока сам Илий не наставляет его по этому вопросу (см.: 1Цар.3:1–9).

Моисей, услышав из горящего куста голос отца, мог задать вопрос: «Ты ли это, отец мой», и получил резонный ответ: «Я Бог отца твоего» – в этом случае данное выражение более чем уместно.

Сказано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» (Ос.11:4). То есть Господь влечет нас к Себе, собеседует с нами в категории нашего понимания любви и дружественного расположения. На начальных этапах пророческого диалога подобное, возможно, совершенно необходимо.

Онкелос в своем Таргуме считает данное выражение обобщающим и не относит его к Амраму, отцу Моисея.

Сложная конструкция «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» с трехкратным произношением имени Бога указывает на троичность Создателя. С другой стороны, говоря о Боге Авраама, Боге Исаака и Боге Иакова, Пятикнижие подсказывает нам, что опыт богообщения каждого человека неповторим. В таком контексте слова «Я Бог отца твоего» могут означать: «и у твоего отца был свой опыт богообщения, и твой опыт будет иной, чем у него».

Возникает и следующий вопрос по 6-му стиху: почему «Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога»? Может быть, Моисей, совершивший убийство египтянина, не считал себя достаточно чистым, чтобы взирать на славу Господа в Его Божественном присутствие? Сказано же: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

Но проблема намного сложнее. Сказано: «Бога не видел никто никогда…» (Ин.1:18). И еще: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами» (Втор.4:15–17).

Таким образом, в Библии оспаривается сама возможность видеть Бога, но допускается возможность созерцать славу Его присутствия. Но здесь заключается и великая опасность, ведь человек может принять за Бога то, что не является Богом! И тогда, отожествив нечто тварное с Творцом, он впадет в грех идолопоклонства, назовет что-то, подумает о чем-то или о ком-то как о Боге!

Похоже, что подобный страх принять за Бога то, что не есть Бог, испытывают и небожители. Сказано: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:2–3). Вся суть споров вокруг Фаворского света связана с теми же опасениями, поэтому «Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога».

Беседы на Книгу Исход

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Ст. 4-6 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

Явившийся Господь, вызвав в Моисее особенное чувство благоговения даже к самому месту богоявления (Исх.3:4-5). открывает ему сам Себя, как Бога отцов его Авраама. Исаака и Иакова. напоминая тем о Своих прежних обетованиях и что приблизилось время исполнения их (Исх.3:6);

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Ст. 6  И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

     
Сими словами Господь внушает Моисею, что хотя патриархи отошли из временной жизни, но Господь пребывает с ними в вечности и помнит свои милостивые обетования, данные им об их потомстве, ныне страждущем, ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф.22:32; Мк.12:26,27; Лк.20:37).

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Ни строки в Новом Завете нет об иконопочитании.
 

Ответ:   О всем в слове Божием написано кратко (1Пет.5:12; Еф.3:3; Ин.21:25). Для нас довольно кратких указаний (Мк.11:11,17, Иез.41:17-20;25; Деян.5:15,22:17,24:11). По примеру Иисуса Христа мы делаем вывод из вышеуказанных мест о том, что святые иконы и почитание их в Новом Завете не отменены. Так Он саддукеям говорил: «заблуждаетесь, не зная писаний... Α о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я – Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова?» (Мф.22:29-32). Господь приводит слова, сказанные Богом «из среды куста» Моисею (Исх.3:6). Ни строки в книге Исход не написано о воскресении мертвых, а Иисус Христос указывает, что именно в приведенном Им тексте говорится о воскресении мертвых, т.е. нужно было саддукеям сделать вывод из слов: «Я Бог Авраама..», что «Бог не есть Бог мертвых, а живых». Где написано, спросим мы сектантов, вешать в домах (с искусством устроенные) таблицы с текстами Священного Писания?

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka