Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 40:2
в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания,
Святые отцы
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 1-2 И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания
Итак, Божественное откровение (относительно скинии) таково, – мы будем излагать таким образом отдельно и изъяснять насколько возможно сеновную букву. «И сказал, – говорится, – Господь к Моисею, говоря: в день один (первый) месяца первого в новомесячие поставишь скинию» (Исх. 40:1–2). Что побудило Господа всяческих, основательно спросит кто-либо из любознательных, дать повеление ставить скинию в один день, а не в два или три, и в новомесячие, и не всякого вообще месяца, но первого? Все это действительно требует от нас надлежащего и тщательного исследования, так как в Божественных Писаниях ничего не говорится всуе. Итак, – будем держаться наших прежних рассуждений об этом, – поставляемая скиния означает святое тело Христа и, так сказать, сооружение честного шатра Его, в котором благоволила поселиться вся полнота Божества телесно (Кол. 1:19, 2:9). Ставить ее повелевает «в день один», что весьма премудро и промыслительно, дабы под одним днем ты разумел настоящий век, в который, и один только, Он соделался человеком. А под новолунием нам следует разуметь не другое что, как обновляющее нас пришествие Спасителя, в которое «древнее прошло и настало все новое» (2Кор. 5:17). Новое открылось нам время во Христе, изгоняющее ветхость подзаконного служения, посредством евангельских наставлений преобразующее в новую и обновленную жизнь, а также обветшавших вследствие греха и близких к уничтожению (Евр. 8:13) обновляющее в изначальную праведность и разрушающее ветхость вкравшегося тления, обновлением нетления услаждающее восходящих чрез веру к жизни вечной, «ибо если кто во Христе, (тот) новая тварь», по написанному (2Кор. 5:17).
Повелевает воздвигать Божественную скинию «в месяце первом», когда, как бы смыв унылость зимы, воссиявает прелесть весеннего поворота (солнцестояния), а земля нежно согревается уже более светлыми и чистыми лучами солнца, цветут виноградники, услаждается благовонием цветов земледелец, покрываются зеленью долины, «колосьев вершинами все щетинятся нивы», по словам одного из эллинских поэтов, когда «прошла зима», по написанному, «ушел и дождь с нею», когда «обрезки (винограда) настало время» (Песн. 2:11–13). Но все это ты должен разуметь духовно, под исчезновением зимы и прекращением дождя – удручающие нас искушения диавольской тирании и жестоковластия над всеми. Это потому, что во дни Христа прекратилась власть демонов и нам воссияло светлое солнце, то есть Сам Тот, о Ком говорит Бог и Отец: «И воссияет вам Солнце Правды» (Мал. 4:2), охлажденных грехом согревая теплотою Духа к праведности. Также и виноград разумей умственный, и цветы духовные, и под колосьями также – (разумей) святых, отличающихся многообразным благочестием к Богу и порождающих плод многовидной добродетели. Наконец, надо сказать вкратце: весна все украшает цветами и заставляет землю произращать траву, венчает молодою растительностью луга, снова делает молодыми стволы, прежде сухие благодаря несносной суровости зимы, приводит их в лучший вид, покрывает их обычною зеленеющею листвою и щедро наделяет дарами природы трудящегося земледельца. Подобное нечто, как увидим, было и с нами. Некогда сухие, благодаря царствовавшему над нами греху, и лишенные плодов добродетели, мы расцвели праведностию чрез Христа и только что явившийся и новый плод веры уже приносим Земледельцу духов. Так именно мы справедливым находим понимать сказанное одним из святых пророков, как бы от лица Христа: «Сам я (тот же) говоривший: вот я, как время (года цветущее – весна) на горах» (Ис. 52:6–7), ибо что совершает на горах «время», то есть весенняя пора, об этом мы уже ясно сказали прежде.
Итак, благополезно повелевает «в один день» ставить скинию, представляющую собою прообраз Христа, дабы ты разумел о Нем, что Он однажды только умер в это единое настоящее время, ибо снова отнюдь уже не родится, но и не умрет, родившись раз и умерши и восстав из мертвых. Ведь за смертию необходимо было следовать воскресению, бывшему как бы сооружением святого шатра.
В новолуние же – потому, что новый у нас век во Христе и вся тварь в Нем нова.
И месяц берется первый, чем указывается на обновление человеческой природы от смерти и тления в жизнь и нетление, и от бесплодия переход уже к благоплодию, и освобождение от диавольской тирании, наподобие прекращения и исчезновения зимы.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
40:2 В день первый месяца перваго, в новомесячие поставиши скинию свидения
Вопрос 72. Почему Бог повелел Моисею поставить скинию «в новомесячие первого месяца»?
Потому что в сие же время создал и тварь. А о сем свидетельствует произрастание дерев. Сказано: «да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем в подобие по роду на земли» (Быт.1:11). А с началом весны луга покрываются цветами, начинают волноваться жатвы и дерева приносить плод. Посему-то в это время и израильтян освободил Бог от египетского рабства, и Святой Деве архангел Гавриил принес благовестив о чудном рождении; в сие же время и Владыка Христос претерпел спасительное страдание. Посему весьма справедливо Владыка всяческих Бог повелел поставить скинию в первый день первого месяца; во-первых, потому, что она была изображением целого мира, и, во-вторых, чтобы приготовить иудеев к празднику пасхи, который они по закону совершали первый в году. Тогда же и в первый раз надлежало им праздник сей праздновать в пустыне, потому что наступил уже второй год освобождения от рабства.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о святых иконах
Преткновение
Почитатели же икон подают соблазн немощным, потому что кадят перед иконами и возжигают свечи.
Исправление претыкающимся
Что кадим перед иконами и возжигаем свечи. Это ли вас соблазняет? Не читали ли в Писании о каждении и непрестанном горении огня в храме свидетельства перед ковчегом Господним?
О каждении. Исход, глава 30: Аарон будет курить (И҆ да кади́тъ над̾ ни́мъ а҆арѡнъ) благовонным курением (Исх.30:7). И еще, там же: когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить (да кади́тъ) им (Исх.30:8). И еще: Левит, глава 10: сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений (Лев.10:1). И еще: 2-я книга Паралипоменон, в главе 26, царь Озия хотел кадить (2Пар.26:16-18). И еще: Исход, глава 40: И сказал Господь Моисею, говоря: …поставь скинию собрания… и внеси светильник… и поставь золотой жертвенник для курения (кажде́нїѧ) пред ковчегом откровения (Исх.40:1-5). И о Захарии, ветхозаветном священнике, говорит Евангелие, что по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения... тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного (Лк.1:9-11).
Об освещении. Левит, глава 6: огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает (Лев.6:13). И еще: Левит, глава 24: И сказал Господь Моисею, говоря: … чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания (Лев.24:1-3). И еще: Исход, глава 26: И поставь стол вне завесы и светильник против стола (Исх.26:35). И в других многих местах написано о каждении и об освещении. К тому же вспомни и вышеприведенный ответ, что у нас каждение иногда означает честь святой иконе, восходящую на первообразное, иногда же означает благоухание молитвы, по-сказанному: Да возносится молитва моя, как фимиам (кади́ло) (Пс.140:2).
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.1-3.И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою;
Как сооружена была скиния свидения?
Скиния устроена была по особому божественному плану, который во всех подробностях показан был Богом Моисею на горе (Исх.25:40). Самое сооружение совершалось более полгода под главным надзором Веселиила (с евр. осененный от Бога), который был облагодатствован особыми дарами св. Духа (Исх.31:1-3). То свидетельство Писания, что Моисею показан был «образ скинии» на горе, по объяснении ап. Павла, означает, что скиния и во внешнем своем устройстве имела прообразовательный смысл, который и открыт был Богом Моисею на горе (см.Евр.8:4-6). Так, вся скиния была образом новозаветного домостроительства нашего спасения чрез Иисуса Христа; святилище прообразовало земное служение Христа во плоти и Церковь Его на земле, где верующие получают освящение (Евр.9:11-12 и. д.); а святое святых прообразовало «небо», куда вошел Иисус Христое по воскресении, и Церковь торжествующую на небесах, т. е. царство славы со Христом (Евр.9:24 и Евр.10:19).
Что значит самое название «скинии свидения»?
«Скиния» значит: палатка, шатер (гр. σκηνὴ – осенение); это название указывает на устройство скинии, как походной палатки. А скиниею «свидения» или свидетельства (τοῦ μαρτυτίου) она называется потому, что была внешним свидетельством духовного пребывания Бога среди Своего народа и местом откровений Божиих, и свидетелством для народа Еврейского о его богослужебно-религиозных, священных обязанностях к Богу. Еврейское название: огел моед переводят «скиния собрания», т. е. место священо-церковных собраний для богослужения.
Общий вид, или план скинии.
Здание собственно скинии без двора представляло крытый продолговатый четыреугольник, имеющий в длину, от востока к западу. 30 локтей (т. е. 19 арш. 11 вершк.), а в ширину 10 локтей (6 арш. 9 верш.). Эту палатку, «скинию свидения», окружал открытый двор, изображавший тоже прямоугольник в 100 локтей (65 ар. 10 вер.) длины, от востока к западу, и 50 локтей (32 ар. 13 вер.) ширины, от юга к скверу (Исх.27:9-13). Самая скиния разделена была внутреннею завесою на два отделения: первое, восточное, имело 20 локтей (13 ар. 2 вер.) длины и называлось «святое», или святилище, а второе меньшее, западное, имело 10 локтей длины. 10 ширины и 10 высоты и называлось «святое святых» (см. Исх.26:15-34; Евр.9:2-3).
Описание двора.
Двор был сверху открыт, но окружен оградою, т. е. столбами, которые были обвешаны завесами из виссона, высотою в 5 локтей. Для входа в него оставалось с востока свободным пространство в 20 локтей, закрываемое завесою на четырсх столбах (см. Исх.27:9-18). Прямо против этих ворот, внутри, возвышался алтарь, или жертвенник всесожжения; он представлял четвероугольный, в 5 локтей длины и ширины и 3 локтя высоты, пустой ящик без крышки; при поставлении для священно-действия на нем он наполнялся землею и камнями, и это содержимое ящика собственно составляло алтарь (altare возвышение), на котором сожигались жертвы: бока жертвенного ящика, сделанные из дерева ситтим (акации), обложены были медью, а по углам его возвышалось четыре рогообразных выступа (Исх.27:1-8). Между алтарем и скиниею, пред первою завесою святилища, стояла умывальница, устроенная из медных женских зеркал. Из ней священнослужащие должны были омывать руки и ноги пред входом в святилище и пред жертвоприношением (Исх.30:18-21).
Какое значение и назначение вообще скинии и в частности ее двора и его принадлежностей?
Скиния была жилищем Иеговы, как Бога и Царя Израилева, и местом собрания для народа, для общения с своим Богом (Исх.25:8 и Исх.29:42-43,45) Скиния – символ царства Божия. Такому значению соответствует общий план скинии, деление ее на святилище и двор: святилище, или самое здание скинии было домом Божиим, чертогом Царя, а двор представлял собою область царства Бога – Царя, где Его поданные приближаются к Нему с дарами и жертвами. Двор специально назначался для совершения общественных богослужений состоящих попреимуществу в жертвоприношениях чрез сожжение жертвенного материала, и для возношения молитв всеми Израильтянами. Жертвенник, существенная принадлежность двора, представляет собою возвышенное (altare) место, на которое Бог нисходит Своею милостью и чрез которое в своих жертвах народ возвышается, устремляется к Богу. Возвышенные роги алтаря были символами полноты жизни и силы; чрез них открывались для народа божественные средства спасения и жизни. Умывальница с водою представляла священнослужащим средство очищения, чтобы они внутренно чистыми и неоскверненными приближались к Богу для ходатайства за грешный народ и чтобы в противном случае не умереть им (см. Исх.30:19-21). Медные зеркала, из которых сделала была умывальница, служили священникам вспомогательным средсвом при облачении их для богослужения.
Святилище. Восточная часть здания скинии, называемая святилище, или святое, имела следующие принадлежности:
а) на южной стороне светильник, весь из чистого золота, устроенный на подобие древесного прямого стебля, по сторонам которого выходили по три ветви с чашками, наподобие миндального ореха, с яблоком и цветами (Исх.25:13-40); в семи лампадах его горел постоянно ночью чистый елей (Исх.27:20-21):
б) на северной стороне продолговатый стол, или тратезу, из акации, обшитый золотом; на нем, по числу колен Израилевых, полагались 12 хлебов предложения, которые переменялись каждую субботу, а также стояли блюда, фимиамники, чаши и кружки: все из чистого золота (Исх.25:23-30);
в) прямо против второй завесы алтарь кадильный. сделанный из акации и обитый золотом (в 1 лок. длины и ширины и в 2 лок. высоты); он имел роги на четырех углах. На нем воскурялся фимиам (Исх.30:1-8,34-38).
Какое назначение и таинственное значение имело святилище с его принадлежностями?
Святилище имело назначение для совершения служб Богу от особо освященных лиц ветхозаветной Церкви, жрецов, или священников (Евр.9:6), которые обязаны были возлагать цред лицем Господа хлебы, зажигать светильник и кадить. Таинственное значение святилища такое: оно было образом христианского храма, куда все верующие, как «иереи Богу» (Апок.1:6), входят для участия в «трапезе Господней» (1Кор.10:21), для возношения молитв, – этого фимиама Богу (Апок.5:8 и Апок.8:3), и для просвещения светом Христовым, чтобы и самим быть светом миру (Ин.1:9 и Апок.21:23).
Святое святых.
Внутреняя завеса, или вторая, с вытканными на ней херувимами, отделяла от святилища внутреннюю, таинственную и священнейшую часть скинии, святое святых (Исх.26:31-34). Здесь по средине стоял ковчег завета, или кивот свидения, род ящика, длиною в 2½ локтя (1 арш. 10¼ верш.), а шириною и высотою в 1½ локт. (15¾ верш.), сделанный из акации и обитый внутри и снаружи золотом. Сверху он покрывался золотою крышкою, называвшеюся очистилтцем – ίλαστήριον, евр. каппорет (Исх.25:10-24). К крышке прикреплены были два золотых изображения херувимов с распростертыми крыльями над каппорет. В кивоте хранились каменные скрижали, на которых начертаны были десять заповедей; посему он и назывался кивотом завета свиденя (свидетельства и откровения). Здесь же хранились сосуд, или стамна с манною и жезл Ааронов процветший (Евр.9:4). Кроме того впоследствии Моисеем поставлен был рядом с ковчегом особый ящик со свитком закона (см. Втор.31:26).
Какое назначение и таинственное значение имело святое святых с его принадлежностями?
Святое святых было особенным неприступным жилищем Иеговы, где Всевышний, восседая «на херувимах» (Пс.79:2), имел подножием ног Своих святый кивот. Здесь Бог являлся в облаке и сообщал Свои откровения первосвященнику и подавал прообразовательно очищение людям. Святое святых было неприступным для людей местом, куда только один первосвященник однажды в год, в день очищения, входил с жертвенною кровию для очищения людских грехов (Лев.16:14-16 ср. Евр.9:1).
Святое святых было образом неба, куда Иисус Христос, как Первосвященник «во век», вошел «с Своею кровию» и приобрел вечное искупление и очищение грехов всех людей (
Евр.9:11-12,24). Скрижали закона суть изображение внутреннего закона сердца человеческого и «глаголов веры» (Втор.30:11-14 ср. Рим.10:8). Манна прообразовала тело и кровь Христа в евхаристии (Ин.6:48-71 и 1Кор.10:3). Жезл Ааронов процветший прообразовал, древо креста, чрез который неплодящая прежде церковь оживотворилась к вечной жизни и спасению. В нынешнем святом святых, в алтаре христианских храмов, вместо кивота имеется престол, вмето скрижалей – Евангелие, вместо жезла Ааронова – крест и вместо етамны с манною – чаша с дарами евхаристии.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
И сказал Господь Моисею, говоря:
В первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания.
Ст. 1–2 Через год после исхода, но не в пятнадцатый, а в первый день месяца Низана или Авива, поставлена скиния, дабы она ко дню Пасхи была готова.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
2. в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания.
То есть в первый день первого весеннего месяца авива, по-нашему 1-го марта. Это время для поставления и освящения скинии назначено было потому, что нужно было приготовить Иудеев к наступавшему празднику пасхи, который отправляем был 15-го марта, и который приходилось теперь в первый раз праздновать в пустыне. Блаженный Феодорит Кирский в весеннем времени поставления скинии находит соответствие со временем создания мира и со временем совершения новозаветной Пасхи – смертью Иисуса Христа.
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
Само здание скинии, подобно двору ее, имело вид четвероугольника, только занимало гораздо меньшее пространство. По обеим продольным сторонам скинии, на протяжении 19-ти аршин 11-ти вершков, утверждено было так же, как и на дворе скинии, по 20-ти столбов или брусьев, только в два раза выше (13 аршин и 2 вершка), и в целый почти аршин толщиной (15 вершков). В поперечном же протяжении, на западной стороне скинии, поставлено было 6 плотно прилегавших друг к другу столбов с двумя угловыми столбами.
Оба угловые столбы скинии состояли из двух плоских брусьев, обращенных один к другому под прямым углом. Соединялись сии брусья сплошными шипами снизу до верху, плотно входя один в другой; так что представляли из себя одну нераздельную массу, или один столб скинии. Своими взаимными перпендикулярными загибами сии столбы во-первых соединяли и плотно скрепляли южную и северную страны скинии с западной (задней) стороной ее; а во-вторых загораживали те пустые промежутки – в пол локтя шириной, которые оставались на задней (западной) стороне скинии от шести столбов (в полтора аршина шириной), утвержденных на сей стороне; так чтобы поперечная ширина скинии ровно выходила в десять локтей. Выражение писания об угловых столбах, что они должны быть соединены к одному кольцу (Исх.26:23-24), означает то, что они не должны были делать выступов или неровностей на углах, а должны были в связи с соседними столбами скинии представлять ровные плоскости; так чтобы шесты скинии свободно могли проходить в кольца, опоясывавшие скинию пятью продольными и ровными рядами – по южной, западной и северной сторонам ее.Столбы скинии отделаны были несравненно богаче и изящнее в сравнении с дворовыми столбами. Во-вторых, сами они были из дорогого дерева ситтим (род аравийской акации); затем под каждый из них поставлено было по паре (а не по одному) серебряных (а не медных) подножий или пьедесталов, в которых они укреплялись своими шипами. Кроме сего они сплошь были обложены золотом (а не серебром); вбиты были в них золотые (а не серебряные) кольца для вкладывания соединенных поперечных шестов, и шесты сии (пять на каждой стороне) были тоже из дерева ситтим и тоже обложены золотом.
Вход в скинию так же, как и во двор, был с востока. Вместо дверей повешена была точно такая же по убранству занавесь, как при входе во двор, с тем только различием, что была повешена на 5-ти (а не на 4-х) драгоценных столбах, и уже с золотыми крючками, – хотя и с медными подножиями, для единообразия и наружного соответствия со столбами двора.
Вся скинии одета была четырьмя покрывалами. Для ясного понимания тех мест Писания, где говорится о сих покрывалах (см. Исх.26:1-14,36:8-19)
Здание скинии разделялось на два неровных отделения, из коих переднее, называвшееся Святилищем, было вдвое длиннее (13 аршин и 2 вершка), чем другое внутреннее, которое представляло собой совершенно правильное кубическое пространство (в 6 аршин и 9 вершков в широту, в высоту и в долготу), и называлось Святое-Святых.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-2 И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания
Как видно из 17 ст. настоящей главы, поставление скинии пало на первый день первого месяца второго года по выходе евреев из Египта.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XII. Паримия на праздник Введения (Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35). В этой паримии повествуется о поставлении и освящении скинии свидения.
в день первый месяца первого поставиши скинию свидения
См. Толкование на Исх. 40:1