Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 40:24
И поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии,
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Георгий Константинович Властов (†1899)
И поставил стол в скинии собрания, на северной стороне скинии, вне завесы.
И разложил на нем ряд хлебо пред Господом, как повелел Господь Моисею.
И поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии.
И поставил лампады, (его) пред Господом, как повелел Господь Моисею.
И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою.
И воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею.
И повесил завесу при входе в скинию,
Ст. 22–28 Мы напоминаем то, что было говорено нами в соответствующих местах и в вступлении в Исх. 25 именно: жертвенник курений стоял прямо против входа, перед завесой, отделявшей Святая Святых от святилища стол предложений стоял от входа на правой стороне, светильник с семью лампадами – на левой.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
В левой (южной) стороне святилища был утвержден седмисвещный светильник. Он был вычеканен из сплошной золотой массы. Формой своей он походил на дерево, у которого из срединного и основного ствола выходили по три ветви с той и другой стороны. Под каждыми двумя противоположными и соответственными ветвями красовалось по золотому яблоку, из которого они казались выходящими. В своих продолжениях сии ветви имели по три чашечки наподобие тех, которые бывают на цветке распустившегося миндаля. Срединная же ветвь имела четыре таковых чашечки. По длине ветвей между чашечками сделаны были также золотые яблоки и цветы. В верхних чашечках светильника сделаны были углубления, в которые вставлялись семь золотых лампад. В лампадах горел чистый елей, выбитый из маслин, который возжигаем и возобновляем был священниками каждые вечер и утро, так что светильник горел непрерывно. Для поправления и снимания светилен сделаны были золотые щипцы, а под них золотые же лотки. Устройство светильника с его принадлежностями стоило таланта чистого золота, т. е. свыше 20000 руб. сер. Всего же золота, употребленного на все принадлежности святилища, было около 94110 руб., а серебра около 7544375 руб. на наши деньги (дореволюционных рублей, на год издания книги – 1896 г. – прим. электрон. ред.). Соответственное количество употреблено и меди. Такие богатства собраны были со всех 12-ти колен Израилевых; а они запаслись ими при выходе из Египта, выпросив у Египтян золотые и серебряные сосуды. По указанию Вульгаты, светильник своими семью лампадами распростирался не поперек святилища, а вдоль его; так что передней стороной своей он обращен был к трапезе, дабы свет его лампад во всю ширь свою устремлялся прямо на сию трапезу с хлебами предложения (Исх.25:30). Такое положение светильнику, по мнению толковников, дано было с той мыслью, что на трапезе предлагался как бы некий священный пир Богу (из хлебов предложения); но никто не пирует во тьме, напротив обилие света всегда есть символ и принадлежность торжества.
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
Светильник, трапеза и алтарь кадильный (Исх.30:1-10,40:5,26,27) были также прообразами Христа Спасителя, который сам себя называет светом мира (Ин.8:12) и хлебом животным, сшедшим с небесе (Ин.6:58). Он же есть и Ходатай Бога и человеков, возносящий молитвы их, как благовоние кадильное, к Отцу Небесному (1Тим.2:5; Ин.14:13; Откр.8:3).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 21-34 и внес ковчег в скинию, и повесил завесу, и закрыл ковчег откровения, как повелел Господь Моисею. И поставил стол в скинии собрания, на северной стороне скинии, вне завесы, и разложил на нем ряд хлебов пред Господом, как повелел Господь Моисею. И поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии, и поставил лампады пред Господом, как повелел Господь Моисею. И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею. И повесил завесу при входе в скинию; и жертвенник всесожжения поставил у входа в скинию собрания и принес на нем всесожжения и приношение хлебное, как повелел Господь Моисею. И поставил умывальник между скиниею собрания и жертвенником и налил в него воды для омовения, и омывали из него Моисей и Аарон и сыны его руки свои и ноги свои: когда они входили в скинию собрания и подходили к жертвеннику, тогда омывались, как повелел Господь Моисею. И поставил двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию
Облако было символом присутствия Господа (14:19–20; 24:15–17; 33:9). Осенявшее прежде палатку, вынесенную Моисеем после тельцеслужения за пределы стана (33:9), оно покрыло теперь скинию собрания, что служило указанием на благоволение Божие.