Скрыть
И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1 И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?

Ст. 3 Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него

Ст. 6 Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег

Ст. 9-10 если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше. И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен

Ст. 12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить

Моисей же, поелику знал жестокосердие сынов народа своего, просил себе знамений, которыми бы мог их уверить. Не послушают гласа моего, но рекут: не явися тебе Господь. И Бог просящему знамений Моисею сказал: чтобы поверили они тебе, что Я тебя послал, проверзи жезл твой на землю. И поверже Моисей, и бысть змий: и отбеже Моисей. Сим знамением, какое дал ему Бог для убеждения народа, убеждает и самого Моисея: как боишься ты фараона, так убоялся теперь змия; но сила твоя превозможет силу фараонову казнями, как превозмог себя и взял змия, обратившегося в жезл, ты, который убоялся жезла, обратившегося в змия. И еще говорит ему Бог: вложи руку твою в недро твое. Моисей вложил, и бысть рука его прокажена, и снова вложил, и сделалась она чистою. Бог повелевает уверить народ сперва знамением змия, а потом знамением руки, покрывшейся проказою и очистившейся. Фараон и воинство его не тверже змия, и для Меня не трудно, подобно руке твоей изменить их во что хочу. Аще же не уверуют тебе Египтяне двема знамениями сими, которые совершишь пред ними и пред сынами народа твоего, пролей речную воду на сушу, и будет кровь. Когда Бог дал Моисею знамения, которых он просил; тогда он просит Господа разрешить связанный язык его, и говорит: не доброречив есмь муж, ниже, отнележе начал еси глаголати мне, разрешилось мое косноязычие. Господь говорит ему; то самое, чем ты умален, соделает тебя великим. Ибо у тебя, как у безмолвного Бога, будет вещий пророк. И Я буду при устах твоих, не для того, чтобы разрешить язык твой и ясною соделать речь твою; но чтобы за тем, что скажешь косноязычно, последовали великие дела.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-5 И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова

О трех знамениях, бывших чрез Моисея

Затем, когда Бог говорил, что ему, вместе с старейшинами сынов Израилевых, надлежит идти к исступленному фараону и объяснить последнему, что Бог призывает израильтян к принесению Ему жертвы в пустыне, и к тому добавил, что должно будет взять добычу от египтян, причем женщина пусть возьмет каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд (ст. 22): тогда отвечал, сказано, Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. [Господь] сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 4:1-5). Моисей боялся, как бы не показаться пред сынами Израилевыми лжецом и пустословом, если он скажет, что ему явился Бог всяческих и повелел взять добычу от египтян и силою выйти из Египта. Посему повелевал и чудотворить и совершать дела, превышающие естество человеческое, причем Бог превращает жезл в змия, дабы уверовали чрез это, что Моисей не был изменник, но истинный носитель повелений, полученных свыше и от Бога. Ибо истинное знамение, которому мы все веруем, есть снисшествие Слова на землю в подобном нашему виде, которое знаменуется чрез падение жезла на землю. А как это и каким образом, я опять попытаюсь сказать, на сколько могу.

Жезлу Богодухновенное Писание уподобляет рожденное от Бога Слово, по той причине, что все Им утверждается: Словом Господним, сказано, небеса утвердишася (Пс. 32:6). И: утверждает праведныя Господь (Пс. 36:17). И мы приведены в подчинение Отцу чрез Сына: на это Он сам, сый Истина, указует, говоря: и проведувас под жезлом Моим (Иез. 20:37). В ином смысле жезл есть и знамение царства: царствует же чрез Сына Бог всяческих и Отец. Его может означать жезл Ааронов, прозябший во Святом Святых. Его же означает жезл из корене Иессеова (Ис. 11:1) и жезл, всех нас утешающий духовно и, кроме утверждения, поддерживающий право верующих согласно тому, что в псалмах воспевается в отношении к Богу всяческих и Отцу: жезл Твой и палица, та мя утешиста (Пс. 22:4). Итак, под жезлом разумеется Сын. Но доколе Он находился как бы в руке Отца и на высоте Божества, еще не соделавшись подобен нам, мы несчастные проводили жизнь в мире как безбожные: мы находились в заблуждении, служа твари и будучи подчинены, насилию нечистых духов. Когда же Он, — будем говорить более плотским языком для пользы умозрения, — как бы оставив высоту славы своей и, так сказать, Руку Отца, спустился с неба на землю, тогда соделался подобен нам и сообразен живущим на земле, которые исполнены лукавства. Ибо лукавыми назвал их Сын, так говоря: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:11). Мы даже утверждаем, что Он как бы превратился в змия, по той причине, что соделался подобен нам и явился в одинаковом с нами виде. Человек лукав, если сравнивать с благостностью Божиею. Итак, жезл перешел в змия потому что Единородный соделался человеком и со беззаконными вменися (Ис. 53:12) и вместе с нами наименован был лукавым, хотя по естеству и есть благий, даже более того, — есть самоблагость. Но что соделавшегося подобным нам Единородного мы приняли, а иудеи не возлюбили (они как бы убежали от Него), это может быть ясно из Священных Писаний. Ибо побежал, сказано, Моисей от него (Исх. 4:3). Подумав, что Он лукавый, они побоялись веровать в Него, более того, даже убили Его и распяли вместе с злыми людьми. Впрочем, что по времени они уловлены будут от Христа и познают, что Он отнюдь не лукав, а напротив, есть утверждение и духовная крепость верующих, о том мы можем узнать из бывшего с Моисеем. Отбегающего Моисея Бог возвращает. Когда же он ухватился за змия, то последний стал опять жезлом в руке его. Таким образом, для не ведущих Его (Христа) Он кажется лукавым, по причине уподобления нам; а если кто ухватится за Него верою, то находит Его жезлом и утверждением. Так достопримечательно Божественное знамение над жезлом и способно убеждать израильтян, или же и всех живущих на земле в том, что Бог призирает на них. Поелику же для тех, которые очень недуговали непослушанием и утратили надежду на то, чтобы можно было избавиться от тяжкого зла, им угрожавшего, нужно было как можно больше чудес, то таковые с трудом призываемы были к послушанию.

Георгий Константинович Властов (†1899)

И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне, и не послушают голоса моего, и скажут: не явился тебе Господь? (что сказать им?)
Ст. 1 Главою этою начинается ряд чудес, которых целию – избавление Израиля. Первые чудеса должны были укрепить веру самого Моисея. Но замечательно, с каким смирением и добросовестностию он записывает свои колебания, свои сомнения. С одной стороны, он обдумывает все могущие встретиться на пути его деятельности препоны, и потому предлагает вопросы Господу; но с другой, его колебание доходит даже до непослушания (Исх. 4:10, 13), так что он подвергается гневу Божию. Никто из последующих потомков Израиля, благоговевших пред великою памятью Моисея (сравни приписку во Второзаконии, сделанную, вероятно, в конце книги вслед за смертию Моисея Иисусом Навином, Втор. 34:10-12), не решился бы приписать ему эти колебания, только сам Моисей мог записать их. Но личность этого смиренномудрого мужа еще более выигрывает, когда он дает нам проникнуть в тайны души его и видеть человеческую слабость его, сделавшуюся силой и силой громадной, только вследствие силы Божией, которая и есть единственная сила в мире нравственном, как в мире физическом.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь

Новым, третьим по счету, основанием для отказа со стороны Моисея является соображение, что израильтяне не признают его за божественного посланника, а примут за простого самозванца: «скажут: не явился тебе Господь».

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible