Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 4:3
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Кесарий Арелатский, свт. (†542)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Олег Стеняев, протоиерей
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1 И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?
Ст. 3 Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него
Ст. 6 Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег
Ст. 9-10 если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше. И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен
Ст. 12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить
Моисей же, поелику знал жестокосердие сынов народа своего, просил себе знамений, которыми бы мог их уверить. Не послушают гласа моего, но рекут: не явися тебе Господь. И Бог просящему знамений Моисею сказал: чтобы поверили они тебе, что Я тебя послал, проверзи жезл твой на землю. И поверже Моисей, и бысть змий: и отбеже Моисей. Сим знамением, какое дал ему Бог для убеждения народа, убеждает и самого Моисея: как боишься ты фараона, так убоялся теперь змия; но сила твоя превозможет силу фараонову казнями, как превозмог себя и взял змия, обратившегося в жезл, ты, который убоялся жезла, обратившегося в змия. И еще говорит ему Бог: вложи руку твою в недро твое. Моисей вложил, и бысть рука его прокажена, и снова вложил, и сделалась она чистою. Бог повелевает уверить народ сперва знамением змия, а потом знамением руки, покрывшейся проказою и очистившейся. Фараон и воинство его не тверже змия, и для Меня не трудно, подобно руке твоей изменить их во что хочу. Аще же не уверуют тебе Египтяне двема знамениями сими, которые совершишь пред ними и пред сынами народа твоего, пролей речную воду на сушу, и будет кровь. Когда Бог дал Моисею знамения, которых он просил; тогда он просит Господа разрешить связанный язык его, и говорит: не доброречив есмь муж, ниже, отнележе начал еси глаголати мне, разрешилось мое косноязычие. Господь говорит ему; то самое, чем ты умален, соделает тебя великим. Ибо у тебя, как у безмолвного Бога, будет вещий пророк. И Я буду при устах твоих, не для того, чтобы разрешить язык твой и ясною соделать речь твою; но чтобы за тем, что скажешь косноязычно, последовали великие дела.
Нил Синайский, прп. (†430)
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него
Всемогущий Бог и засохший, остроганный Моисеев жезл чудесно превратил в одушевленное пресмыкающееся живое существо; страшен был змей, и, пораженный чудом, Моисей бежит от него (Исх. 4:3). А еще Он сделал так, что сухой, долгое время бывший в употреблении, жезл Ааронов, без корня, без дождей, без благорастворения воздуха, по единой воле Его, в одну ночь произрастил прекрасные листья и самый красивый плод, потому что все возможно Вседержителю и всесильному Богу. Он в надлежащее время во мгновение ока воскресит и человеческие тела цветущими красотою и настолько лучезарными, что Божественною светлостью они превзойдут сияние неодушевленного солнца. И в сем да убедит тебя Моисей, искренний служитель Всесовершенного, сошедший с горы Синай светоносным, с плотью, прославленною сиянием, чтобы видом своим показать ту будущую благодать, какая подается людям свыше.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него
Давайте попытаемся с Божией помощью объяснить, что это означает. Жезл означает царство, змей - смертность. Ибо через змея к человеку пришла смерть. Господь соизволил принять смерть. Жезл, бросаемый на землю, имел вид змея, так как Царство Божие, Иисус Христос, пришло на землю. Он принял смертность, которую и распял на кресте. Ваше святейшество знает, что, когда этот народ, упрямый и гордый, начал роптать на Бога в пустыне, его начали жалить змеи и люди стали умирать от этих укусов. По милосердию Бог дал лекарство, которое хотя приносило тогда исцеление, но также и предсказывало будущую мудрость.
Проповеди на Книгу Бытия
Великое таинство - быть исцеленным от змеи! Что это - глядя на змею, быть исцеленным от змеи? Веря в смерть, спастись от смерти. И однако, Моисей испугался и убежал. Что значит, что Моисей убежал от этой змеи? Что иное, как не то, что произошло в Евангелии, как мы знаем, братья? Христос умер, и ученики испугались и отошли от той надежды, которая была у них.
Толкования на Псалмы
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 1-5 И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова
О трех знамениях, бывших чрез Моисея
Затем, когда Бог говорил, что ему, вместе с старейшинами сынов Израилевых, надлежит идти к исступленному фараону и объяснить последнему, что Бог призывает израильтян к принесению Ему жертвы в пустыне, и к тому добавил, что должно будет взять добычу от египтян, причем женщина пусть возьмет каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд (ст. 22): тогда отвечал, сказано, Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. [Господь] сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 4:1-5). Моисей боялся, как бы не показаться пред сынами Израилевыми лжецом и пустословом, если он скажет, что ему явился Бог всяческих и повелел взять добычу от египтян и силою выйти из Египта. Посему повелевал и чудотворить и совершать дела, превышающие естество человеческое, причем Бог превращает жезл в змия, дабы уверовали чрез это, что Моисей не был изменник, но истинный носитель повелений, полученных свыше и от Бога. Ибо истинное знамение, которому мы все веруем, есть снисшествие Слова на землю в подобном нашему виде, которое знаменуется чрез падение жезла на землю. А как это и каким образом, я опять попытаюсь сказать, на сколько могу.
Жезлу Богодухновенное Писание уподобляет рожденное от Бога Слово, по той причине, что все Им утверждается: Словом Господним, сказано, небеса утвердишася (Пс. 32:6). И: утверждает праведныя Господь (Пс. 36:17). И мы приведены в подчинение Отцу чрез Сына: на это Он сам, сый Истина, указует, говоря: и проведувас под жезлом Моим (Иез. 20:37). В ином смысле жезл есть и знамение царства: царствует же чрез Сына Бог всяческих и Отец. Его может означать жезл Ааронов, прозябший во Святом Святых. Его же означает жезл из корене Иессеова (Ис. 11:1) и жезл, всех нас утешающий духовно и, кроме утверждения, поддерживающий право верующих согласно тому, что в псалмах воспевается в отношении к Богу всяческих и Отцу: жезл Твой и палица, та мя утешиста (Пс. 22:4). Итак, под жезлом разумеется Сын. Но доколе Он находился как бы в руке Отца и на высоте Божества, еще не соделавшись подобен нам, мы несчастные проводили жизнь в мире как безбожные: мы находились в заблуждении, служа твари и будучи подчинены, насилию нечистых духов. Когда же Он, — будем говорить более плотским языком для пользы умозрения, — как бы оставив высоту славы своей и, так сказать, Руку Отца, спустился с неба на землю, тогда соделался подобен нам и сообразен живущим на земле, которые исполнены лукавства. Ибо лукавыми назвал их Сын, так говоря: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:11). Мы даже утверждаем, что Он как бы превратился в змия, по той причине, что соделался подобен нам и явился в одинаковом с нами виде. Человек лукав, если сравнивать с благостностью Божиею. Итак, жезл перешел в змия потому что Единородный соделался человеком и со беззаконными вменися (Ис. 53:12) и вместе с нами наименован был лукавым, хотя по естеству и есть благий, даже более того, — есть самоблагость. Но что соделавшегося подобным нам Единородного мы приняли, а иудеи не возлюбили (они как бы убежали от Него), это может быть ясно из Священных Писаний. Ибо побежал, сказано, Моисей от него (Исх. 4:3). Подумав, что Он лукавый, они побоялись веровать в Него, более того, даже убили Его и распяли вместе с злыми людьми. Впрочем, что по времени они уловлены будут от Христа и познают, что Он отнюдь не лукав, а напротив, есть утверждение и духовная крепость верующих, о том мы можем узнать из бывшего с Моисеем. Отбегающего Моисея Бог возвращает. Когда же он ухватился за змия, то последний стал опять жезлом в руке его. Таким образом, для не ведущих Его (Христа) Он кажется лукавым, по причине уподобления нам; а если кто ухватится за Него верою, то находит Его жезлом и утверждением. Так достопримечательно Божественное знамение над жезлом и способно убеждать израильтян, или же и всех живущих на земле в том, что Бог призирает на них. Поелику же для тех, которые очень недуговали непослушанием и утратили надежду на то, чтобы можно было избавиться от тяжкого зла, им угрожавшего, нужно было как можно больше чудес, то таковые с трудом призываемы были к послушанию.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 9. Почему первым знамением дал Бог превращение жезла в змия?
Пoелику фараон, имея разумную природу, поступил с евреями жестоко и боговидное в себе обратил в зверское, то Бог повелел превратить в змия тот жезл, которым его наказывал, в обличение его зверства и в изображение его зложелательства. Ибо к проклятию змия Бог присовокупил и сие: и вражду положу между тобою и между женою, и т.д. (Быт.3:15).
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него
Этот жезл, дражайшие братья, прообразовательно указывал на таинство креста, ибо как Египет был десять раз поражен жезлом, так и через крест весь мир был смирен и побежден. И как фараон и его народ был сокрушен таинственным жезлом, чтобы они отпустили народ иудейский для служения Богу, так и дьявол, и ангелы его через крестное таинство были подавлены и сокрушены, чтобы не смогли отвлечь народ христианский от служения Богу.
Проповеди
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него
Как не узнать здесь Владыку всякой твари, по слову Коего явился этот мир? Палка по Его всемогущему слову превращается в змия и змий – опять в палку. Не змия только, но и человека так же легко Он может превратить в палку или в столб. Так жена Лотова превращена Им в соляной столп.
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 2-3 И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. [Господь] сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него
Очень часто бывает так, что когда мы ищем какую-то помощь – а Моисей нуждался в чем-то очень важном, что должно было убедить еврейский народ в его правоте! – она, как правило, находится совсем рядом с нами. Вспомните Агарь, мать Измаила, когда она тщетно искала воду для умирающего сына и не могла найти, пока Ангел не сказал: «Да вот же колодец!» Тогда только она поняла, что все это время она бегала вокруг этого самого колодца и не замечала его.
То есть, если мы ищем какой-то помощи от Бога, мы должны посмотреть на то, что мы уже имеем! Ведь по преданию этот жезл, который Моисей носил при себе не один десяток лет, своим происхождением восходит к очень древним временам!
«[Господь] сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него». Надо сказать, что змей на тиаре египетского фараона – это так называемый «урей», кобра, распустившая свой капюшон, и это символ власти. И поэтому фараон, когда он властвует, находится при государственных делах, когда он совершает какие-то торжественные действия, он обязательно надевает свою тиару, на которой красуется этот самый урей.
И Моисей, убегающий от своей собственной палки, которая превратилась в змия – это Моисей, который испугался фараона, царя Египта. Но в глазах Бога: что фараон со всей своей армией, что палка в руках Моисея – между ними нет принципиальной разницы.
Но есть и духовный смысл в том, что происходит:
«Давайте попытаемся с Божией помощью объяснить, что это означает. Жезл означает царство, змей – смертность. Ибо через змея к человеку пришла смерть. Господь соизволил принять смерть. Жезл, бросаемый на землю, имел вид змея, так как царство Божие, Иисус Христос, пришло на землю. Он принял смертность, которую и распял на кресте. Ваше святейшество знает, что, когда этот народ, упрямый и гордый, начал роптать на Бога в пустыне, его начали жалить змеи и люди стали умирать от этих укусов. По милосердию Бог дал лекарство, которое хотя приносило тогда исцеление, но также и предсказывало будущую мудрость».
Действительно, в истории Израиля произойдет такой случай: когда евреи будут в течение длительного времени путешествовать по пустыне, Господь нашлет на них множество змей. Змеи будут жалить людей, и те станут во множестве погибать. И тогда Бог повелит Моисею сделать медный столб с изображением змея. И всякий, уже ужаленный змеей, кто смотрел на этот столб, получал исцеление.
То есть в понимании Блаженного Августина жезл – это царство. Но царство, брошенное на землю – это свидетельство того, что Христос оставляет Свой Небесный Престол и спускается на эту землю. Змей – это символ смерти, и Христос принимает эту смерть. «Он принял, – пишет Августин, – эту смертность, которую и распял на кресте». То есть Он принял смертность и умертвил ее. Как мы поем в православном песнопении: «смертию смерть поправ». И Августин говорит: людям тогда не был до конца понятен этот прообраз.
Но для Моисея в данной ситуации – это поиск какого-то свидетельства, которое он предоставит еврейскому народу, который поверит, что он действительно пришел от Бога.
Так же блаженный Августин пишет в другой своей работе следующее:
«Великое таинство быть исцеленным от змеи! Что это, глядя на змею, быть исцеленным от змеи? Веря в смерть, спастись от смерти? И однако Моисей испугался и убежал, что значит, что Моисей убежал от этой змеи, что иное, как не то, что произошло в Евангелии. Как мы знаем, братия, Христос умер, и ученики испугались и отошли от той надежды, которая была у них».
И действительно, «страха ради иудейска» ученики разбежались, не понимая того, что совершена великая победа над смертью! Смерть Христова умерщвляет смерть. А для них – страх человеческий, страх иудейский превыше всего, и они запираются в иудейской горнице. И Моисей – он еще не привык хватать этого урея, эту тиару, и превращать в жезл. Это, конечно, образно.
Ст. 3-4 [Господь] сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его
У каждого из нас есть какие-то страхи, какие-то внутренние противоречия и проблемы, и Господь хочет, чтобы мы схватили за хвост тот или иной свой комплекс, который мучает нас, схватили за хвост вот это вот депрессивное, постоянно всплывающее в нашей жизни как бы из некоего страдания. Мы не должны всего этого бояться, ибо Христос, одержавший победу, говорит тебе и мне эти слова: «Возьми его за хвост!»
Вот этот твой собственный страх: твой страх перед неизлечимой болезнью, твой страх перед одиночеством старости, твой страх, что твои дети пойдут не тем путем – возьми его за хвост! Потому что сказано: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29). И более того, Василий Великий говорил: «Кто людей боится, тот Бога не боится!» А кто Бога боится – тот людей не боится, он абсолютно свободный!
И Моисей преодолевает свой страх точно также, как и каждый из нас должен преодолеть свой. И он берет змея за хвост, мы читаем: «Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его». То есть стал чем-то обычным, чем мы постоянно пользуемся в повседневной жизни. Ну, чем обычно, городские жители пользуются? У кого-то это расческа, у кого-то это рожок для обуви. Но комплекс может возникнуть везде! И Христос говорит: «Бери его за хвост!»
У каждого из нас есть свой порок, свой грех, своя страсть, она мучает нас, и мы готовы от нее убежать, но не знаем куда, мы уверены: она нагонит нас и нанесет смертельный укус! А ты бери ее за хвост и превращай в жезл! Жезл – это то, чем ты руководишь, а змей – это то, от чего ты убегаешь, пока ты не взял его за хвост.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Господь
Господь (Быт.2:4, Исх.4:1-8 и др.) – одно из имен Божиих, по-еврейски выражается словом Иегова, а у LXX большей частью словом Kyrios, и везде означает истинного Бога. Известно, что евреи издавна считали столь священным и таинственным имя Иеговы, что страшились произносить оное и употребляли в своих книгах вместо Иегова слово: Адонаи, т. е. Владыка, Господь.
По сказаниям иудейским, это имя употребляли только священники и первосвященники в храме, но со смертью Симона Праведного (ум. в 292 г. до Р. X.) и в храме оно заменилось уже словом: Адонаи. Как бы то ни было, но у LXX (около 271 г. до Р. X.) вместо Иегова постоянно уже стоит Kyrios – Господь. Введенное, таким образом, почти за 300 лет до Р. X., оно затем освящено постоянным употреблением в Н. З. и самим Господом, и апостолами, как собственное имя Божие, принадлежащее Ему как истинному Богу. См. Бог (Быт.1:1, Ин.1:1).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 3 И Египетские чародеи умели делать подобное чудо, но, по-видимому, они употребляли для того особую породу змей, имеющих способность вытягиваться и пребывать в летаргии при известных с ними приемах. Моисей, вероятно, видел это искусство в Египте, потому Господь заставил его прежде посмотреть на свой жезл. Притом еще жезл его превратился в ядовитого эмея, ибо «Моисей бежал от него», а Египетские чародеи употребляли лишь змей безвредных или таких, у которых были вырваны ядовитые зубы.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-9 И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. Еще сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его. Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше
Будучи вполне законной, новая причина отказа не может однако служить неустранимым препятствием к исполнению возложенного на Моисея поручения. Он наделяется силой чудотворения, которая должна убедить народ, что пред ним не простой человек, тем более самозванец, а посланник Божий (Исх. 4:5, 4:30-31).