Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого;

Прочие

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-9 И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. Еще сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его. Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше

Будучи вполне законной, новая причина отказа не может однако служить неустранимым препятствием к исполнению возложенного на Моисея поручения. Он наделяется силой чудотворения, которая должна убедить народ, что пред ним не простой человек, тем более самозванец, а посланник Божий (Исх. 4:5, 4:30-31).

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 8-9 Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды [из] реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше
 

То есть три знамения: взять диавола за хвост, этого древнего змия, который мучает нас – свой собственный грех ухватить за хвост! Потом избавиться от этой проказы греха – чудесным образом обрести чистоту…

А это взаимосвязано: если ты взял диавола за хвост, то ты избавился от проказы греха! Именно о проказе греха пророк Исаия в 1-ой главе говорит: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места» (Ис.1:6)!

А если ты избавился от проказы греха, тебе нужно всю кровь, как пишет Тертуллиан, испытать судом: очистить свою кровь Кровью Иисуса Христа. Таков смысл наставления Тертуллиана, древнего учителя Церкви.

Посмотрим истолкование Амвросия Медиоланского:

«Наконец, и еще одно знамение, которое сотворил Моисей, относится к Господу Иисусу: Он положил руку свою в пазуху и вынул ее, и сделалась рука его, как снег. Он положил ее снова и вынул, и стала рука по виду, как тело человеческое, означая тем самым, что Господь Иисус сначала явил сияние Божества, затем восприятие плоти, и этой верой веровать следовало всем племенам и народам. Он по праву положил руку в пазуху, потому что Христос есть десница Божия, и, кто не верует в Его Божество и воплощение, заслуживает наказания как негодный, подобно тому царю, который, не поверив истинным знамениям, впоследствии, наказанный, просил о помиловании».

Святитель Амвросий Медиоланский был очень внимательным читателем Священного Писания. Тот, кто не знает Библию, не сможет понять этого истолкования. В Книге Левит есть такой образ: там сказано, что если проказа покрывает человека местами, то есть где-то она есть, а где-то ее нет, то такой человек считается нечистым. Но если проказа покрывает человека целиком, и он становится белый как снег, то такой прокаженный объявляется чистым (см.: Лев. 13, 7-13).

С точки зрения человеческой логики здесь, казалось бы, нет смысла! Но нужно применять аллегорическое истолкование! Если ты говоришь: «Я, в общем-то, неплохой человек. У меня, конечно, есть недостатки: вот этот недостаток, вот этот. Но и добродетелей хватает!» – ты не обретешь Божьего прощения во всей полноте! Но если ты говоришь: «Я от темени головы до подошвы ног покрыт проказой собственных грехов!» – Бог, видя такое твое смирение, сделает тебя чистым! Как сказано у пророка Исаии: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис.1:18).

Таким образом, мы видим, что все знамения, которые даются пророку Моисею, связаны с Иисусом Христом! Жезл означает победу над диаволом и смертью, рука, положенная за пазуху, означает то очищение, которое может совершить Христос, когда мы прислушиваемся к своему сердцу. Ведь рука за пазухой рядом с сердцем, а сказано: «Из сердца исходит все нечистое» (см.: Мф.15:18), но, в тоже время, сказано: «Дам вам новое сердце» (см.: Иез.36:26). И вода, которая набирается из реки Нил и делается кровью – это символ того, что все мы нуждаемся в хорошем переливании крови! Когда мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа, эта благодать доходит до разделения составов и мозгов, судит помышления и намерения, всецело очищает нас!

Беседы на Книгу Исход

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Господь 

Господь (Быт.2:4, Исх.4:1-8 и др.) – одно из имен Божиих, по-еврейски выражается словом Иегова, а у LXX большей частью словом Kyrios, и везде означает истинного Бога. Известно, что евреи издавна считали столь священным и таинственным имя Иеговы, что страшились произносить оное и употребляли в своих книгах вместо Иегова слово: Адонаи, т. е. Владыка, Господь.

По сказаниям иудейским, это имя употребляли только священники и первосвященники в храме, но со смертью Симона Праведного (ум. в 292 г. до Р. X.) и в храме оно заменилось уже словом: Адонаи. Как бы то ни было, но у LXX (около 271 г. до Р. X.) вместо Иегова постоянно уже стоит Kyrios – Господь. Введенное, таким образом, почти за 300 лет до Р. X., оно затем освящено постоянным употреблением в Н. З. и самим Господом, и апостолами, как собственное имя Божие, принадлежащее Ему как истинному Богу. См. Бог (Быт.1:1, Ин.1:1).

Библейская энциклопедия 1891г

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka