Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Но он сказал [им]: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу.
Святые отцы
Прочие
- Олег Стеняев, протоиерей
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-2 После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу
Ст. 4 И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? ступайте на свою работу
Ст. 12 И рассеялся народ по всей земле Египетской собирать жниво вместо соломы
Ст. 14-15 А надзирателей из сынов Израилевых, которых поставили над ними приставники фараоновы, били, говоря: почему вы вчера и сегодня не изготовляете урочного числа кирпичей, как было до сих пор? И пришли надзиратели сынов Израилевых и возопили к фараону, говоря: для чего ты так поступаешь с рабами твоими?
Ст. 17 Но он сказал: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу
Ст. 19 И увидели надзиратели сынов Израилевых беду свою в словах: не убавляйте числа кирпичей, какое положено на каждый день
Ст. 23 ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, - Ты не избавил народа Твоего
Моисей и Аарон собрали старцев, и сотворили пред ними знамения, как им было повелено. Моисею поверили, как сказал ему Господь, и пошли вместе к Фараону, и сказали ему: сия глаголет Господь: отпусти люди Моя, да праздник сотворят Мне в пустыни. Фараон, или ради сонма старшин народных, или слышав о знамениях, какие пред ними сотворены Моисеем и Аароном, без жестокости говорит им: вскую, Моисей и Аарон, развращаете люди от дел их? Но когда продолжали они просить, чтобы отпустил Евреев, царь воспламенился гневом, и вместо того, чтобы просить знамения, сказал: кто есть Господь, Егоже послушаю гласа? Поелику сказал он: Кто сей Господь невидимый ему ни в каком образе; то нужно стало, чтобы Господь соделался видим ему в знамениях. И несомненно, что Фараон сим грубым вопросом: кто есть Господь? - привлек на себя последующие казни. Для жестокосердия его недовольно было сказать это, но к слову своему присовокупил он и то, что запретил давать Евреям плевы, чтобы больше было им труда, не имели они покоя и не думали об исшествии. И разыдошася людие собирати тростие на плевы. Евреи с трудом могли находить плевы; потому что был месяц Низан, время цветов, а не Фамуз, или Ов, время плев. Поэтому книгочии народа еврейского без милосердия биени быша приставниками Фараоновыми, и возопиша к Фараону, и рече им: праздни есте, потому проситесь идти и принести жертву Богу. Видяху же книгочии сынов Израилевых во злых, и в присутствии Моисея жаловались Господу на Моисея и на бывших с ним. И сказал Моисей Господу: отнеле же глаголах к Фараону Твоим именем, не только не совершилось избавление народа от бедствий, как надеялся он, но бедствия с сего времени еще более умножились.
Василий Великий, свт. (†379)
Но он сказал: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу
Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиль: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу. Но как хороша и полезна для предающегося праздности праздность, которая производит в нем безмолвие, нужное для принятия спасительных учений, так худа праздность афинян, которые ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое (Деян. 17:21). Сей праздности подражают некоторые и ныне, употребляя свободное время в жизни на изобретение какого-нибудь постоянно нового учения.
Авва Дорофей, прп. (†565)
Но он сказал: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу
Когда же Бог послал Моисея извести их из Египта и рабства Фараонова, то Фараон еще более обременил их работою и говорил им: праздни есте, сего ради глаголете: да идем и пожрем Господу Богу нашему. Также и диавол, когда видит, что Бог умилосердился над душою, готов ее помиловать и облегчить ее от бремени страстей словом Своим, или чрез кого-либо из рабов Своих, тогда и диавол более отягощает ее страстями и сильнее борет ее.
Поучение 13. О том, что должно переносить искушение с благодарностью и без смущения
Олег Стеняев, протоиерей
Но он сказал: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу
Оказывается, фараон, который символизирует собой диавола мыслимого, а Египет – это вообще символ греха, как преисподняя в аллегорическом истолковании, очень не любит еще и религиозные праздники. «Праздны вы, праздны».
Святитель Василий Великий отмечает, что есть два типа праздности:
«Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиль: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу».
Тут имеется в виду, что если человек в таком состоянии, что он работает и день, и ночь, его могут разбудить среди ночи и отправить на работу: у нет возможности задуматься, для чего он родился, для чего он живет! Он – раб системы, которая поглощает его!
Как один американец писал мне письма – это был русский человек, уехавший в Америку. Первые письма звучали так: «Я живу тут как в раю, тут все есть!» Но потом он стал писать: «Здесь хуже, чем ад! Здесь каждый день надо работать, каждую неделю надо выплачивать кредиты, нет времени на чтение, просто сесть, поговорить с ребенком – нет времени! В церковь забегаешь – убегаешь, времени совершенно нет!»
«Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиль…».
Праздный – то есть человек, у которого есть свободное время, как сказано в Писании: «остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних» (Иер.6:16)
«Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиль: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу. Но как хороша и полезна для предающегося праздности праздность, которая производит в нем безмолвие, нужное для принятия спасительных учений…»
Здесь под праздностью понимается свободное время, когда человек не занят каким-то трудом. И поэтому святитель Василий Великий говорит: «Хорошо, когда у человека есть время просто задуматься!»
«Так худа праздность афинян, которые ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое (Деян.17:21). Сей праздности подражают некоторые и ныне, употребляя свободное время в жизни на изобретение какого-нибудь постоянно нового учения».
То есть фантазируют, как у нас в Думе постоянно: «План спасения России», у каждого депутата, наверное, по два или по три таких плана. И обсуждают, обсуждают, обсуждают…
И ярость фараона – это ярость против людей задумавшихся, людей, кто уже нашел какие-то лазейки в этом жестком режиме, режиме геноцида против целого народа!
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 17 «Иегове». Фараон укоряет этим именем, и намеренно выставляет им виновниками их бедствий Моисея и Аарона, которые приходили к нему просить отпустить народ для жертвоприношения. Кук делает замечание, что речь Фараона тем язвительнее, что известно, что у Египтян было множество празднеств, прекращавших работу. Беспрерывная работа была только уделом рабов и военнопленных.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-18 И пришли надзиратели сынов Израилевых и возопили к фараону, говоря: для чего ты так поступаешь с рабами твоими? соломы не дают рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте. И вот, рабов твоих бьют; грех народу твоему. Но он сказал: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу. Пойдите же, работайте; соломы не дадут вам, а положенное число кирпичей давайте
Предположения фараона оправдались. Обремененный непосильной работой народ думает не о празднике, а об облегчении своей участи, и с просьбой подобного рода обращается к фараону через своих надзирателей.