Скрыть
Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу

Ст. 4 И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? ступайте на свою работу

Ст. 12 И рассеялся народ по всей земле Египетской собирать жниво вместо соломы

Ст. 14-15 А надзирателей из сынов Израилевых, которых поставили над ними приставники фараоновы, били, говоря: почему вы вчера и сегодня не изготовляете урочного числа кирпичей, как было до сих пор? И пришли надзиратели сынов Израилевых и возопили к фараону, говоря: для чего ты так поступаешь с рабами твоими?

Ст. 17 Но он сказал: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу

Ст. 19 И увидели надзиратели сынов Израилевых беду свою в словах: не убавляйте числа кирпичей, какое положено на каждый день

Ст. 23 ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, - Ты не избавил народа Твоего

Моисей и Аарон собрали старцев, и сотворили пред ними знамения, как им было повелено. Моисею поверили, как сказал ему Господь, и пошли вместе к Фараону, и сказали ему: сия глаголет Господь: отпусти люди Моя, да праздник сотворят Мне в пустыни. Фараон, или ради сонма старшин народных, или слышав о знамениях, какие пред ними сотворены Моисеем и Аароном, без жестокости говорит им: вскую, Моисей и Аарон, развращаете люди от дел их? Но когда продолжали они просить, чтобы отпустил Евреев, царь воспламенился гневом, и вместо того, чтобы просить знамения, сказал: кто есть Господь, Егоже послушаю гласа? Поелику сказал он: Кто сей Господь невидимый ему ни в каком образе; то нужно стало, чтобы Господь соделался видим ему в знамениях. И несомненно, что Фараон сим грубым вопросом: кто есть Господь? - привлек на себя последующие казни. Для жестокосердия его недовольно было сказать это, но к слову своему присовокупил он и то, что запретил давать Евреям плевы, чтобы больше было им труда, не имели они покоя и не думали об исшествии. И разыдошася людие собирати тростие на плевы. Евреи с трудом могли находить плевы; потому что был месяц Низан, время цветов, а не Фамуз, или Ов, время плев. Поэтому книгочии народа еврейского без милосердия биени быша приставниками Фараоновыми, и возопиша к Фараону, и рече им: праздни есте, потому проситесь идти и принести жертву Богу. Видяху же книгочии сынов Израилевых во злых, и в присутствии Моисея жаловались Господу на Моисея и на бывших с ним. И сказал Моисей Господу: отнеле же глаголах к Фараону Твоим именем, не только не совершилось избавление народа от бедствий, как надеялся он, но бедствия с сего времени еще более умножились.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу

Итак, будем смиряться, чтобы возвыситься. От великой гордости происходит унижение и безумие. Так унижен был фараон. Я не знаю Господа, - сказал он, и за это сделался презреннее мышей, лягушек и мух, и вскоре после того потонул с оружием своим и конями. С Авраамом было по-другому: я, прах и пепел, - говорил он (Быт. 18:27), и потому одержал победу над бесчисленными неприятелями. Находясь у египтян, он возвратился от них с победой, более славной, чем прежняя, и, следуя по пути этой добродетели, навсегда остался великим.

Гомилии на Евангелие от Матфея

Георгий Константинович Властов (†1899)

Но Фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил (сынов) Израиля? я не знаю Господа, и Израиля не отпущу.
Ст. 2 По всей вероятности, Тотмес II правнук Аамеса, который был первым гонителем Израиля. Моисей оставил Египет при сыне Аамеса Аменхотепе I, после которого царствовал еще Тотмес I; недавно умерший Тотмес II, как большая часть монархов XVIII династии, жил в нижнем Египте, вероятно в Танисе, наблюдая за недавно приобретенною от изгнанных пастырей страною, и за укреплением границы от вторжения кочевых. Танис – это Цоан или Цоен, и надо помнить, что в Пс. 77 (по Еврейскому счислению 78) псалме прямо указывается на поле Цоанское, где Господь «сотворил чудеса в стране Египетской». Танис был весьма укрепленный город на Танитском рукаве Нила, и на развалинах его находят многочисленные остатки зданий и обелисков.
Ст. 2 «Кто такой Иегова?» – спрашивает Фараон... «Я не знаю Иеговы». Едва ли имя это оставалось ему неизвестным. Значение этого имени было одно из определений свойств Божества, известное и древнейшим жрецам Египетским, которые, как думают, были монотеисты. Здесь скорее можно видеть намеренное небрежение Фараона к Богу, которого он считает исключительно Богом притесняемого им народа.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу

Если фараон отказывается исполнить такую законную просьбу, то, между прочим, потому, что она предъявляется от лица Всевышнего, «Которого он не знает».

Разделяя тот общеязыческий взгляд, что могущество известного бога определяется силой и благосостоянием почитающего его народа (Ис. 45:6, 14), фараон считает Всевышнего бессильным по сравнению с египетскими богами: египтяне господа, а евреи рабы. Требования же бессильного Бога для него необязательны.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible