Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его.
Прочие
- Олег Стеняев, протоиерей
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Олег Стеняев, протоиерей
И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его
Есть здесь еще и серьезные экономические соображения. Фараон хочет, чтобы его страна была богатой, и вдруг такая огромная группа людей на три дня уйдет! У него, наверное, в голове калькулятор работал: сколько же он потеряет? И это для него было важно!
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
В чем состояла несправедливость Фараона, отказавшего отпустить Евреев?
В том, что он незаконно посягал на религиозную свободу Евреев, отнимая у них возможность исполнять их религиозные обязанности. Кроме того, он незаконно посягал и на гражданскую свободу Евреев, объявляя их своими рабами, тогда как они были свободные поселенцы в его стране. Притом он высказал богоборную гордость, говоря, что он знать не хочет воли Бога Еврейского (Исх.5:2).
Чем Моисей и Аарон оправдывали в первый раз просьбу свою пред Фараоном об оптущении народа Еврейского совершают праздник Господу в пустыне?
Как на главное основание такой своей просьбы, Моисей и Аарон указывали на особо бывшее откровение и повеление Иеговы, Бога Израилева, обращенное к самому Фараону, чтобы он отпустил народ Божий для совершения праздника в пустыне (Исх.5:1). Такое повеление действительно было дано Господом Моисею во время богоявления из купины (Исх.3:18). За тем, когда Фараон признал для себя не авторитетным веление Иеговы и основывал свой отказ исполнить просьбу Моисея и Аарона на незнание Иеговы, как Бога (Исх.5:2), Моисеи и Аарона указали на авторитетность и обязательность для Евреев повеления Бога Еврейского, призывающего совершить жертву в пустыне, так что неисполнением такой своей религиозной обязанности они опасались навлечь на себя кару Божию чрез какую-нибудь повальную болезнь («смерть») или чрез меч врагов («убийство»,Исх.5:3). Но Фараон не уважил и этого естественного религиозного чувства Евреев и законного их прошения о дозволении исполнить свою религиозную обязанность, а, как бы отрицая в рабах Евреях всякое религиозное чувство и всякие религиозные потребности и обязанности, счел просьбу Моисея и Аарона за уловку ленивых рабов, уклоняющихся от работ и бунтующих против законной якобы власти (Исх.5:4-8).
Какой и в память чего хотели совершить праздник Евреи (Исх.5:1)?
Праздник всенародный в память богоявления Иеговы Моисею на Хориве, где они должны были узнать волю Божию о дальнейшей судьбе своей. Таким образом требование Моисея отпустить Евреев для жертвы Богу только на короткое время не было обманом; они, действительно, как повелел Господь (Исх.3:18), просились пока только на время в пустыню для совершения праздника Иегове.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
К кому должно относить эти слова Фараона? Так как Фараон отослал уже от себя Моисея и Аарона и в их отсутствие жалуется на умножающуюся численность Евреев (Исх. 1:7), то очевидно, что слова его относятся к сановникам египетским. Сими словами Фараон выражает как бы негодование на своих чиновников, что они слабо смотрят за еврейскими работами.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-5 И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? ступайте на свою работу. И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его
Вредная вообще, подобная мысль становится необыкновенно опасной при распространении ее среди многочисленного «народа земли», т. е. среди низшего рабочего класса. Она подготавливает почву для недовольства и проистекающего отсюда возмущения.