Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому,
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст. 6 (церк-сл.) Заповеда же фараон приставником дел людских и книгочиям, глаголя:
Ст. 10 (церк-сл.) Понуждаху же их приставницы и книгочия и глаголаху людем, рекуще: сия глаголет фараон: не ктому даю вам плев:
Кто такие «книгочия», о которых упоминается, в ст. 6 и 10?
Это были «надзиратели» за делами из самих Евреев (см. Исх.5:14), поставляемые царскими чиновниками – «приставниками» с тем, чтобы они, как люди грамотные, вели запись и счет работам и работающими, и чтобы в назначенный срок представляли положенное количество кирпичей. Быть может, они же должны были выделывать иероглифические знаки и разные фигуры на кирпичах, что было в обычае у Египтян, и таким образом давать последнюю отделку кирпичам. Греческое название их – όι γρμματεἷς значит «писцы», или оно означает людей в особой должности писцов. Из этого указания на Еврейских писцов мы должны заключить, что во времена Моисея у Евреев искуство письма и грамотность были известны и уже достаточно распространены.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
6. И в тот же день Фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря:
Под именем приставников, здесь упомянутых, надо разуметь собственно «надсмотрщиков» Египтян, имя которых (Кук) значит здесь по Еврейски: притеснители. Это были в сущности десятские из туземцев, подчиненные, высшим чиновникам Саре Массим, которые называются «начальниками работ». Приставники по Египетски Роис на памятниках изображены с кнутами. Мер, т. е. начальники работ никогда не изображаются так. Упомянутые в этом стихе надзиратели по еврейеки Шотер, А. К. Б. объясняет значением писца. В нашем славянском переводе слово, употребленное 70-ю переводчиками «Тоис- грамматеисин», переведено «книгочии». Нет сомнения, что это были Евреи, обязанные вести счеты людям, бывшим на работе и самой работы. Впоследствии эти Шотерим (Втор. 20:5-9) были главными деятелями при созыве Израильтян на войну. Несомненно, что создание Египтянами этих чиновников из Евреев для того, чтобы посредством их притеснять Израильтян, имело и другую сторону, которую они не предвидели. Организация народа была готова, списки посемейные были составлены, и сила его была сосчитана.
7. Не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня. Пусть они сами ходят, и собирают себе солому.
В Египте найдены те же постройки, как в Ассирии и Халдее, из кирпичей, высушенных на солнце и составленных из смеси глины с рубленной мелко соломой. Вилькинсон (Customs and manners of ancient Egyptians), думал, что независимо от тесанных камней, во Египте до времени исхода вовсе не был в употреблении жженный кирпич. А. К. Б. приводит из папируса род поговорки Египетской: «у меня некому делать кирпичи и даже нет соломы». Это сближение, как бесконечное число других сближений памятников Египта с сказаниями Пятокнижия, несомненно свидетельствует о начертании Пятокнижия Моисеем, а не последующими Иудейскими писателями, которые никогда не могли бы так верно схватить местный колорит и Египта и пустыни, как вождь, Богом народу данный, и видевший и Египет и пустыню своими глазами.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 6-7 И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому
Солома, выдавать которую запретил фараон, употреблялась в качестве скрепляющего глину вещества: мелко изрубленная, она смешивалась с ней, и сделанный из такой массы кирпич должен был отличаться особенной прочностью. Достоверность библейского рассказа подтверждается производимыми в Египте раскопками, показавшими, что часть кирпичей древнего Гесема имеет примесь рубленой соломы.
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 6-8 И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему
Такое встречалось в истории Церкви неоднократно, когда, чтобы отвлечь христиан от служения Богу, их заставляли заниматься, в общем-то, важными вещами, зарабатывать хлеб насущный. Но условия работы, которые при этом создавались, были такие, что, зарабатывая этот самый хлеб насущный, ты вольно или невольно игнорировал бы церковное богослужение.
Самый последний искуситель – антихрист – он разработает такую систему, что у людей на правой руке и на челе будет стоять начертание, без которого человек ни купить ничего не сможет, ни продать ничего не сможет, и кто примет такое начертание, тот уже отпал от Бога.
То есть через бизнес, через какие-то махинации, связанные, может быть, с популярными сейчас нанотехнологиями, с чем-то еще – они там придумывают нечто хитрое, чтобы ты был клеймен. А клеймы в античном мире ставили на кого? На рабов, на рабынь: ошейники надевали и клеймо ставили.
А здесь как бы и не видно будет, кто свой, кто чужой: клейма, наверное, будут ставить под кожу на лбу, на руке. И мир превратиться во что-то невероятно страшное, все изменится!
И вот здесь люди пришли для того, чтобы попросить разрешения пойти на три дня пути и там праздновать Богу. Естественно, Бог знал сердце фараона. И если бы они сразу попросили свободы, естественно, фараон приказал бы перебить половину из них!
Вот почему Бог, зная сердце фараона, позволил так поступить Моисею и Аарону: они как бы половину правды все-таки сказали, и праздник был на третий день Исхода! А другую и главную часть – сокрыли.
Мы знаем, что и Господь наш Иисус Христос, когда некоторые злодеи задавали Ему хитрые вопросы с подвохом: если ответишь так – будешь неправ, ответишь иначе – тоже неправ, молчал. И в советское время многие верующие, когда их допрашивали, предпочитали молчать, подражая Господу.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Солома (Быт.24:25). Солома у евреев употреблялась, как и в настоящее время, для подстилки животным; кроме того, в Египте употребляли ее для выделки кирпичей (Исх.5:7,18), для чего мешали ее в жидкой глине и уже из этой смеси делали кирпичи. За недостатком соломы сделанные им кирпичи скоро ломались и их работа оставалась тщетной и бесцельной.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ст. 7 не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому,
Ст. 8 а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему;
Ст. 9 дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами.
Следствием негодования царского было усиление и затруднение работ для Евреев. Им не стали уже давать готовой соломы, употреблявшейся как цемент при делании кирпичей, хотя требовали с них прежнее урочное число кирпичей.
Сии слова Фараона к приставникам народным обличают в нем одну только беспримерную злобу и враждебную жестокость к Евреям, ибо если бы он желал как можно больше извлекать выгод из работ еврейских, то, заставляя больше работать, он все-таки не должен был затруднять самые работы.
В сих словах Фараона слышится полное презрение к религии еврейской. По словам египетского царя, намерение совершить религиозное празднество в честь Иеговы есть вымысел людей праздных: рабы не должны думать о религии, а должны работать как животные безответные и бессловесные. Слова Моисея о воззвании Евреев в пустыню на религиозное торжество самим Богом Еврейским, Фараон называет пустыми речами, значит в этих речах он видит простой только обман. Своими зверскими жестокостями он действительно хотел доказать Евреям, что они вдались в обман и гоняются за неисполнимыми мечтами.