Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 6:7
и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского;
Святые отцы
Прочие
- Олег Стеняев, протоиерей
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Ст. 7-8 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь
Наказывая нас за наше развращение бедствиями, Господь как бы оставляет нас во время этих бедствий, как бы перестает быть нашим Богом, а мы перестаем быть Его людьми; а когда накажет нас достойно, когда мы опомнимся, очистимся от пороков, тогда опять приближается к нам и делается нашим Богом, равно как и мы – Его людьми: и приму вас Себе в народ и буду вам Богом… и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову. Как Божественно выражено определение Божие о даровании земли Ханаанской Аврааму, Исааку и Иакову!.. Подняв руку Мою, клялся дать ее (то есть землю Ханаанскую), то есть Мое определение уже давно состоялось – о том, чтобы выгнать из этой земли ханаанские народы и вместо них поселить сюда вас, но не было еще до сих пор справедливого повода выгнать их; теперь же, когда грехи их исполнились, Я произношу на них суд Свой, отнимаю у них их землю и даю ее вам, Моему избранному народу: и дам вам ее в наследие. Я Господь.
Олег Стеняев, протоиерей
И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского
Внешне выглядит как-то странно: а разве мы не знаем, что Он – Господь Бог? Знаем! Тут смысл такой: «И вы узнаете, что Я – милосердный Судья по отношению к вам!» И, в тоже время, выше Он сказал, что «мышцею простертою и судами великими» Он решит вопрос с этими угнетателями и эксплуататорами. Тираны будут уничтожены, как бы долго они не правили!
Смотрите, как сейчас разные династии шатаются! Я помню, когда я был в Египте, у власти тогда стоял Хосни Мубарак, и был какой-то его юбилей. По телевизору транслировали концерт в его честь, и Мубарак сидел в первом ряду. А на сцене женщина-певичка какая-то, указывая на него рукой, пела: «Муба-а-арак! Муба-а-арак!» И за ее спиной хор и все остальные, кто там стоял, повторяют: «Муба-а-арак! Муба-а-арак!».
Я думал, что он лицо хоть в сторону куда-то уберет, спрячет, а он так широко улыбался, такой довольный открыто сидел, как фараон, действительно. Ну, а сейчас они одного фараона на другого поменяли, говорят, у них сейчас еще один появился.
Все режимы шатаются! Когда со стороны правителей к людям нет заботы, тогда вмешивается Господь. В Писании прямо сказано: «Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл.8:9).
«И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского» – здесь Господь как бы усыновляет Себе потомство Авраама, Исаака, Иакова. В христианской традиции мы называем Авраама отцом всех верующих во Иисуса Христа. Апостол Петр в своем Послании говорит, что все христианки должны воспринимать Сарру как великий пример смирения (см.: 1Пет.3:1-6). Она – мать всех христианок, как Авраам – духовный отец!
Поэтому усыновление, которое происходило, не являлось чем-то безусловным, и последующие пророки, в особенности Иеремия, говорили: «Вы можете потерять все!»
И был случай, когда евреи сделали себе золотого тельца. Тогда Бог прямо сказал Моисею: «Я уничтожу этот народ целиком, и из тебя Я создам новый народ!» (см.: Исх.32:10).
А у пророка Иеремии сказано, что будет новый завет с Богом, не тот, который был в древности, а именно новый: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер.31:31–32).
Пророк Исаия пишет, что Бог избрал евреев, чтобы они были светильниками для всех народов до пределов земли! Но так как они не справились с возложенным на них, то Господь призвал христиан, и мы осуществили эту миссию, мы распространили слово Божие по всему миру, так что свет Божественного откровения сияет каждому человеческому племени.
Георгий Константинович Властов (†1899)
И приму вас себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас (из земли Египетской) из-под ига Египетского.
И введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь.
Ст. 7–8 Мы заметим здесь опять, что завет Господень доселе постановлялся с отдельными лицами, с Авраамом, Исааком и Иаковом; здесь Господь постановляет завет уже с народом. Моисей только посредник между Богом и народом, но все обетования относятся не к нему и его потомству, а к целому народу Израильскому. Потомство Моисея осталось в совершенной неизвестности.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-8 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий », а с именем Моим «Господь » не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь
Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетований. Явившийся Моисею Господь есть тот самый Бог Всемогущий (El-Schaddai), Который открывался патриархам (Быт. 17:1; 35:11) и если Сущий всегда Себе равен и неизменен, то Он исполнит данные El-Schadda'ем (Всемогущим) обещания. Последний «поставил с патриархами завет, чтобы отдать им землю Ханаанскую» (Быт. 17:8; 26:3; 35:11–12), а, тождественный с ним Всевышний приведет его в исполнение.
Тождество Сущего с Всемогущим Господом (El-Schaddа'ем) ручается за выполнение трех обетований; избавления от рабства египетского (6; ср. Быт. 15:14), избрания евреев в народ Божий (7; ср. Быт. 17:7–8; ср. Втор. 4:20; 7:6) и дарования им земли обетованной (8; ср. Быт. 17:8; 26:3; 28:13; 35:12). Ввиду всего этого Моисей и народ не должны падать духом. Если в результате избавления они опытом узнают, что Господь — их Бог, то и теперь при предсказании предстоящего освобождения должны сохранятъ веру в Него. «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог Всемогущий, а с именем Моим: «Господь», не открывался им» (3). В Своих обетованиях патриархам Бог указывал по преимуществу на Свое всемогущество (El-Schaddai), служившее для них ручательством за исполнение Его обещаний.
Со времени Моисея эти последние начинают исполняться. Потомство патриархов стало великим народом, готовым начать самостоятельную политическую жизнь под непосредственным водительством Божьим. И теперь Господь проявляет Свое другое свойство, выраженное в познании Сущего, — неизменность, верность в исполнении Своих обетований. «Спасу вас мышцею простертою (Втор. 4:34; 5:15; 7:19) и судами великими» (6), т. е. казнями, так как они, сокрушая царство фараона, служат для него и наказанием («суд»). «Подняв руку» — употребляемое при клятвенных обещаниях действие, указывающее на его непреложность (Быт. 14:22; Втор. 32:40; Иез. 20:23).