Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь,
Святые отцы
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Олег Стеняев, протоиерей
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 19. Почему первая казнь состояла в преложении воды в кровь?
Во-первых, потому, что египтяне высоко думали о реке и, как заменявшую им облака, называли богом. Потом и за вверженных в нее иудейских младенцев, потому что, преложенная в кровь, обвиняла в совершенном детоубийстве. Потому-то воды воскипели и жабами в воздаяние за потопленных в них детей. Ибо дети, ползая, уподобляются несколько жабам: будучи еще не в состоянии держаться на одних ногах, слабости ног помогают руками. «Воссмердеся же земля» от жаб (Исх.8:14) потому, что воссмерделись и согнили у египтян струпы от чрезмерного лукавства.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Прообразом Креста был жезл Моисея, который превращался в змея и поглотил чародейных змеев, превратил воду в кровь и навел на египтян другие казни (Исх.7,8-25; Исх.8,5-6,16-17). Затем рассек Красное море, показав сухой путь Израилю (Исх.14,21). Он был образом Креста, который потребит адских змиев, обагрит Церковь Кровью Христовой, казнит греховный мир, а новому Израилю сотворит удобный путь к Небу. Об этом поет Святая Церковь: «Крест начертав, Моисей прямо жезлом Чермное (Красное. – Примеч.) море рассек…» и далее. Поэтому как брошенный жезл Моисея становился змеем, когда же брался в руки, становился жезлом, так и Крест Христов отбрасывающим его становится врагом и будет лютым змеем на погибельное угрызение. Нам же, держащимся Креста Господня, он есть жезл силы, посланный от Сиона.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 17 Некоторые комментаторы Библии, желая низвесть это чудо до простого-естественного явления, которое всегда бывает в Египте в июне месяце – при возвышении вод реки Нила и в октябре – при убыли их, утверждают, что ежегодное окрашивание вод Нила происходит частию от багряности эфиопской почвы, по которой течет Нил, частию от яркой краски песков, приносимых южными ветрами, а еще более от особенной породы инфузорий красного цвета. Во времена полноводия в Ниле (говорит Кук с ссылкой на Еренберга), развивается большая масса красных инфузорий, отцвечивающих воду ярко-красной краской. Количество их не одинаково в разные годы, точно так и появление их бывает ранее и позднее. Но при обыкновенном явлении инфузорий, рыбы не умирают в Ниле. Чудо произведенное Моисеем, заключалось: 1) во внезапном, по слову его, изменении вод Нила, который до селе был чист; 2) в необычайно значительном изменении вкуса и цвета воды, которая сделалась даже негодною для питья; 3) в небывалом доселе явлении погибели рыб. Странно было б, Моисей угрожал Фараону таким явлением, которое было обыкновенно в Египте и следовательно не могло быть страшным ни для кого; Моисей обратил в кровь не только воду, находившуюся в реке, но и в деревянных и каменных сосудах.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 14-18 И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ. Пойди к фараону завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на берегу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался. Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь, и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки
Непослушание фараона, проистекающее из того, что он не хочет признать над собой власти Всевышнего, Его могущества, силы (5:2), приводит к целому ряду знамений, казней, доказывающих превосходство Господа над богами египетскими (17; 18:11). Первой из них является превращение нильской воды в кровь. Предсказание о ней дается фараону в то время, когда он шел «к воде» или для омовения, или для поклонения Нилу, как божеству. Превращение нильской воды в кровь, сопровождавшееся невозможностью пить ее и вымиранием рыбы (18), должно было убедить фараона в том, что Сущий — Господь (17).
Как известно, Нил был одним из главных божеств, почитавшихся по всему Египту (Плутарх), считался эманацией Озириса и обоготворялся под различными именами, между прочим, именем Гаии. В честь его, «отца-животворителя всего существующего, отца богов», устроялись храмы (напр., в Никополисе), приносились жертвы (в капище Джебель-Семелеха изображен Рамсес II, приносящий жертву Нилу), учреждались праздники и т. п. В первой же казни это популярное божество утрачивает свои благодетельные свойства (порча воды в соединении с вымиранием рыб) в зависимости от действий Аарона и Моисея (17, 20), — подчиняется, говоря другими словами, воле Того Бога, представителями Которого они являются. Прежде священный, Нил делается теперь предметом отвращения, оскверняется, так как кровь, символ Тифона, делала, по воззрениям египтян, нечистым всякого, кто прикасался к ней. Все это вместе взятое служило очевидным доказательством ничтожества бога Нила по сравнению с Богом еврейским. Такой смысл усвояет первой казни еще блаженный Феодорит. На вопрос: «почему первая казнь состояла в превращении воды в кровь?» — он отвечает: «потому, что египтяне высоко думали о реке и, как заменявшую им облака, называли богом».
Олег Стеняев, протоиерей
Ст.13-17 Сердце фараоново ожесточилось (вот здесь как раз не сказано, что Господь ожесточил его сердце: первые пять раз фараон сам будет ожесточаться! – О. С.), и он не послушал их, как и говорил Господь. И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ. Пойди к фараону завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на берегу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался. Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь
В Египте не бывает, собственно, дождя, бывают разливы Нила, и они орошают землю. И египтяне поклонялись этой реке. Нил не назывался просто «рекой», говорили, что он – великая река, которая берет свое начало в загробном царстве Дуаты, а его источник охраняют змеи. Вот так верили древние египтяне.
Хапи в египетской мифологии – это бог Нила, поэтому ударить по Нилу – это нанести удар по одному из главных богов в языческом пантеоне египтян. Хапи почитался как космическое божество, как высокий Нил, который дает жизнь всей стране питанием, податель влаги и урожая, бог Нила Верхнего и Нижнего Египта. Его атрибуты: «лотос» – эмблема Верхнего Египта, и «папирус» – эмблема Нижнего Египта.
Этого ложного бога Хапи почитали во всем Египте, но центром его культа было ущелье Гебель эс-Сильсила, где, как считалось, из подземного царства Дуата выходили ключи Нила, и южная оконечность острова Элефанта. Изображался он жирным человеком с большим животом и женской грудью. На голове тиара из папирусов, в руках сосуды с водой.
Праздник Хапи был приурочен к началу разлива Нила, в этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папирусов с написанными на них перечислениями даров, в скалах Гебель эс-Сильсила были высечены гимны Хапи. Иногда Хапи отождествляли с Амоном: Амон-Хапи.
То есть, Господь борется с ложными богами этого мира! Наш мир хоть и не языческий, но он тоже имеет множество ложных богов! Боги нашего мира – это рок-музыканты, кривляющиеся на сцене, это доллар или евро, это стремление к спекулятивному обогащению, это политики разных мастей, которые подобно лжепророкам постоянно обманывают свой собственный народ!
Ложные боги нашего мира, которых в огне Армагеддона придет и сокрушит Господь – это и представители ложных религий, и даже те, кто, может быть, и рядится в истинную религию, но, как жрецы фараона, пекутся только о себе, пасут сами себя, поедают овец Дома Господнего. И Господь придет сокрушить всех этих ложных богов!
Ст.17-19 Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь, и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой, и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, – и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах
Обычно казни совершал Моисей, пророк Божий, и здесь немного непонятно, почему именно Аарону поручается ударить по Египту? На самом деле, конечно, Сам Господь совершает этот удар, но Моисей как бы устраняется от этого действия, хотя во всех других случаях будет действовать именно он.
Это связано с тем, что у Моисея были благодарные чувства, он еще помнил, а если не мог еще помнить, то, разумеется, знал, что когда он был младенцем, его спасла именно эта река, потому что был приказ топить еврейских младенцев, а его мама сделала корзинку, положила туда ребенка и пустила по Нилу. Сестренка же Моисея Мариам бежала по берегу и смотрела, куда корзинка уплывет. И у Моисея не поднимается рука, потому что он был спасен благодаря этой реке, возвышен: египетская принцесса его обнаружила.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ст. 15 Пойди к Фараону завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на берегу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою
Ст. 16 и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался.
Ст. 17 Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь,
Ст. 18 и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки.
Чем могло быть вызвано появление Фараона на водах, т.е. при реке Ниле? Так как при водах священной реки Нила Египтяне совершали свои богослужения и омывались в водах по нескольку раз в сутки, то появление Фараона при реке могло быть и не по особому внушению Иеговы, а просто по которой-нибудь из указанных причин. При сем то случае Моисей и Аарон и превращают египетскую воду в кровь (Исх. 4:9).