И исполнилось семь дней после того, как Господь поразил реку.

Прочие

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о знамении Честного Креста

Прообразом Креста был жезл Моисея, который превращался в змея и поглотил чародейных змеев, превратил воду в кровь и навел на египтян другие казни (Исх.7,8-25; Исх.8,5-6,16-17). Затем рассек Красное море, показав сухой путь Израилю (Исх.14,21). Он был образом Креста, который потребит адских змиев, обагрит Церковь Кровью Христовой, казнит греховный мир, а новому Израилю сотворит удобный путь к Небу. Об этом поет Святая Церковь: «Крест начертав, Моисей прямо жезлом Чермное (Красное. – Примеч.) море рассек…» и далее. Поэтому как брошенный жезл Моисея становился змеем, когда же брался в руки, становился жезлом, так и Крест Христов отбрасывающим его становится врагом и будет лютым змеем на погибельное угрызение. Нам же, держащимся Креста Господня, он есть жезл силы, посланный от Сиона.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Георгий Константинович Властов (†1899)

И исполнилось семь дней после того, как Господь поразил реку.
Ст. 25 Комментаторы понимают это место так, что сем дней река была поражена, и вода ее не была годна для питья; вторая казнь следовала непосредственно за первой.
Вторая казнь

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-25 и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона, и не послушал их, как и говорил Господь. И оборотился фараон, и пошел в дом свой; и сердце его не тронулось и сим. И стали копать все Египтяне около реки чтобы найти воду для питья, потому что не могли пить воды из реки. И исполнилось семь дней после того, как Господь поразил реку

На основании выражения: «и волхвы египетские чарами своими сделали то же», можно думать, что они произвели в воде такую же существенную перемену, какую совершил Моисей и Аарон. Своим подражанием им волхвы парализовали то впечатление, которое должен был получить фараон от чуда «И сделали то же, и ожесточилось сердце фараона».

По рассказу кн. Исход, а равно и сознанию других ветхозаветных писателей (Пс. 77:44; 104:29), первая казнь была чудесным явлением, совершившимся по воле Божьей. Между тем не только натуралисты, но даже библеисты положительного направления считают ее естественным явлением, — ежегодно наблюдаемым при разливе Нила окрашиванием его воды. Но подобное отождествление превращения воды в кровь с естественным окрашиванием ее не находит для себя оснований в тексте.

По указанию Библии, первая казнь падает на время обычного уровня нильской воды, когда Нил течет в берегах. Так, фараон получает предсказание о наступлении казни в тот момент, когда идет на берег реки (15), египтяне копают колодцы около реки (24). И то, и другое сообщение понятны только при предположении, что прилегающая к Нилу местность не покрыта водой. Не допускает мысли о разливе Hилa и время совершения первой казни.

Разлив продолжается с июля по сентябрь, а первая казнь падает на январь, — это видно из следующего. По указанию Библии, от 7-й казни особенно пострадали лен и ячмень: «лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился. А пшеница и полба не были побиты, потому что они были поздние» (9:31–32). Так как лен цветет в нижнем Египте в конце февраля, в половине марта бывает его сбор и жатва ячменя, то очевидно, что седьмая казнь совершилась в конце февраля или начале марта. От этого времени до последней казни, падающей на начало апреля, прошел месяц; следовательно, четыре последние казни совершились в течение месяца, отделяясь одна от другой почти недельным промежутком. Если таким же временем определялись промежутки, разделяющие первые шесть казней, то для их совершения потребовалось 1 1/2 месяца, причем первая казнь падала на январь.

Во-вторых, разлив Нила не только не сопровождается порчей воды, но даже представляет прекращение нездорового ее состояния, в каком она бывает в предшествующее время, в период так называемого зеленого Нила.

В-третьих, при наводнении рыба в Ниле не умирает, и само оно продолжается не 7 дней (ст. 25), а с июля по сентябрь. Совокупность всех этих данных и не позволяет отождествлять превращение воды в кровь с окрашиванием ее при разливе Нила.

Справедливость такого взгляда поддерживается, между прочим, авторитетом отцов и учителей Церкви. «Вода, преложенная в кровь, — говорит блаженный Феодорит, — обвиняла египтян в совершенном ими детоубийстве». «Моисей, — замечает Ефрем Сирин, — ударил по воде речной, и воды преложились в кровь». Еще яснее высказывает мысль о субстанциальном преложении воды в кровь Кирилл Александрийский. «Можно ли понять, — спрашивает он, — как вода была превращена в существо крови?»

Олег Стеняев, протоиерей

Ст.22-25  И ожесточилось сердце фараона, и не послушал их, как и говорил Господь. И оборотился фараон, и пошел в дом свой; и сердце его не тронулось и сим. И стали копать все Египтяне около реки [чтобы найти] воду для питья, потому что не могли пить воды из реки. И исполнилось семь дней после того, как Господь поразил реку


Здесь мы должны обратить внимание на то, что говорится о семи днях наказания. В дальнейшем это не уточняется, но по особенностям библейского текста этой информации достаточно, чтобы утверждать: каждое последовавшее затем наказание из числа десяти египетских казней длилось ровно семь дней, не больше и не меньше, а потом прекращалось.

Потому что если дается такое упоминание, оно должно нести в себе какую-то информацию, и это – подсказка, что такое-то наказание длилось семь дней, потом вода опять стала обычной водой.

Итак, давайте посмотрим, что пишут святые отцы.

«Отсюда начинаются египетские казни. То, что происходило с египтянами зримым образом, теперь духовно происходит с нами. Ибо Египет – это образ века сего. Первая казнь – когда воды превратились в кровь. Египетские воды непостоянны, и учения философов сомнительны. Воды по заслугам превращены в кровь, ибо они [философы] телесно мыслят о причинах вещей. Но когда крест Христов дает этому миру свет истины, он поразит мир подобного рода наказаниями, чтобы тот из наказаний признал собственные ошибки».

У этого латинского автора, Исидора Севильского, жившего до VIII века, похоже, были проблемы с языческими философами, и это первое наказание он относит к ним. Языческие философы действительно поили народ своими ложными знаниями, своей этой отравой – ложной идеологией. И нужно было исцеление людей от подобного яда.

Блаженный Августин задается вопросом: откуда взялась вода?

«Ты спрашивал о том, каким образом волхвы фараона смогли сделать нечто подобное после того, как вся вода в Египте превратилась в кровь. На этот вопрос можно дать два ответа: или это могло произойти с морской водой, или, что более вероятно, в той области, где находились сыны Израиля, таких бедствий не случалось. Это место в Писании ясно показывает некоторым, что нужно понимать, даже когда об этом не сказано».

Ну вот, видите: Блаженный Августин прибавил еще два истолкования. Из текста мы видим, что люди копали землю и добывали воду – это один способ истолкования. Другой возможный способ: они брали морскую воду. И третий возможный способ: в земле Гесем не было никаких казней Божиих, потому что эта земля была отведена еврейскому народу, она пользовалась Божьим покровительством, там молился народ Божий, там не было идолов. Конечно, евреи могли пережить эту казнь. Потерявшие же воду прибегали в Гесем и выпрашивали, покупали или даже просто отбирали ее у местных жителей, то есть евреев.

Казни Божии грядут и на тот мир, в котором живем мы с вами. О чашах гнева Божьего говорится в Апокалипсисе. Наш современный мир – это мир, в котором правит фараон мыслимый, то есть диавол, который порабощает людей через культ золотого тельца. И жрецы этого фараона – это все те, кто отрекся от идеалов Библейского откровения, и ради гнусной наживы они водят хороводы вокруг золотого тельца. Но грядет наказание, и великие чаши гнева Господня будут изливаться на этот мир постепенно, как и десять египетских казней, которые шли одна за другой.

А число «семь» (семь дней) указывает на полноту в сторону увеличения в человеческом понимании. То есть каждая казнь становилась все хуже, и хуже и хуже. Так же и чаши гнева Господня будут изливаться на этот мир, в котором мы с вами живем, и приносить все больше, и больше, и больше горя людям, пребывающим в нераскаянии.

Как объясняют святые отцы, это связано только с тем, что люди невосприимчивы к Небесным глаголам, но через катаклизмы в земной жизни, через катастрофы, извержения вулканов, цунами, авиакатастрофы, что-то еще подобное и страшное – через все это они еще могут задуматься. А во всех других случаях их сердца уже запечатаны, диавол уже начал ставить свои печати, чтобы ограничивать людей в познании истины.

Мы должны стремиться не просто искать Бога в этой жизни, потому что у человека нет таких внутренних ресурсов, чтобы он сам мог обрести Бога, но надо молиться о том, чтобы Господь нашел нас Сам и избавил нас от грядущих казней, грядущих на всю вселенную! Спаси вас всех Христос!

Беседы на Книгу Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible