Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:

Святые отцы

Прочие

Григорий Богослов, свт. (†389)

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря

Великий Моисей казнил Египет, спас народ при многочисленных знамениях и чудесах, вошел внутрь облака и дал двоякий закон: внешний - закон буквы, и внутренний - закон духа. И Аарон, брат Моисея и по телу, и по духу, приносил жертвы и молитвы за народ, был посвящен в таинства священной и великой скинии, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр. 8:2).

Погребальное слово в похвалу Василию Великому (Слово 43)

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 8-10 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось пред фараоном – он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем
 

Это чудо являлось, конечно, оскорбительным для фараона, потому что на его головном уборе – на его тиаре – располагалось изображение кобры с распустившимся капюшоном. И то, что палка оборачивается в змия – это был вызов, это было как бы сообщение о том, что царство фараоново может быть опрокинуто! Потому что когда эту тиару несли, ее всегда крайне оберегали от случайного даже падения: если бы она упала, то жрецы тотчас предсказали бы падение Египту, его поражение в какой-то локальной войне, и так далее. А здесь змей извивается возле ног Моисея и Аарона, и ничего не может сделать против них.

Блаженный Августин пишет:

«Под змеем подразумевается смерть, которую он принес в рай с помощью беседы, когда через создающего (т.е. змея) показывается то, что создается (т.е. смерть). Значит, превращение жезла в змея знаменует переход Христа к смерти, а превращение змея в жезл – воскресение Христово с Его Телом, которое есть Церковь. Это произойдет в конце времен, что обозначает хвост змея, за который взялся Моисей, чтобы он превратился в жезл. Змеи же волхвов, словно мертвые этого века, они, если не поверят во Христа, то, словно поглощенные, войдут в Его Тело, воскреснуть же в Нем не смогут».

Рассуждение Блаженного Августина очень интересно, ведь жезл, на который опирается Моисей – это символ креста Господня и символ самого Господа Иисуса Христа! И когда жезл падает, когда Христос под тяжестью креста падает, Его распинают, Он умирает. А змей – это символ смерти. И когда жезл превращается в змея, это напоминание о том, что была смерть Христова.

Но Христос побеждает смерть, Он «смертию смерть попрал». И то, что змей становится опять жезлом, это значит, что силой мук на кресте Сына Божьего мы одерживаем сокрушительную победу над диаволом, грехом и смертью.

Ну, а как повели себя волхвы? Какие были их действия?

Беседы на Книгу Исход

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о знамении Честного Креста

Прообразом Креста был жезл Моисея, который превращался в змея и поглотил чародейных змеев, превратил воду в кровь и навел на египтян другие казни (Исх.7,8-25; Исх.8,5-6,16-17). Затем рассек Красное море, показав сухой путь Израилю (Исх.14,21). Он был образом Креста, который потребит адских змиев, обагрит Церковь Кровью Христовой, казнит греховный мир, а новому Израилю сотворит удобный путь к Небу. Об этом поет Святая Церковь: «Крест начертав, Моисей прямо жезлом Чермное (Красное. – Примеч.) море рассек…» и далее. Поэтому как брошенный жезл Моисея становился змеем, когда же брался в руки, становился жезлом, так и Крест Христов отбрасывающим его становится врагом и будет лютым змеем на погибельное угрызение. Нам же, держащимся Креста Господня, он есть жезл силы, посланный от Сиона.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-10 но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской; фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской - судами великими; тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их. И сделали Моисей и Аарон, как повелел им Господь, так они и сделали. Моисей был восьмидесяти, а Аарон восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось пред фараоном - он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем

Из сравнения 15 и 17 ст. данной главы с ее 19 ст. с несомненностью следует, что жезл Ааронов (10) есть жезл Моисеев, чудесным образом превращенный в змея при Хориве (4:2–4) и назначенный служить орудием последующих чудотворений. Если он называется Аароновым, то потому, что переходит в руки Аарона, как слова Моисея в его уста (4:30). Выражение змей, евр. «таннин», в которого превращен жезл, означает всех морских или речных чудовищ и специально прилагается к крокодилу, как символу Египта (Ис. 51:9; Иез. 32:2; Пс. 73:13). В данном же месте этот термин означает, как думают, какой-либо частный вид змея, может быть, аспида, или урэуса, царского змея.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka