Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 8:14
и собрали их в груды, и воссмердела земля.
Святые отцы
Прочие
- Олег Стеняев, протоиерей
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 6-7, 13-15. Когда Фараон, и сим не был убежден, тогда снова Аарон простре руку свою. В жезле виден образ креста: им начаты все казни, когда пожрал он змиев, в знаменование будущего истребления всех идолов; им и окончены, когда разделено море и потоплены Египтяне, во образ предаваемых гибели Хананеев. И излезоша жабы; и покрыша землю египетскую. Сотвориша же и волсви волхвованиями своими такожде. Если бы волхвы любили Египет; то к действительным жабам Моисеевым не присовокупили бы своих мечтательных жаб. Поэтому, они и не врачевали Египет, потому что не могли истребить жаб Моисеевых; но и не поражали его, потому что вместо жаб показывали их призраки; они ни поражали, ни врачевали; потому что производили одни мечтания. Вымер один род - род рыбы, явился другой род - жабы, чтобы неприведенные в чувство смертью рыб пострадали от живых жаб.Изомроша жабы. И собраша я в стоги стоги, чтобы не подумали Египтяне, будто бы жабы были один призрак. Но когда бысть отрада, отяготися сердце Фараоново и непослуша их.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 12-14 Моисей и Аарон вышли от фараона, и Моисей воззвал к Господу о жабах, которых Он навел на фараона. И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и на полях; и собрали их в груды, и воссмердела земля
Моисей простирает на жаб руки, и они исчезают. Это же, как можно узнать, совершается и ныне. Ибо уразумевшие это простертие рук законодателевых (уразумеешь же непременно, что говорит тебе эта загадка, а именно через законодателя Моисея дает познать истинного Законодавца, а через простертие рук - Простершего руки на кресте), хотя незадолго до этого жили нечистыми и полными жаб помыслами, как скоро обратят взоры к Простершему за нас руки, освободятся от лукавого их сожительства по умерщвлении и истреблении страсти. А действительно освободившимся от такой болезни по умерщвлении пресмыкающихся движений воспоминание о прежней жизни делается каким-то неуместным и зловонным, неприятным душе по причине стыда, как говорит апостол тем, которые, отложившись от порочной жизни, приступили к добродетели: Кий убо тогда иместе плод, о них же стыдитеся (Рим. 6:21)?
Олег Стеняев, протоиерей
Ну, я уже как-то говорил, почему они молились только когда выходили от фараона и удалялись за город. Потому что они не хотели молиться в городе, где было слишком много идолов.
«Фараон, который приложил свое усердие к тщетным и пустым мнениям, когда Египет наполнился жабами, издававшими звук пустой и кваканье тщетное, а Моисей говорил: Назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы истребил Господь жаб, – когда фараон, оказавшись в такой беде, должен был бы просить, чтобы тот помолился, не откладывая, он [тем не менее] ответил: Завтра, – праздный и попускающий промедление [ответ], кару египетскую имеющий обратить в погибель. Итак, когда он так приказывал, он не знал благодарности и, вознесшись в мудровании плоти своей, забывал о Боге».
Святитель Амвросий приоткрывает еще один аспект в характере фараона: этот человек по-прежнему чувствует, что он руководит ситуацией! Когда бедствие в стране, когда рубль рушится, появляются наши правители, и они говорят: «Мы контролируем ситуацию, не волнуйтесь!»
Я никогда не забуду, как во время трагедии с подводной лодкой «Курск», в тот же день, когда случилась авария, показали представителя Морфлота, который сказал: «Все нормально, воздух мы туда подаем и с моряками перестукиваемся!»
Все эти официальные деятели хотят выглядеть так, будто они по-прежнему контролируют ситуацию! Даже тогда, когда они не знали, где эта лодка, и не могли найти ее длительное время! Даже когда они не уверены, что они смогут преодолеть социальный кризис – они как заклинатели змей пытаются нас заговорить, и нас воспринимают не как людей, а как не понятно кого!
И вот фараон был правителем именно такого характера! Когда происходили страшные репрессии в советские времена, Сталин произнес такую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» И здесь фараон, по мнению святителя Амвросия Медиоланского, не просто испытывает Моисея и Аарона, он как бы настаивает на том, что он еще правитель в Египте, он это решает! Хотя очевидно всем, что управляется всем этим кто-то совсем-совсем другой.
То есть делались большие кучи, куда собирали этих умерших жаб, и от этих куч, конечно, распространялась концентрированная непереносимая вонь по всему Египту.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
6. Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
7. То же сделали и волхвы [Египетские] чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую.
Какое значание имели состязания Моисея и Аарона с волхвами Египетскими в чудотворении и вообще чудеса – казни, совершенные над Египтом?
Значение их то, что они представляли как бы борьбу истинной религии, представителями которой являются Моисей и Аарон, с религиею ложною, языческою и с таким же лже-именным разумом, представителями которых являются Фараон и волхвы. Для Евреев эти чудеса – казни раскрывали всю ложность и гибельность язычества, к которому они приобрели в Египте большую склонность (см. Исх.32 ср. Деян.7:42-43 и Иез.20:7-8;Иез.23:3); для Фараона и всех язычников Египта чудесные казни были свидетельством истинности и могущества Иеговы, Бога Еврейского.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ст. 13 И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и на полях [их];
Ст. 14 и собрали их в груды, и воссмердела земля.
Таким образом, прекращение казни от жаб, в соответствие нераскаянности и упорству Фараона, имело характер новой казни; ибо лягушки не удалены были обратно в воды рек, озер и болот, а только все вымерли, так что от громадного множества трупов их воссмердела земля Египетская.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-14 Моисей и Аарон вышли от фараона, и Моисей воззвал к Господу о жабах, которых Он навел на фараона. И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и на полях; и собрали их в груды, и воссмердела земля
Окончание казни, точное исполнение желания фараона должны были убедить его в справедливости слов Моисея: «нет никого, как Господь Бог наш» (10).