Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 8:15
И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Олег Стеняев, протоиерей
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 6-7, 13-15. Когда Фараон, и сим не был убежден, тогда снова Аарон простре руку свою. В жезле виден образ креста: им начаты все казни, когда пожрал он змиев, в знаменование будущего истребления всех идолов; им и окончены, когда разделено море и потоплены Египтяне, во образ предаваемых гибели Хананеев. И излезоша жабы; и покрыша землю египетскую. Сотвориша же и волсви волхвованиями своими такожде. Если бы волхвы любили Египет; то к действительным жабам Моисеевым не присовокупили бы своих мечтательных жаб. Поэтому, они и не врачевали Египет, потому что не могли истребить жаб Моисеевых; но и не поражали его, потому что вместо жаб показывали их призраки; они ни поражали, ни врачевали; потому что производили одни мечтания. Вымер один род - род рыбы, явился другой род - жабы, чтобы неприведенные в чувство смертью рыб пострадали от живых жаб.Изомроша жабы. И собраша я в стоги стоги, чтобы не подумали Египтяне, будто бы жабы были один призрак. Но когда бысть отрада, отяготися сердце Фараоново и непослуша их.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
6. Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
7. То же сделали и волхвы [Египетские] чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую.
Какое значание имели состязания Моисея и Аарона с волхвами Египетскими в чудотворении и вообще чудеса – казни, совершенные над Египтом?
Значение их то, что они представляли как бы борьбу истинной религии, представителями которой являются Моисей и Аарон, с религиею ложною, языческою и с таким же лже-именным разумом, представителями которых являются Фараон и волхвы. Для Евреев эти чудеса – казни раскрывали всю ложность и гибельность язычества, к которому они приобрели в Египте большую склонность (см. Исх.32 ср. Деян.7:42-43 и Иез.20:7-8;Иез.23:3); для Фараона и всех язычников Египта чудесные казни были свидетельством истинности и могущества Иеговы, Бога Еврейского.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 15 О. Герлах очень справедливо замечает, что язычник Фараон, считая Моисея таким же чародеем, как волхвы Египетские, но с большим только знанием и силою, чем они, и не постигая еще величия Божия, думает, что Моисей достиг крайних пределов своей власти, и по всей вероятности более сделать ничего не может. Вседствие этого он решается продолжать борьбу с ним.
Третья казнь
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь
Мысль о Виновнике бедствия, пред волей Которого следует преклониться, была вызвана в фараоне тяжестью бедствия, казни. С ее прекращением исчезла и она. «Сообразно с сердцем людей, — говорит блаженный Августин, одних милосердие Божие приводит к покаянию, других вооружает против Него, укрепляет во зле».
Олег Стеняев, протоиерей
И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь
Надо заметить, что в Священном Писании совершенно четко у малых пророков говорится, что Бог может простить человеку, ожидая его раскаяние, два-три проступка, совершенные подряд. «За второе-третье – так и быть, но дальше уже не прощу!»
Фараона же Бог прощает пять раз, потому что те пять первых казней – это демонстрация силы. То, что происходило потом – это был уже необратимый процесс. То есть Бог вызывал в сердце фараона осознание того, что происходит. Поэтому здесь присутствует четырехбуквенное имя Божие «Господь», которое означает меру милосердия. А в Синодальном тексте слово «Бог» означает меру суда.
Но здесь пока еще проявляется милосердие Божие: этот человек еще может задуматься, еще может пересмотреть свое поведение! Но он ожесточил сердце свое.
Что интересно, в еврейском языке «и ожесточил сердце свое» – это неопределенная форма глагола с оттенком прошедшего времени. То есть не сейчас фараон ожесточил сердце свое, он и раньше был готов, что какой бы ни был исход, он покажет, кто он на самом деле такой: он – правитель в Египте!
«И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое (дословно было бы «окаменил сердце свое», – О. С.), и не послушал их, как и говорил Господь».
А что говорил Господь? А Господь говорил в предыдущей главе: «Фараон не послушает вас» (Исх.7:4). То есть Господь предсказал уже эту ситуацию, потому что Бог – сердцеведец, Он видит реально то, что происходит в сердце каждого из нас.
И далее третья казнь: мошки. Напомню вам, что мы говорили. Мошки – это был вызов египетским божествам земли, которые, казалось бы, должны были оберегать землю, здоровье египтян, но это снова будет поражение богов Египта.