Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 6-7, 13-15. Когда Фараон, и сим не был убежден, тогда снова Аарон простре руку свою. В жезле виден образ креста: им начаты все казни, когда пожрал он змиев, в знаменование будущего истребления всех идолов; им и окончены, когда разделено море и потоплены Египтяне, во образ предаваемых гибели Хананеев. И излезоша жабы; и покрыша землю египетскую. Сотвориша же и волсви волхвованиями своими такожде. Если бы волхвы любили Египет; то к действительным жабам Моисеевым не присовокупили бы своих мечтательных жаб. Поэтому, они и не врачевали Египет, потому что не могли истребить жаб Моисеевых; но и не поражали его, потому что вместо жаб показывали их призраки; они ни поражали, ни врачевали; потому что производили одни мечтания. Вымер один род - род рыбы, явился другой род - жабы, чтобы неприведенные в чувство смертью рыб пострадали от живых жаб.Изомроша жабы. И собраша я в стоги стоги, чтобы не подумали Египтяне, будто бы жабы были один призрак. Но когда бысть отрада, отяготися сердце Фараоново и непослуша их.

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Исх.8:1-24

6. Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
7. То же сделали и волхвы [Египетские] чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую.

 Какое значание имели состязания Моисея и Аарона с волхвами Египетскими в чудотворении и вообще чудеса – казни, совершенные над Египтом? 

Значение их то, что они представляли как бы борьбу истинной религии, представителями которой являются Моисей и Аарон, с религиею ложною, языческою и с таким же лже-именным разумом, представителями которых являются Фараон и волхвы. Для Евреев эти чудеса – казни раскрывали всю ложность и гибельность язычества, к которому они приобрели в Египте большую склонность (см. Исх.32 ср. Деян.7:42-43 и Иез.20:7-8;Иез.23:3); для Фараона и всех язычников Египта чудесные казни были свидетельством истинности и могущества Иеговы, Бога Еврейского.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

И увидел Фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь.
Ст. 15 О. Герлах очень справедливо замечает, что язычник Фараон, считая Моисея таким же чародеем, как волхвы Египетские, но с большим только знанием и силою, чем они, и не постигая еще величия Божия, думает, что Моисей достиг крайних пределов своей власти, и по всей вероятности более сделать ничего не может. Вседствие этого он решается продолжать борьбу с ним.
Третья казнь

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь

Мысль о Виновнике бедствия, пред волей Которого следует преклониться, была вызвана в фараоне тяжестью бедствия, казни. С ее прекращением исчезла и она. «Сообразно с сердцем людей, — говорит блаженный Августин, одних милосердие Божие приводит к покаянию, других вооружает против Него, укрепляет во зле».

Толковая Библия

Олег Стеняев, протоиерей

И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь
 

Надо заметить, что в Священном Писании совершенно четко у малых пророков говорится, что Бог может простить человеку, ожидая его раскаяние, два-три проступка, совершенные подряд. «За второе-третье – так и быть, но дальше уже не прощу!»

Фараона же Бог прощает пять раз, потому что те пять первых казней – это демонстрация силы. То, что происходило потом – это был уже необратимый процесс. То есть Бог вызывал в сердце фараона осознание того, что происходит. Поэтому здесь присутствует четырехбуквенное имя Божие «Господь», которое означает меру милосердия. А в Синодальном тексте слово «Бог» означает меру суда.

Но здесь пока еще проявляется милосердие Божие: этот человек еще может задуматься, еще может пересмотреть свое поведение! Но он ожесточил сердце свое.

Что интересно, в еврейском языке «и ожесточил сердце свое» – это неопределенная форма глагола с оттенком прошедшего времени. То есть не сейчас фараон ожесточил сердце свое, он и раньше был готов, что какой бы ни был исход, он покажет, кто он на самом деле такой: он – правитель в Египте!

«И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое (дословно было бы «окаменил сердце свое», – О. С.), и не послушал их, как и говорил Господь».

А что говорил Господь? А Господь говорил в предыдущей главе: «Фараон не послушает вас» (Исх.7:4). То есть Господь предсказал уже эту ситуацию, потому что Бог – сердцеведец, Он видит реально то, что происходит в сердце каждого из нас.

И далее третья казнь: мошки. Напомню вам, что мы говорили. Мошки – это был вызов египетским божествам земли, которые, казалось бы, должны были оберегать землю, здоровье египтян, но это снова будет поражение богов Египта.

Беседы на Книгу Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible