И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-19, 25-27 Аарон снова жезлом своим удари в персть земную: и быша скнипы в человецех и в скотех и по всей земле. Твориша же и волсви волхованьми своими, стараясь не умножить скнипов, как сделали в предшествующей казни, но истребить их, и не возмогоша. Посему, когда искусство их было уничижено, и открылась его суетность, исповедали они: перст Божий есть сие.Но Фараона не убедили ни Моисей, ни волхвы его, говорившие: перст Божий есть сие. Посему, сказано не так: Бог ожесточил сердце его, но: ожесточися сердце его и не послуша их, якоже рече Господь. Поелику же от претворения воды в кровь, от жаб и скнипов земля гессемская, где жили сыны Израилевы, страдала так же, как и земля египетская; то, насылая новую язву - песиих мух, Бог произвел разделение между землями, и на Египет навел мух, а на землю Гессемскую не навел. Фараон говорит Моисею и Аарону: шедше, без страха и как угодно вам, пожрите жертву Богу вашему в земле нашей. Моисей же отвечает ему: мы в жертву Богу приносим тельцов и овец, а вы поклоняетесь им. Если пред взором Египтян принесем в жертву богов египетских; то камением побиют ны. Напротив того, путем триех дней пойдем, и пожрем Господу, как повелено нам.

Августин Аврелий, блж. (†430)

И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь

Здесь я вижу, что может произойти с человеком шаткого ума, который может задать вопрос, почему подобные чудеса производились также и посредством чар. Ведь и волхвы фараона подобным образом сотворили змей и кое-что другое. Но тогда тем более следует удивиться тому, каким же образом та сила волхвов, которая могла создать змей, когда она дошла до мельчайших мух, совсем пропала. Ведь мошки, являясь мельчайшими мухами, все же стали третьей напастью, которая поразила жестоковыйный народ Египта. И тогда, не сумев с ним справиться, волхвы сказали: Это перст Божий. Отсюда нам дано понять, что даже преступившие ангелы и силы воздуха, которые были низвержены из их прежнего обиталища в возвышенной эфирной чистоте в глубокий мрак как своего рода темницу и посредством которых волхование способно на то, на что способны они, не могут ничего, если это не дано силою свыше.

О Троице


Разве не Святой Дух подразумевается под перстом Божиим? Читай Евангелие и увидишь, что один евангелист пишет, что Господь говорил: если же Я Духом Божиим изгоняю бесов (Мф. 12:28); а другой евангелист говорит: если же Я перстом Божиим изгоняю бесов (Лк. 11:20). Следовательно, если и этот Закон написан перстом Божиим, то есть Духом Божиим, тем Духом, о Котором волхвы фараона, будучи побеждены, сказали: Это перст Божий, если, следовательно, этот Закон - именно он! - был составлен Духом Божиим, то есть перстом Божиим, почему же не о нем сказано: закон духа жизни во Христе Иисусе (Рим. 8:2)?

Проповеди

Олег Стеняев, протоиерей

И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь
 

То есть они сказали ему: «Все, мы уже не принимаем участия в этих «соревнованиях», это не цирк, это не колдовство, это перст Божий!».
Для них для всех уже очевидно, что это – наказание от Бога! Ведь эти волхвы были не просто какие-то рядовые проходимцы-заклинатели, они были и жрецами одновременно, они были самыми образованными людьми в Египте своей эпохи! И когда фараон не был еще фараоном, а был только ребенком, наследником, именно эти люди обучали его знаниям. И вот эти самые мудрые люди, его учителя, говорят: «Это не колдовство, это – от Бога!»

Но фараон по-прежнему ожесточает свое сердце. То есть он уже восстает против всей мудрости египетской, вот этой оккультно-магической мудрости!

Исидор Севильский, древний христианский экзегет, пишет:

«После этого производятся мошки. Это животное летает по воздуху на крыльях, но оно настолько мало и ничтожно, что его нельзя увидеть глазами, если только не всматриваться пристально. Тело, на которое эта мошка садится, она начинает очень больно кусать, так что, если кто не в состоянии увидеть летящую мошку, сразу почувствует кусающую. Животные этого рода сравниваются с еретической изощренностью, которая изощренными словесными приемами мучает души, оплетая их с такой ловкостью, что обманутый не видит и не понимает, откуда обман приходит (то есть Исидор настаивает на том, что, эти мошки похожи на сектантов, на всяких еретиков, вероотступников, которые хотят нас смутить, придраться к каждому нашему слову! – О. С.). На третий раз волхвы не смогли этого сделать и говорили: Это перст Божий (Исх.8:19). Эти волхвы были похожи на непреклонных еретиков. Апостол говорит: Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и эти противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют, ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось (2Тим.3:8-9). Те же, кто из-за развращенности ума были очень беспокойными, в третий раз оказались неспособными [сделать то же самое], говоря, что Святой Дух, бывший на Моисее, противится им. На третьем месте находится Святой Дух, Который является перстом Божиим. Поэтому они, оказавшись в третий раз бессильными, сказали: Это перст Божий. Так же, как Святой Дух, приобретенный и умиротворенный, дает покой кротким и смиренным сердцем, так, напротив, доставляет беспокойство злым и гордым, каковое беспокойство обозначают эти мельчайшие мухи, в отношении которых волхвы фараона оказались бессильны, говоря: Это перст Божий».

Надо сказать, что существует предание как в еврейском народе, так и в коранической традиции: фараон приказал казнить всех этих жрецов, потому что они не просто исповедовали, что деяния Моисея и Аарона – это перст Божий, они признали таким образом превосходство Бога Авраама, Исаака и Иакова над всеми богами Египта! То есть они обратились в единоверие.

И казнь их была страшна: по преданию, их всех распяли на пальмах, которые во множестве растут в тех краях. Их казнили, потому что они не справились с тем, с чем справиться невозможно. Эти люди поняли: это перст Божий, и никто тут ничего не поделает.

Беседы на Книгу Исход

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Исх.8:1-24

6. Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
7. То же сделали и волхвы [Египетские] чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую.

 Какое значание имели состязания Моисея и Аарона с волхвами Египетскими в чудотворении и вообще чудеса – казни, совершенные над Египтом? 

Значение их то, что они представляли как бы борьбу истинной религии, представителями которой являются Моисей и Аарон, с религиею ложною, языческою и с таким же лже-именным разумом, представителями которых являются Фараон и волхвы. Для Евреев эти чудеса – казни раскрывали всю ложность и гибельность язычества, к которому они приобрели в Египте большую склонность (см. Исх.32 ср. Деян.7:42-43 и Иез.20:7-8;Иез.23:3); для Фараона и всех язычников Египта чудесные казни были свидетельством истинности и могущества Иеговы, Бога Еврейского.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь

Бессилие магов, общечеловеческое бессилие вызвать к бытию новую тварь, всего яснее сказалось в словах: «это перст Божий», дело высшей божественной силы (Пс. 8:4). Признанный самими волхвами сверхъестественный характер третьей казни виден из ее происхождения, причиной которого был удар жезла Ааронова, а равно и объема: вся персть обратилась во вшей, ни одна часть страны не была свободна от них (17; Пс. 104:31).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible