Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 8:8
И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь [обо мне] Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу.
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Олег Стеняев, протоиерей
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
6. Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
7. То же сделали и волхвы [Египетские] чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую.
Какое значание имели состязания Моисея и Аарона с волхвами Египетскими в чудотворении и вообще чудеса – казни, совершенные над Египтом?
Значение их то, что они представляли как бы борьбу истинной религии, представителями которой являются Моисей и Аарон, с религиею ложною, языческою и с таким же лже-именным разумом, представителями которых являются Фараон и волхвы. Для Евреев эти чудеса – казни раскрывали всю ложность и гибельность язычества, к которому они приобрели в Египте большую склонность (см. Исх.32 ср. Деян.7:42-43 и Иез.20:7-8;Иез.23:3); для Фараона и всех язычников Египта чудесные казни были свидетельством истинности и могущества Иеговы, Бога Еврейского.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 8 Первый признак упадка духа Фараона, вызванный, вероятно, чувством бессилия, когда он увидел, что чародеи его не могут удалить жаб. В Фараоне нет раскаяния или сознания вины, но он начинает сознавать силу Иеговы, и даже при проблеске этого чувства он, обратясь к Моисею, получает облегчение.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу
Неспособность магов избавить страну от жаб, вызывавших в чистоплотных египтянах чувство отвращения, привела фараона к мысли, что данная казнь совершена Богом и в силу этого только Им и может быть прекращена. Отсюда и просьба к Моисею и Аарону: «помолитесь обо мне Господу».
Олег Стеняев, протоиерей
И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ [Израильский] принести жертву Господу
Конечно, для фараона это было испытание: он ложится спать, а в постели – жабы, он открывает сосуды с едой – и там жабы! Да и внутри у фараона что-то квакает – не понятно: толи несварение желудка, толи и впрямь жаба внутрь попала! И этот запах илистый, который везде распространяется… Конечно, все это было очень неприятно для египетского правителя, это было его испытание. И всякий раз, когда он обращается к Моисею и Аарону с просьбой помолиться о нем, на самом деле он переступает через свою гордыню! Потому что ему, конечно, было бы легче взять и казнить всех, но он совершенно четко понимает, что это не обычные люди, и так просто с ними не разобраться!
«Следует отметить, что здесь использовано слово моление, и это нечто иное по сравнению с молитвой. Под молением понимается, когда человек обещает сделать нечто, если получит желаемое от Бога. Это именование употребляется и в нашей обычной речи. Так, в Книге Исход мы находим после описания казни жабами – она была второй в ряду десяти: Призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтобы Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу. Если же кто сомневается из-за того, что слово фараона было помолитесь, от слова моление, в отличие от более раннего и привычного, следует понаблюдать и за следующим употреблением, которое таково: Моисей сказал фараону: назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы жабы исчезли у тебя, в домах твоих, и остались только в реке. Мы заметили, что в случае с мошками, во время третьей кары, уже ни фараон не просит молиться, ни Моисей не молится. А с песьими мухами, в четвертую кару, говорит: Помолитесь же обо мне ко Господу, когда Моисей сказал: Я выйду от тебя, и помолюсь Господу (Исх.8:28-29)».
То есть, фараон как бы говорит: «Совершите моление, и, может быть, я изменюсь! Я отпущу народ Израиля принести жертву Господу!» Конечно, он вкладывает свой смысл во фразу «я отпущу народ [Израильский] принести жертву Господу», и мы далее узнаем, что он имел в виду только мужчин без женщин, без детей, без скота. То есть всегда, когда мирской человек обещает что-то Богу или просит вас помолиться за него, не спешите радоваться: надо понять, а что он имеет в виду. Потому что здесь реакция фараона была совсем не та, какую ожидал от него Господь, Моисей с Аароном и весь еврейский народ.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
За избавлением от казни Фараон обращается не к магам, а именно к Моисею (Исх. 10:16; 3Цар. 13:6), из сего видно, что маги египетские не в состоянии были прекратить эту казнь, равно как и змеев снова сделать жезлами и кровавую воду настоящей и безвредной – знак, что все опыты их основывались на естественных силах природы. Своим обращением к Моисею Фараон доказывает, что для него понятно делается превосходство Моисеевых чудес пред чарами волхвов.